Б. Жанры христианской гимнографии: отпустительный тропарь, седален, ипакои, эксапостиларий, стихира, кондак, канон.
Гимнография – церковное песнотворчество.
Тропарь – особая песнь, прославляющая праздник святого или события.
Тропарь (греч.) – вращаю, обращаю. Это значит, что тропарь – это строфа, которая должна перемежаться с другими текстами. И название «тропарь» говорит о том, что этот текст должен быть «удобообращательным». Должно быть удобно перемежать (обращать) его с другими текстами.
Содержит: основное песнопение праздника (суть его содержания); -из них составляют канон; -припеваются на блаженных.
Тропарь исходно представлял собой краткое песнопение музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов. С развитием церковной гимнографии возникло несколько типов тропарей: ирмос и тропари канона, стихира, ипакои, кондак и др. В настоящее время тропарем называется краткое песнопение, посвященное празднику, к.л. святому, данному богослужению и т.п. Мелодия тропарей подчиняется гласом.
Тропарь отпустительный – краткое заключительное песнопение, прославляющее праздник, святого или иконы. В 52-й главе, 3-й части Типикона, содержатся указания об опустительных тропарях и кондаках, как они поются на вечерне, на повечерие, на утрене, на часах и на Божественной Литургии. В 55-й главе Типикона находятся отпустительные тропари, кондаки и светильны, а также – прокимны, Апостолы (т.е. указания на зачала) и причастны для каждого дня седмицы.
СЕДАЛЕН есть текст, следовавший за кафизмой, при чтении или пении которого раньше, как и во время кафизм, дозволялось садиться. По своей сути является разновидностью тропаря. Читается по кафизмех на утрени, По 3-й песни канона, По полиелее.
Седальны соответственно указаниям Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди. После седальна последней кафизмы читается 50 псалом. За 50 псалмом следует канон.
ИПАКОИ – (греч. внимание, послушание) – краткое изменяемое песнопение, поется или читается на воскресной утрене (перед антифонами), повечерии и полунощнице (вместо тропарей), на праздничных утренях праздников Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и др. (после третьей песни канона), а также в составе пасхальных часов. Ипакои посвящены Воскресению Христову или событиям праздников.
В те воскресные дни, когда празднуется святой, которому полагается петь полиелей. Богородичный праздник или Сретение Господне, за ипакой полагается читать или петь седальны святого или праздника. За седальными (или ипакои) поются или читаются особые антифоны, называемые степенны.
ЕКСАПОСТИЛАРИЙ (илисветилен) – от (греч.) «посылаемый» – особое песнопение на утрене, содержание которого по большей части заимствовано из Евангелия (соответствующего). На православном Востоке светильнами называются только светильны Октоиха, используемые в Великий Пост (соответствующие тексты Минеи там называются ексапостилариями). В этих великопостных светильнах постоянно используеся образ света, божественного просвещения («Свет возсияй, Господи, душу мою очисти…»). С точки зрения формы – светилен звучит в конечной части утрени, в той части, когда близок возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет». В разных системах закрепились разные названия. В системе Миней – светилен. В системе Октоиха –ексапостиларий (в Октоихе есть и светильны, они употребляются в Великий пост). Порядок пения светильнов и экзапостилариев регулируется 16-ой главой Типикона.
СТИХИРА – вид тропаря – краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего поется стихира. Различаются стихиры: на «Господи воззвах» – на псалмы 140, 141, 129, 116, поются на вечерне после кафизмы: на стиховны, т.е. на стихи разных псалмов, поются в конце вечерни и в конце вседневной утрени; на хвалитех – на псалмы 148, 149 и 150, поются на утрене перед Великим славословием. Стихиры псалмов посвящены воспоминаниям дня. Существуют: евангельские стихиры, которые поются в воскресные дни после стихир на хвалитех, посвящены Евангелию, читаемому на утрене; литийные стихиры (см. лития) и стихиры отпевания, которые поются без стихов псалмов. По уставу псалмы полагается читать перед пением стихир, в настоящее время тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на которые поются стихиры. Мелодия стихир подчинена гласом.
Виды стихир:
Ст. на «Господи воззвах»: (вечерня; 140,141, 129, 116 Пс. – эта неизменяемая часть есть в Часослове) – к ним препеваются стихиры (10, 8, 6, 4 – в зависимости от значимости праздника по месяцеслову). Исключение: среда 5-й седмицы В.П. – 30 стихир, Благовещание – 11 стихир, стихиры на Славу и Ныне в счет не входят.
Ст. на литиии: (вечерня) – поются без стихов (от 1-9); Поются при выходе на праздничную литию.
Ст. на стиховне: (в чинопоследовании утрени бывают только на будничной) для них нет постоянных стихов Пс. И каждый раз выбираются особенные стихи. Их как правило 3, но бывает и 4.
Ст. по 50-м Пс. (утреня; праздничная утреня, когда совершается полиелей или бдение). На всенощной всегда: «Воскресе Иисус от гроба …»
Ст. на хвалитех: (утреня; нач.148, 149, 150 Пс. – в Часослове) – их может быть 8, 6, 4.
Евангельская стихира: (поется только на воскресном всенощном бдении; находится в Октоихе, в приложении). Зависит от Евангельского чтения. Поется на Славу в цикле стихир на хвалитех.
КОНДАК – Основоположник Роман Сладкопевец (Мелод) (1 пол. VI в.). Древние кондаки – многострофные (ок. 20-30) поэмы. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея. Кондаками также называются строфы акафиста.
КАНОН –(греч. правило) – жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к.л. праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 46 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы (по их имени названа такая книга, как Триодь – трипеснец). Девятипесенный всего один – Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные – это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа...» (Лк. 1; 46-55) и припев, прославляющий Богородицу «Честнейшую Херувим...». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. и к VIII в. вытеснил древний кондак.