Ничто и Нет. Ничто и отрицание.
Ничто есть отрицание всей совокупности сущего, оно — абсолютно не-сущее. Тем самым мы так или иначе подводим Ничто под определение негативного и, значит, по-видимому, отрицаемого. Мы будем утверждать: Ничто первоначальнее, чем Нет и отрицание. Ничто — источник отрицания, не наоборот.
Если мы во что бы то ни стало должны поставить вопрос о Ничто — о нем самом, — то надо, чтобы оно сначала просто имелось в наличии. Надо, чтобы мы могли с ним столкнуться. Где нам искать Ничто? Ничто есть полное отрицание всей совокупности сущего. Возникает вопрос: а что такое «совокупность сущего»? Мы не можем схватить всю совокупность сущего в раз, это невозможно. Но мы можем оказаться посреди сущего как единого целого в двух случаях: когда одолевает тоска – тогда всё, за что бы мы не брались, будет в тумане этой тоски, и близость любимого человека - тоже освещает всё сущее единым радостным светом. Подобное настроение, когда “все” становится таким или Другим, дает нам — в лучах этого настроения — ощутить себя посреди сущего в целом. Впрочем, как раз когда настроения ставят нас таким образом перед сущим в целом, они скрывают от нас искомое нами Ничто.
Случается ли в бытии человека такая настроенность, которая, подводит его к самому Ничто?...
Второ й вариант ответа:
Каждый метафорический вопрос:
· Охватывает всю проблематику в целом
· Может быть задан только так, что спрашивающий вовлекается в него.
Во всех науках мы вступаем в отношение к сущему самому по себе.
НО: не только в научной деятельности, но и во вненаучной или бездеятельности.
Человек, занимающийся наукой – вторжение известного сущего, именуемого человеком в совокупность сущего, при этом вторжение сущего раскрывается именно в том, что оно есть.
1. То, что направлено наше мироотношение есть само сущее – больше ничто
2. То, чем руководствуется всякая установка есть само сущее, и кроме него – ничто
3. То, с чем работает вторгающееся в мир исследования, есть само сущее, и больше ничто.
Наука не признает Ничто, НО когда пытается высказать свою суть, зовет его на помощь.
Что есть Ничто? Оно «есть» - как некое сущее, НО ведь Ничто абсолютно отлично => противоречие
Ничто – отрицание всей совокупности сущего.
Ничто первоначальнее, чем нет и отрицание.
НО: как мы можем говорить о Ничто, если ниразу с ним не сталкивались?
ð мы сталкиваемся с ним ежедневно, ведь ничто - отрицание всей совокупности сущего.
Приоткрывает сущее в целом:
ð Тоска
ð Любовь (когда любимый человек рядом)
18. Выдвинутость в Ничто как основание духовного акта (по работе М.Хайдеггера «Что такое метафизика»)
Выдвинутость в Ничто.
Человеческое бытие означает: выдвинутость в Ничто.
Выдвинутое в Ничто, наше бытие в любой момент всегда заранее уже выступает за пределы сущего в целом. Это выступание за сущее мы называем трансценденцией.Ничто — не предмет, не вообще что-либо сущее. Оно не встречается ни само по себе, ни рядом с сущим, наподобие приложения к нему. Ничто есть условие возможности раскрытия сущего как такового для человеческого бытия. Ничто не составляет, собственно, даже антонима к сущему, а изначально принадлежит к самой его основе.
Выдвинутость вашего бытия в Ничто на почве потаенного ужаса есть перешагивание за сущее в целом: трансценденция. Метафизика – и есть выход за пределы сущего (в переводе с греч.). В вопросе о Ничто такой выход за сущее в целом имеет место. Тем самым наш вопрос оказывается “метафизическим”.
Основной вопрос метафизики, которым заканчивает Хайдеггер – почему вообще существует сущее, а не Ничто?
19. Ничто и ужас. Метафизическое и нуминозное (по работам Р.Отто «Священное» и М.Хайдеггера «Что такое метафизика»)
Ничто и ужас.
…Это может происходить и действительно происходит — хоть достаточно редко — только на мгновенья, в фундаментальном настроении ужаса (страха). Ужас в корне отличен от боязни. Боязнь: мы боимся всегда того или другого конкретного сущего, имеющего очерченные границы, это сущее нам в том или ином определенном отношении угрожает. Когда нас одолевает боязнь, мы спасаемся её, паника.
А при ужасе мы страшимся чего-то неизвестного, не конкретного. Здесь паники нет, а есть некий оцепенелый покой, жуть. Ужас приоткрывает Ничто. Ужас уводит у нас землю из-под ног, потому что заставляет ускользать сущее в целом. НИЧТО - ЭТО УСКОЛЬЗАЮЩЕЕ СУЩЕЕ. Ничто: ничтожение. Оно не есть ни уничтожение сущего, ни результат какого-то отрицания.
Второй вариант:
Ужас приоткрывает Ничто. Причем фундаментальный ужас.
Ничто выступает при ужасе заодно с сущим в целом (т.к. оно становится шатким)
В ужасе заключено оцепенение от чего-то (оцепенный покой)
Ничтожение – отталкивающее отсылание к ускользающему сущему в целом.
Человеческое бытие – выдвинутость в Ничто (ответ на 18 вопрос)
Трансцинденция – выступление Бытие за пределы сущего.
Ничто – условие возможности раскрытия сущего как такового для человеч бытия. =>
Это значит, что нужно быть постоянно в ужасе для того, чтобы экзастировать?
Выдвинутость нашего Бытия в ничто на почве потаенного ужаса делает человека заместителем Ничто.
Выдвинутость нашего бытия в Ничто на почве потаенного ужаса есть перешагивание за сущее в целом.