Развитие монашества на Востоке
Из подвижников Востока в IV в. особенно известен Макарий Египетский. Он родился около 300 г. в Нижнем Египте от одного благочестивого пресвитера туземной национальности. Против своего желания он, по воле родителей, вступил в брак, но хранил в нем целомудрие. По смерти родителей и жены, около 30 лет от роду, удалился в скитскую пустыня. Строгостью своих аскетических подвигов приобрел себе всеобщее уважение и получил за них название «отрок-старец». В 40 лет он был посвящен в сан пресвитера, и с этого времени в течение 50 лет стоял во главе скитского монашества. Во времена Валента за исповедание никейской веры подвергся кратковременному изгнанию. Еще при жизни он был удостоен дара чудотворений и пророчества.
Макарий известен и как писатель. От него осталось 50 бесед. Тесное единение души с Богом, как высшее благо и цель человеческой жизни, составляет главную мысль творений Макария. Ему же принадлежит несколько молитв вечерних и утренних, принятых в церковное употребление. Макарий скончался в 391 году.
В пределах Лента и Каппадокии; в Малой Азии, распространением монашества занимался св. Василий Великий, чему также содействовали написанные им монашеские правила. Близ Газы в Палестинской пустыне подвизался более 50 лет ученик и подражатель первоначальников монашества преп. Илларион, Савва Освященный, соединивший с иночеством сан священника, подвижническую жизнь начал с 8-летнего возраста. Около Иерусалима, у потока Кедронского, он основал монастырь и ввел в нем строго определенный богослужебный устав.
Евфимий Великий (376-477 гг), начавший подвижническую жизнь также с ранних лет, имел громадное влияние на развитие восточной монашеской жизни. В разных местах где он подвизался, около него собиралась любительская толпа уединенной жизни и возникали монастыри. Его влияние было настолько велико, что многие еретики обращались в православие. В V веке инок Александр устроил монастырь “неусыпающих”, который был назван так потому, что в нем круглосуточно совершались богослужения.
Рано появилось монашество на Синае и в Сирии. Из подвижников Синая в V веке известен Нил Синаит (+ 450), а в VI веке - Иоанн Лествичник, игумен одного Синайского монастыря, который получил такое имя от сочинения «Лествица», где указаны степени восхождения к духовному совершенству.
Из подвижников сирского монашества следует отметить Исаака Сирина. Он родился в Ниневии, в молодке годы принял монашество и для подвигов уединения удалился в пустыню. Жители Ниневии избрали его своим епископом, но он только пять месяцев управлял своей епархией и снова ушел в монастырь. Незадолго до смерти Исаак Сирин потерял зрение от подвигов и поста. Большой интерес среди его многочисленных сочинений представляют слова и поучения. Они полны самых глубоких психологических наблюдений, в них затрагивается жизнь человеческого духа в самых неуловимых его состояниях.
В половине V в. монашество стало распространяться в Константинополе. Римский патриций Студий основал здесь монастырь, получивший впоследствии известность. В этот монастырь была приглашена община неусыпающих иноков. Значение этого монастыря в конце VIII и первой четверти IX вв. поднял знаменитый его игумен в Константинополе Феодор Студит, известный защитник иконопочитания. Число братии в Студийском монастыре под его управлением возросло с 12-ти до тысячи человек, а по строгости дисциплины монастырь превосходил остальные греческие монастыри. Из этого монастыря выходило много подвижников благочестия, как например, Николай, подверженный истязанию за иконопочитание, и Иоанникий.
Кроме обычных подвигов аскетизма, которые определялись и предусматривались монашескими уставами, существовали особые чрезвычайные формы подвижничества. К ним относится столпничество - подвиги на столпе под открытым небом. Представителем этого рода подвижничества был в V в. Симеон Столпник, подвизавшийся в 60 верстах от Антиохии на столпе, имевшем около аршина с четвертью в диаметре. В течение 37 лет он предавался этому подвигу. Шея его отягчена была железной цепью. Скудную пищу он принимал только один раз в неделю и постился в течение всего Великого поста. Он удостоен был дара чудес и пророчества. Скончался в 460 г. в возрасте 72 лет.
Наиболее видным представителем этого рода подвига был Симеон Юродивый (+ ок. 590 г.). 30 лет он подвизался в пустыне около Мертвого моря. Симеон Юродивый положил начало юродству во Христе. В VII веке мы видим другого замечательного представителя этого подвига - Алипия Столпника, который нес молитвенный подвиг на столпе в течение 50 лет.
В X веке становятся известными христианскому миру и многие подвижники святой горы Афонской - Петр Афонский подвизавшийся на святой горе более 50 лет в полном одиночестве, и св. Анастасий, устроивший на Афоне монастырь, который г X веке стал рассадником монашеского подвижничества.