Папа Григорий Двоеслов (ок. 540 - 604 годы)
Святой Григорий Двоеслов, римский папа, происходил из знатной римской фамилии, отличавшейся высоким благочестием. Его отец Гордиан был сенатором, но это положение сменил на духовное звание. Его мать Сильвия также посвятила себя на служение Богу и причислена Римской Церковью к лику святых. Григорий получил по тому времени прекрасное, хотя и не всестороннее образование, и занимал высокую должность префекта Рима. Но мирская жизнь его не привлекала, и он решился оставить мир. На 35-м году жизни он удалился в монастырь, предварительно продав все свое имущество. На свои деньги он организовал благотворительную деятельность и основал 6 монашеских общин в Сицилии и одну в Риме. Высокое образование и строгая жизнь выдвинули Григория на самый высокий пост иерархического служения. В 590 году он избран был на папский престол и занимал его до 604 года, Деятельность Григория для Церкви была весьма плодотворна. Он заботился о распространении христианства в Британии среди англосаксов, куда отправлял своих учеников, мерами любви и убеждения обращал в православие еретиков и раскольников, мирил знатных лиц во время распрей, боролся против развившейся в то время на Западе симонии. Не оставлял он и благотворительности. Спасавшихся от жестокости лангобардов он снабжал деньгами из доходов своей церкви, а бедным в каждое первое число месяца; по его приказанию, выдавались хлеб, вино, сыр, овощи и рыба. Григорий Двоеслов много проповедовал и писал. Как писатель, Григорий Двоеслов в бедное литературными силами время представлял довольно солидную величину. От него осталось много толкований на книги Священного Писания, но в них мало самостоятельного творчества. Он написал 35 книг, толкование на книгу Иова, 22 проповеди на пророка Иезекииля, 40 проповедей на Евангелия.
В своих толковательных трудах он глазным образом подражает Августину. Его самостоятельность проявлялась только в мистико-аллегорических, часто искусственных и натянутых сближениях и выводах.
Более ценными могут считаться нравоучительные сочинения Григория. К ним относится «Пастырское правило», где дается характеристика истинного пастыря и наставления ему по образу жизни и долгу учительства. Это сочинение было сразу же переведено на греческий язык, а на Западе соборами признано настольной книгой для духовенства, как руководство в пастырской деятельности.
Источником для другого нравоучительного сочинения «Разговор или диалог собеседования о жизни - италийских отцов и о бессмертии души» послужили отчасти личные беседы Григория о италийскими отцами, отсюда и получил название он «Двоеслова», или Диалога собеседователя.
Много сделал Григорий и для совершенствования богослужения. От него остались «Сакраментарий» (текст мессы) или «Служебник», содержащий полный круг служб на весь год; «Антифонарий» (сборник хоровых песнопений), заключающий в себе годичный круг кратких песнопений, и литургия преждеосвященых Даров.
Григорий написал много писем (до 900), содержащих много сведений относительно личности и деятельности самого Григория, а также церковной и политической жизни того времени.
Алкуин (730-804 гг.)
Алкуин происходил из знатного англо-саксонского рода. Воспитание получал в Йоркской школе, которой потом руководил в сане диакона.
Во время путешествия в Рим (781 г.), на обратном пути, встретился в Италии с Карлом Великим, и последний пригласил ученого диакона к своему дворцу для заведывания дворцовой школой, где воспитывались сыновья высшей франкской власти.
Здесь Алкуин стал ближайшим советником Карла Великого и его помощником по насаждению в Франкском государстве культуры, школы и Церкви. В нескольких монастырях, отданных в его руки, он заботился о распространении просвещения. Большинство школ обязано своим основанием Алкуину. На новую ступень были подняты существовавшие до него школы. Карл дал ему в управление аббатство св. Мартина в Муре, где он провел конец своей жизни (804 г.). Труды Алкуина касаются разных областей знания. Владея языками греческим, латинским и еврейским, он имел возможность пользоваться разносторонними источниками. Из его богословских сочинений известны «О Святой Троице», «Об исхождении Святого Духа», комментарии на разные книга Священного Писания. Все эти сочинения не отличаются оригинальностью. Его богословские трактаты в основе своей содержат учение отцов Церкви. В толкованиях Священного Писания он пользовался в качестве источников трудами Августина, Григория Великого и Беды Достопочтенного. В экзегетике Алкуина доминирует мистико-аллегорический метод. Нет самостоятельности и в сочинениях Алкуина по философии, грамматике и математике. Алкуин написал много стихов и писем, характеризующих нравы франкского общества того времени. В заключение следует оказать, что имя Алкуина связано с т.н. «Каролингским возрождением» (VIII-IХ вв), после которого происходит упадок просвещения, а X век входит в истории под названием «темного».
Пелагианская ересь
В IV-ом столетии на Западе появилась ересь, касающаяся учения Церкви о взаимоотношении благодати Божией и свободы человека. Если на Востоке появились разногласия среди богословов относительно Божества Иисуса Христа, то на Западе возникло учение, имевшее своим предметом природу человека и отношение последнего к Богу. Отцы Восточной Церкви учили, что спасение человека совершается самим человеком, свободно, при содействии божественной благодари, которая однако не стесняет свободное воли человека. Если в Восточной Церкви только подчеркивалось значение благодати, то в Западной Церкви существовали иные взгляды на соотношение человеческой свободы и благодати в деле спасения. По мнению западных богословов, греховная воля человека настолько бессильна в делании добра, что все дело спасения человека совершается исключительно одной божественной благодатью. Выразителем такого крайнего взгляда был знаменитый богослов блаженный Августин. «Вера,- говорил он, - зависит от человека, хотя дела исходят от благодати Божией». Однако впоследствии блаж. Августин стал считать веру также плодом божественной благодати. Из личной своей жизни Августин сделал вывод, что естественные силы человека ничто не значат в деле спасения и что только одна Божественная благодать, которая дается каждому человеку, наводит его на путь истинный и спасает. Человек, по понятию Августина, до грехопадения обладал истинной свободой делать добро и не грешить. После грехопадения прародителей навсегда потерял свободу воли - свободу не грешить, и теперь обладает неотвратимым влечением только ко греху. Это следствие греха перешло на вое потомство, потому что все люди способны только грешить, и никто не в состоянии сделать что-нибудь доброе, чтобы спастись. На помощь человеку приходит Бог Своей благодатью, которая одна лишь может спасти человека от рабства греховного и сделать его истинно свободным. В жизни каждого человека благодать действует трояким образом:
сначала пробуждает в человеке сознание греха и побуждает к добру (благодать предваряющая);
затем внушает веру во Христа и производит свободную волю к добру (благодать действующая);
и, наконец, чтобы человек достиг нравственного совершенства, она помогает ему бороться о ветхим человеком и поддерживает его волю к доброделанию ( благодать содействующая);
Человек не свободен делать выбор между добром и злом, но он управляется благодатью или грехом, Таким образом, по учению Августина, сам человек не устраивает спасение, а место него спасает его благодать Божия. Но тогда возникает вопрос: почему не все люди спасаются, если вместо них действует благодать? Блаженный Августин отвечает: « Все люди от вечности безусловно предопределены Богом: одни ко опасению, другие к погибели». Бог от вечности определил избавить некоторых из рода человеческого от греховной бедственности. Число их определено так, что не может ни увеличиваются, ни уменьшаться, ибо еще до их рождения они (т.е. предопределенные люди) являются сынами Божиими. Если они уклоняются с правого пути, то приводятся на него обратно и не могут погибнуть. Избранные снабжаются всеми дарами, и благодать действует в них непреодолимо. Причина их избрания неизвестна и заключается в тайном совете Божием. Но Бог, как вечное благо, не предопределяет никого к разрушению, ибо Он знает, кто не избран и не спасется. Эти последние погибают, или вследствие не прощенного первобытного греха или вследствие собственных прегрешений, т.к. не имеют части во Христе. Но это не должно быть основанием для нареканий на справедливость Божию, потому что если Бог не дает благодати всем, то Он не обязан давать ее никому, подобно тому, как между людьми кредитор может одним прощать долги, а другим нет. Таким образом, благодать действует только на предопределенных ко спасению, поэтому они если даже грешат, то все - же должны спастись. А те, которые не предопределены ко спасению, если и ищут спасения, то не получат его, т.к. им уготована вечная гибель. Такое крайнее и превратное суждение Августина о безусловном предопределении, о непреодолимой благодати вызвали теорию, известную под именем пелагианства.
Основоположником этой ереси был Пелагий, родом британец, мирянин, строгий аскет. Он был ученым мужем, хорошо изучившим творения восточных отцов Церкви, от которых заимствовал взгляды на отношение свободной человеческой воли к благодати, аналогичные Августину, В 409 году, во время путешествия на Восток, Пелагий познакомился с учением Августина о благодати и свободе, и выступил со своим учением, совершенно противоположным августиновскому. По учению Пелагия, первозданный человек Адам в своем невинном состоянии обладал полной свободой делать добро и зло, грешить и не грешить. После грехопадения эта свобода не изменилась, человек может грешить и не грешить. Первородный грех только коснулся природы человечества, не помрачив ее духовные силы; разум, волю и чувство, и если первый человек умер, то не вследствие греха, а потому что он, по своей природе был создан смертным. Все потомки первого человека Адама свободны от греха первородного. Первородный грех повредил только одному Адаму и не переходит на других людей. Поэтому люди и рождаются такими, каким был создан первый человек, ни добрыми, ни злыми, имея формальную нравственную свободу. В их воле грешить или не грешить, быть праведниками или грешниками. Но людям теперь трудно быть безгрешными ввиду многочисленного количества соблазнов, которое преодолевают их. Благодать Божия, замечает Пелагий, является для человека только как некое внешнее облегчающее средство, указующее человеку путь ко спасению, не имея внутренней возражающей и освящающей силы на человека. Более того,. утверждает Пелагий, непосредственное действие благодати на силы человека было бы насилием его свободной воли и все дело спасения зависит от самого человека, от его естественной природной силы, Таким образом, учение Пелагия свело к нулю искупление человечества Спасителем. И это не случайно. В этом есть определенная логика, т.к. Христа Пелагий рассматривал как Учителя нравственности отрицал благодетельное значение Его Крестной смерти для тех, кто не имел греха. В 418 году на Карфагенском соборе Пелагианская ересь была осуждена и утвержден догмат, что благодать помогает человеку в деле спасения, действуя не только внешним образом на его природу, но и внутренне, и возрождает его силы к деланию добра, не насилуя его свободной воли. По указанию императора Гонория Пелагий и его последователи изгонялись из Рима, Заключение Карфагенского собора было направлено патриарху Зосиме, который в свою очередь решительно осудил Пелагия и его единомышленника Целистия в своем окружном послании, которое подписали почти все итальянские епископы, за исключением епископа Юлиана, за что тот был изгнан также из Италии и нашел убежище у Константинопольского патриарха Нестория. В 431 году на Третьем Вселенском соборе ересь Пелагея была осуждена всей христианской Церковью. В V-м веке, как остаточное явление пелагианской ереси, появилось полупелагианское учение. В монастыре Иоанна Кассиана в южной Галлии, в Марселе, образовалось особое богословское направление, во главе которого был сын Иоанн Кассиан, бывший ученик Иоанна Златоуста, В вопросе о благодати и свободной воли человека он разделял взгляды восточных богословов и отрицал учение блаж. Августина, Иоанн Кассиан учил, что первородный грех не повредил настолько природу человека, что он лишился способности делать добро. Но в то же время человек, по его мысли, не может спасаться без благодати. Однако благодать, хотя и дается для всех, но принимают ее не все, от чего не все спасаются. Отсюда божественное предопределение одних ко спасению, других к осуждению основывается не на безусловной воле Божией, а на божественном предведении того, примут или не примут люди благодать. В сущности учение Иоанна Кассиана было православным, но с точки зрения сторонников Августина, оно в средние века представляюсь еретическим и было названо полупелагианским.