Блаженный августин, епископ иппонский (354-430 годы)
Блаженный Августин, епископ Иппонский, родился в 354 году в Нумидийском городе Тагасте. Отец его был язычник, мать Моника - христианкой. Он получил хорошее образование сначала в родном городе, а затем в Карфагене.
В самом раннем возрасте Августин от своей матери получил наставления в христианской вере. Но наставления эти не глубоко запали в его душу. В школе он стал с 16-летнего возраста вести порочную греховную жизнь. Благочестивая Моника приходила в ужас, видя гибель своего сына, и молила Бога о возвращении его на путь истины. Но среди удовольствий и пороков Августин чувствовал упреки совести, и у него проявились порывы к духовным поискам, стремление найти истину.
В ее поисках переходил он от одной философской школы к другой, но нигде не находил себе удовлетворения. Некоторое время увлекался ересью манихеев, находя в ней объяснение того дуализма, какой он переживал в собственной душе. В 383 году Августин покинул Карфаген и направился в Рим, откуда вскоре переехал в Медиолан (Милан). Став учителем красноречия в Медиолане, он из любопытства стал слушать проповеди Амвросия Медиоланского и увлекся ими. Благочестивая Моника воспользовалась таким настроением своего сына и стала убеждать его принять учение Христа.
Однажды Августин услышал голос: «Возьми и читай». В руках Августина был Новый Завет, он открыл книгу и прочел первые попавшиеся слова: «...будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти» (Рим. 13,14), которые озарили его как упрек своему поведению. Так началось его перерождение. Принял Крещение в Медиолане, он вернулся на родину в Нумидию, где сначала был выбран пресвитером, а потом епископом Иппоноким (396 г.)
В сане епископа он все свои богатые дарования, всю пылкость своего темперамента отдал на служение Церкви, неустанно занимаясь проповедничеством, обличением еретиков ариан, манихеев, раскольников донатистов. Но больше всего Августин боролся с современной ему ересью Пелагия.
Последние годы жизни Августина были тяжелым для него испытанием. Он был свидетелем падения Рима, разграбленного Аларихом, а под конец и свидетелем разгрома и опустошения вандалами цветущей Афинской церкви и своей Иппонокой епархии. Среди ужасов этого времени он скончался в 430 году.
Как писатель Августин занимает исключительное положение среди своих современников на Западе. По своему глубокомыслию, самостоятельности и оригинальности своих богословских воззрений он как бы повторяет собой лучших писателей Восточной Церкви. Его сочинения автобиографичны, отражают события его времени.
По характеру содержания они разделяются; на философские (против академиков, о счастливой жизни, о бессмертии души); догматические (о христианском учении, об истинной религии и Святой Троице, о наставнике); полемические (против манихеев, донатистов, пелагиан, ариан, язычников, против последователей Маркиона), апологетические («О граде Божием»). Громадный отдел составляют его нравоучительные творения, экзегетические проповеди и сочинения автобиографического характера. Классическими произведениями Августина, получившими всемирную известность, после его философско-богословских трудов, считаются его автобиографическое сочинение «Исповедь» в 13 книгах и апологетическое - «О граде Божием» в 22 книгах.
В «Исповеди» он пишет о состоянии его души и объясняет Причины своего обращения к Богу, Сочинение «О граде Божием» связано с взятием Рима (410 г.), В последнем сочинении, которое писалось 12 лет, им развивается мысль, что исторический процесс имеет два направления. Он пишет! «Те народы и отдельные люди, которых Бог предопределил к спасению, составляют вместе с ангелами одно общество, один «град Божий»; а те, которые обречены на гибель, вместе со злыми духами образуют «град земной». История человечества, начиная от Каина и Авеля, всегда представляла и будет представлять неизменно эту двойственность. Град земной может испытывать потрясения и падать, но град Божий постепенно развивается. Результатом этого развития будет полное торжество Царства Божия. Кроме того, это сочинение заключает в себе много полемического элемента, направленного к опровержению политеизма.
Августин известен и как проповедник. Его проповеди (ок. 400 г.) слабее проповедей отцов Восточной Церкви, но они отличаются живым содержанием, краткостью, ясностью и назидательностью, представляя собой прекрасные образцы проповедей, обращенных к простому народу,
Однако в области Нового Завета он не обладал достаточной эрудицией, ввиду слабого знания греческого и древнееврейского языков.
Блаженный Августин оказал значительное влияние на Западное богословие. Такие известные западные церковные писатели, как папа Григорий Великий (+604 г.), Исидор, епископ Севильский (+636 г.), Беда (+735 г.), Алкуин (804 г.) использовали его сочинения или развивали те положения, которые в сочинениях Августина были сформулированы в общих чертах. Блаженный Августин своим учением об оправдывающей вере и о безусловном предопределении оказал влияние и на учение таких реформаторов, как Лютер, Цвингли и Кальвин.