Св. григорий нисский (335-396 годы)
Григорий Нисский был братом Василия Великого, Он родился в конце 335 года, и домашнее воспитание его прошло в той же благочестивой атмосфере, в какой воспитывался и его старший брат Василий.
Дальнейшее образование он получил в школах своего родного города. Вследствие изменившихся домашних условий Григорий не мог завершить своего образования в Афинах. Но, наделенный от природы богатыми дарованиями, он самостоятельно овладел богословием. Особенно сильное влияние на него имел Ориген, сочинения которого он изучал с особым усердием.
Наклонностей к аскетической жизни у него не было, его влекло к светским наукам, и в них он находил полное удовлетворение. Но один случай в ранние годы оказал на него сильное влияние и предрешил направление его будущей деятельности. Григорий уклонился от домашнего праздника, устроенного в честь сорока мучеников, заснул в беседке в саду; во сне ему было грозное видение, явишиеся ему мученики с жезлами готовы были наказать его. Григорий близко к сердцу принял сновидение,
Он перестал увлекаться светскими науками и стал церковным чтецом. Но его опять потянуло к светским занятиям, и он занял должность учителя красноречия. Григорий Богослов променял имя христианина на имя ритора.
Тогда он окончательно и бесповоротно отдался: служению Богу, вступив в монашескую общину Василия Великого в лесистых холмах Ирисы, где он пробыл десять лет. Василий Великий вызвал его из монашеского уединения и посвятил в сан епископа в Ниссу, городок Каппадокии, который стал известен в истории благодаря тому, что это была кафедра Григория. Как и Григорий Богослов, он не избежал борьбы с арианами. Обвиненный в растрате доходов своей кафедры, он был вынужден странствовать два года в большой бедности, враги поносили его. При императоре Грациане, при восторженном настроении своей паствы, он вернулся на свою кафедру. Как деятель Церкви Григорий Нисский мало известен. Известно, что он по поручению Антиохийского собора посетил церкви в Аравии. В 381 году он участвовал во Втором Вселенском соборе. В 396 году Григорий скончался.
Как писатель, Григории Нисский известен своими творениями в области богословия. Из его догматических трудов особенно известны: «Против Евномия» (13 слов), несколько сочинений «Против Аполлинария», «О вере», «О Божестве Сына и Духа Святого» и «Великое Огласительное Слово».
Особое значение для богословия имеют его «Сочинения против Евномия» и «Великое Огласительное Слово». Первое представляет из себя обширнейший противо-арианский трактат, с опровержением всех доводов арианского учения. Второе - богословско-философскую защиту христианского учения о Троице, искуплении, крещении, причащении, против еретиков, язычников и иудеев.
В своих богословских воззрениях Григорий находился под более сильным влиянием Оригена, чем другие отцы Церкви. У него тот же оригеновский идеализм, то же мнение относительно вечности мучений и их свойства, та же вера в окончательное восстановление всех вещей. Но он не был слепым подражателем Оригена: в его суждениях было много самостоятельного и самобытного. Он не допускал, например, оригеновского учения о предсуществовании душ. Каждая душа, по его мнению, развивается вместе с телом из семени.
Кроме догматических сочинений Григорию Плоскому принадлежит много толкований, бесед и писем.
Его толкования (апологетическое дополнение к Шестодневу, трактат о творении человека, о надписаниях псалмов и аэндорской волшебнице, о блаженствах, о молитве Господней, на книгу Экклезиаст, Песнь Песней и о жизни Моисея) менее самобытны.
По приемам толкования он значительно больше, чем другие экзегеты, руководствуется аллегорическим методом Александрийской школы.
Св. ИСИДОР ПЕЛУСИОТ (+ 440 г.)
Родился в Александрии, в богатой и благородной семье, получил прекрасное образование, но в молодых летах оставил мир и удалялся на одну пустынную гору близ города Пелусии. Молитва и подвиги сочетались у него с занятиями богословскими науками. Для пополнения своих знаний совершил путешествие в Константинополь и слушал там Иоанна Златоуста. Оттуда он опять возвратился в свою пустыню и собрал около себя общество подвижников.
Исидор отличался необыкновенной строгостью. Он проводил жизнь подобно Иоанну Крестителю: одевался в одежду из жесткого волоса и питался только кореньями и травами, скончавшись около 440 года.
Исидор был очень плодовитым писателем. По своему богословествованию он больше примыкает к писателям Антиохийской школы. Его богословское наследие имеет эпистолярный характер, он написал до 10 тысяч писем, из которых только пятая часть уцелела до нашего времени. Его письма отличались разнообразным содержанием. В одних он выступает толкователем Священного Писания, в других - учителем нравственности и обличителем современных ему недостатков, наконец, есть письма догматического характера. Его толкования наиболее трудных мест Писания отличаются ясностью, простотой и здравомыслием.
Как учитель нравственности, Исидор смело обличает недостатки современного ему общества. Он не стесняется, как и его современник Златоуст, выступать обличителем сильных мира сего, не боясь их гнева. Так, Кирилла Александрийского он порицает за недостаток сдержанности и меры в борьбе с Несторием. Он советует ему действовать спокойно и хладнокровно, потому что «пристрастие недальновидно, а ненависть и вовсе ничего не видит!» На таком же смелом языке обращается он и к императору Феодосию Младшему, и к придворному евнуху Форисмании, обличая последнего в любостяжательстве и присвоении чужого добра. Начальника Пелусии Кириния он обличает за лишение христианских храмов в Пелусии права убежища.
Но особенно строго он бичует недостатки монашества того времени. Сам строгий подвижник, он не мог снисходительно смотреть на уклонения от правил монашеской жизни. С беспощадной суровостью и откровенностью рисует он в своих письмах праздность, скупость и бродячую жизнь иноков того времени[2].
В письмах догматического содержания (по спорному в его время вопросу о двух естествах в Иисусе Христе) он выступал поборником чистого церковного учения.
Св. КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (+ 444 г.)
О раннем возрасте Кирилла сведений не сохранилось. Известно, что он был племянником архиепископа Александрийского Феофила - врага Златоуста, и под его руководством получил свое образование. По своим познаниям был выдающимся человеком своего времени: знаком был с церковными и классическими писателями, а Священное Писание почти все знал на память. Причисленный к клиру Александрийской Церкви, Кирилл по поручению своего дяди часто занимался проповеданием слова. Божия и приобрел общее уважение православных.
После Феофила (412 г.) он по общему желанию клира и народа избран был ему в преемники, Св. Кирилл отличался сильным характером, непреклонной волей и особенной ревностью по вере.
С появлением ереси Нестория вся энергия святителя сосредоточилась на борьбе с ней и защите православия.
Св. Кирилл был замечательным и плодовитым писателем Александрийской школы. Выдающийся отдел ого сочинений составляют его догматико-полемические трактаты. Главным образом они направлены против Нестория, но во многих из них он обличает и еретиков прежнего времени.
К его догматическим произведениям относятся: три трактата о Святой Троице, три книги о правой вере, пять книг против Нестория, двенадцать глав или анафематизмов против него же, схолии о воплощении Единородного и сочинение против аполлинаристов, о вочеловечении Господа. Раскрытие и объяснение догмата о единстве лица в Иисусе Христе о сохранении в нем двух естеств составляют главное содержание догматических трудов Кирилла. Кроме этого, ему принадлежит много посланий догматического содержания. Из них послание к Несторию и третье к Иоанну Антиохийскому соборами Ефесским и Халкидонским признаны «правилом веры для всех времен».
Но в христологии Кирилла, по существу православной, его противники (богословы несторианского лагеря) усматривали монофизитство. Поводом к этому явилось неточное употребление св. Кириллом понятий «естество» и «лицо - ипостась». Так, у него встречалось выражение: «едино естество Бога Слова воплощенное», вместо «едина ипостась Бога Слова воплощенная». Такое выражение, действительно, заключало в себе мысль об одном естестве во Христе. Но все подобные выражения Кириллом выяснены в православном духе с такой силой, что его православная репутация не подвергалась сомнению.
Не менее замечателен был Кирилл и как толкователь Священного Писания. От него остались толкования: на Пятикнижие Моисея, на книгу «Песнь песней», псалмы; на книги пророков Исаии, Иезекииля и 12-ти малых пророков; из новозаветных толкований: на Евангелия Луки и Иоанна, на Евангелие Матфея (сохранились отрывки), на послания апостола Павла к Коринфянам и Евреям.
Лучшими из его толкований считаются толкования на книгу «Песнь песней» и Евангелие от Луки. В своих толкованиях Кирилл не был слепым сторонником экзегетов Александрийской школы. В некоторых толкованиях он преимущественно раскрывал буквальный, исторический смысл священного текста, в других отдавал преимущественно таинственному смыслу. Аллегорический метод толкования особенно широко применялся им при объяснении обрядовых постановлений закона Моисея с целью показать, что Иисус Христос, возвещая поклонение Богу в духе и истине, не разорял этим ветхозаветного закона, но и исполнял его.
Кроме того, Кириллу принадлежит много бесед нравоучительного характера на разные праздничные дни, которые греческие епископы обязывались заучивать наизусть для произнесения в церкви.