Ересь духоборов и Второй Вселенский Собор
Ересь Ария послужила толчком к появлению другой ереси, основателем которой был константинопольский епископ МАКЕДОНИЙ. Будучи вначале строгим арианином, он постепенно пришел к мысли, что не только Сын Божий подчинен Отцу и является Его творением, но и Дух Святой есть также служебная тварь. Вопрос заинтересовал праздные умы, и особенно много из строгих ариан присоединились к Македонию. Последователей Македония называют духоборами. Борьбу против ереси повели свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.
Василий Великий неоднократно обращался к императору и к западным епископам с предложением созвать Вселенский собор, чтобы положить конец арианству и его порождению — ереси духоборов. В целях укрепления православия Василий Вел. послал в Константинополь Сасимского епископа Григория Богослова — своего друга, который очень успешно там боролся с арианством.
Для того, чтобы восстановить православное учение во всей империи, по внушению православных епископов имп. Феодосий в 381 г. созвал в Константинополе Второй Вселенский собор. На соборе присутствовало 150 отцов. Из них особенно замечательны: Григорий Богослов, Мелетий Антиохийский, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и др.
Отцы собора предложили македонским 36 епископам, бывшим на соборе, принять православное учение о единосущии Св. Духа с Богом Отцом и Сыном, но они решительно отказались и оставили собор. Отцы собора осудили и арианство со всеми его отраслями, и духоборцев; подтвердили Никейский символ, изложили точное и полное учение о Св. Духе, и кроме того, были добавлены к Символу последующие члены. Так составился полный, известный нам Никео-Цареградский символ веры.
На соборе был поднят вопрос о замещении Антиохийской и Константинопольской кафедр. Египетские епископы опротестовали назначение Григория Богослова на Константинопольскую кафедру. Ради мира Церкви св. Григорий Богослов добровольно отказался от Константинопольской кафедры.
На соборе составлено было также 7 правил канонического характера.
Постановления собора были скреплены подписью императора, который издал указ всем епископам исповедовать Никео-Цареградский символ, а упорствующим предложил удалиться из империи. Часть ариан ушла к готам,— а иные тайком жили в Константинополе и ночью совершали свои богослужения. В противовес этому константинопольские епископы установили совершать всенощные бдения.
Ересь Аполлинария
В связи с арианством и во время арианских смут возникло лжеучение Аполлинария.
Аполлинарий Младший, ученый епископ Лаодикийский (с 362 г.), своим еретическим учением обязан арианству. Арий, между прочим, проводил такое воззрение, что Сын Божий в воплощении принял только человеческое тело без души, а вместо души у Него во время земной жизни было Его Божество. На основании этого воззрения все выражения Св. Писания об ограниченности существа Господа Иисуса Христа Арий относил не к человеческой Его природе, а к ограниченной Божественной. Аполлинарий в учении о существе Сына Божия был согласен с православными и отрицал учение арианское, однако, желая опровергнуть арианское учение об ограниченности божественной природы в И.Христе, он почти повторил учение Ария.
Аполлинарию нужно было доказать, что выражения Св. Писания об ограниченности существа Иисуса Христа относятся к Его человеческой природе, но тут он натолкнулся на вопрос о соединении в Лице И.Христа Божественной и человеческой природы. Для него, как и для Ария, было непонятно, каким образом две самостоятельные природы — Божеская и человеческая — соединяются вместе и образуют одно существо Богочеловека.
При самостоятельности обоих природ ему казалось невозможным единство Лица Господа Иисуса Христа. Если во Христе полная человеческая природа и полная Божественная, то, думал он, выходит два Лица, два Христа: Христос человек и Христос Бог.
Следуя платоновскому делению человека на три части — дух, или ум, душу неразумную и тело, — Аполлинарий так объяснял догмат о воплощении: Сын Божий принял только душу неразумную и тело человеческое, а вместо ума человеческого у Него было Божество. Таким образом, приписав Иисусу Христу неполную человеческую природу, Аполлинарий полагал, что он опроверг ариан, относя к человеческой душе Иисуса Христа все выражение Св. Писания об ограниченности Его природы, и избежал представлявшегося ему раздреления в Лице И.Христа.
Но в воззрениях Аполлинария заключалась ересь. Правда, он не имел большого числа последователей. Отцы Церкви — свв. Афанасий Великий, Григорий Богослов — опровергали и это лжеучение. Но его воззрения служили поводом к развитию других ересей. Ересь Аполлинария была осуждена на Втором Вселенском соборе.
Несторий и его учение
Вопрос о соединении двух природ в Лице Иисуса Христа довольно долго интересовал умы людей науки, хотя в конце IV в. Церковь вполне раскрыла учение о Лице Иисусе Христа. Первой из ересей, возникших при научном разъяснении вопроса об образе соединения в Лице И.Христа Божественной и человеческой природ и их взаимном отношении, была ересь Нестория.
НЕСТОРИЙ, как и Арий, был воспитанником Антиохийского училища, не допускавшего таинственности в понимании догматов веры. Богословам Антиохийского училища казалось непонятным учение о соединении двух природ, Божественной и человеческой, ограниченной и неограниченной, в одном лице Богочеловека. Признавая православное учение о единосущии Христа Спасителя с Богом Отцом, эти богословы старались уяснить чисто рационалистическим путем учение о таинственном соединении Божественной и человеческой природ в Лице Иисуса Христа, вследствие чего уклонились далеко в сторону от церковного учения и впали в новую ересь.
Виновником новой церковной смуты является Несторий, патриарх Константинопольский. Однако первое появление такого рода еретических мыслей следует отнести к ДИОДОРУ, еп. Тарсийскому (+394 г.) и его ученику ФЕОДОРУ Мопсуетскому, видному преподавателю Антиохийского училища. Эти два епископа учили о двух природах в И.Христе и двух лицах: одно лицо земное — человека, другое — Божественное. Бог Слово воспринял в Себя человека. Человек носил в себе Бога. Тесного единства между ними не было, разве только моральное.
Несторий был учеником Феодора Мопсуетского. Развивая учение своих предшественников, Несторий не стал признавать соединения двух естеств в И.Христе в одну Ипостась. От Девы Марии, учил Несторий, родился только человек Иисус естественным образом. Бог Слово соединился с ним Своею благодатью, которая освящала Иисуса-человека. За добродетельную жизнь человек Иисус во время крещения был удостоен усыновления от Бога. Человеческое естество представляло собою одежду, или храм, в котором обитало Божество. Страдало человечество, так как Божество страдать не может. Богородица называется у Нестория Христородицей, так как она родила человека Христа, а не Бога Слова.
Выводом из этого учения является отрицание таинства воплощения и искупления, отрицание христианства.