Положение Церкви при Юлиане Отступнике
Насильственные меры Констанция повели к тому, что язычники, принявшие христианство поневоле, и не принявшие его, сделались ожесточенными фанатиками и тем упорнее держались своей старой религии, чем настойчивее их преследовали. Затаенным желанием их было — взять перевес над христианами, какой они имели до времени Константина Великого. С восшествием на престол преемника Констанция Юлиана (361-363) желания их исполнились на некоторое время.
Юлиан вместе с братом своим Галлом был удален от двора подозрительным Констанцием и помещен на жительство в одном замке в Каппадокии. Чтобы отнять у братьев всякую надежду на императорский престол, Констанций хотел со временем определить их в духовное звание и потому давал им соответствующее воспитание.
Удаление от двора и стесненная жизнь в заточении возбуждали в Юлиане ненависть к Констанцию, тем более, что последний был причиною смерти его отца, а потом и брата Галла. С ненавистью к Констанцию развилась в Юлиане ненависть и к христианству как религии его притеснителя. Внешне-религиозное воспитание не могло возбудить в нем любви к христианству. А приставленный к нему учитель словесности, христианин только по имени, сумел привлечь его на сторону язычества. Под руководством своего учителя Юлиан познакомился с произведениями искусства, науки и литературы древне-классического мира и особенно с мифологией и воззрениями на нее неоплатоников. Прельщенный красотой созданий языческо-классического мира, при отсутствии глубокого понимания христианства, Юлиан теперь уже в ранних летах был язычником, хотя по примеру своего учителя еще долгое время скрывал свои религиозные убеждения, представляясь ревностным христианином. Скрытность Юлиана обманула Констанция. Не имея прямых наследников, он решился в 352 г. вызвать Юлиана ко двору в Константинополь и дать ему воспитание как наследнику престола. При дворе Юлиан увидел интриги в христианском обществе, окружавшем его, разногласия, борьбу религиозных партий и проч. Все это возбуждало в нем нерасположение к христианству. А между тем, поборники язычества, с которыми Юлиан скоро сошелся, постарались раскрыть перед ним древнюю религию отцов, освещенную философскими воззрениями, в привлекательных формах. Знаменитый языческий ритор Ливаний, которого Юлиан тайно слушал в Никомидии, имел на него сильное влияние.
В 355 г. Констанций, не подозревая еще в Юлиане язычника, отправил его в Галлию в звании кесаря. В 361 г. Констанций умер, и Юлиан сделался правителем всей империи.
Вступление Юлиана на императорский престол было радостным событием для языческой партии. Молодой император, окруженный философами, учеными, жрецами и авгурами, ревностно взялся за восстановление язычества. По вступлении в Константинополь, торжественно заявив свое отречение от христианства, он приказал по всей империи восстанавливать разрушенные и открывать закрытые языческие храмы и отправлять в них служение. Гонимые и преследуемые жрецы вышли из своих убежищ и направились к алтарям своих богов. Сам Юлиан более всех своих языческих подданных и даже более жрецов заботился о восстановлении древних, почти забытых культов. Нося титул (pontifex maximus), он хотел быть жрецом на самом деле; поэтому часто сам лично, с небывалой торжественностью и благоговением, приносил жертвы богам.
Таким образом, язычество снова стало религией государственной, и язычники опять получили преобладающее значение в империи.
По отношению к христианскому обществу Юлиан держал себя на первых порах довольно снисходительно. Наученный историей, он понимал, что кровавые преследования не могут уничтожить христианства. Скорее, думал он, можно ослабить его и довести до уничтожения хитрой политикой. В этих видах, руководствуясь, по-видимому, философской терпимостью ко всем учениям, он предоставил свободу действий всем христианским партиям и сектам, на самом же деле он рассчитывал, что христианское общество, при внутренней борьбе партий, само собой придет к падению. С хитрой же целью Юлиан особым законом запретил христианским ученым заниматься изучением философов и поэтов — Гомера, Гесиода, Геродота и др.
Далее, чтобы оскорбить христианское чувство и даже посмеяться над пророчеством Христа Спасителя об Иерусалимском храме, Юлиан, под видом той же веротерпимости, дал иудеям средства восстановить свой храм в Иерусалиме. Но, по свидетельству и языческих, и христианских писателей, появившийся три раза из земли огонь истребил все начатые постройки, так что сами иудеи в ужасе отказались от предпринятого дела.
Хотя подобные распоряжения направлены были против христиан только косвенным образом и не угрожали существованию Церкви, но уже одно то, что привилегии религии государственной стали переходить от христианства к язычеству, поставило христиан в положение двусмысленное, при котором возможны были для них большие притеснения.
Так, с восстановлением язычества воинские знамена с изображением креста заменены были новыми с изображениями богов, разные воинские церемонии получили характер языческий. Все это стесняло воинов-христиан. Приказание Юлиана (в Антиохии) окроплять жертвенной кровью продаваемые на рынках припасы повело уже к стеснению всех христиан. Потом удалением всех христиан от занимаемых ими государственных должностей и предпочтение, отдаваемое правительством язычникам во всех случаях жизни, например, в судебных спорах и тяжбах, поставляло часто многих христиан в затруднительное положение.
Но самым сильным стеснением для христиан было то, что они, по приказанию Юлиана, должны были возвращать язычникам те имущества, которые при Константине и Констанции перешли от языческих храмов к христианским.
Чтобы выполнить приказание императора, христиане должны были уничтожать свои церкви и даже на свой счет восстанавливать разрушенные по приказаниям христианских государей языческие храмы. При этом бывали и такие случаи, что язычники отнимали у христиан не только то, что прежде принадлежало языческим храмам, но и то, что всегда было собственностью христианских церквей.
Но как Юлиан ни стеснял христиан прямо и косвенно, он нисколько не ослабил христианства и далеко еще не достиг своей цели восстановления язычества, тем более, что в первые же дни своего правления разошелся с большинством языческой партии. Воспитанный в понятиях неоплатонической школы, он хотел восстановить не то язычество, какое знало большинство язычников, а язычество, преобразованное по началам платонизма. Отрицая вместо со своими учителями-неоплатониками древнее многобожие и признавая божеством только единое Верховное Существо, Юлиан видел в богах древней религии идеи, свойства и качества этого Верховного Существа, а в идолах — изображение сих последних.
Вместе с теоретической стороной в язычестве Юлиан хотел преобразовать и практическую. По-прежнему оставляя в языческом культе жертвоприношения и даже заботясь об увеличении их, он хотел внести в него религиозно-нравственные элементы; требовал, чтобы жрецы занимались изучением философов и поэтов как провозвестников божеств иных истин, вели жизнь строго воздержанную и добродетельную; поучали народ, объясняя ему смысл древних мифических сказаний, при храмах устраивали благотворительные заведения и т.п. Словом, дух религии христианской Юлиан хотел перенести на язычество. Но массы народные, как и прежде, относились к служению своим богам холодно и небрежно; случалось, что одни только старухи присутствовали при жертвоприношениях императора-жреца, или, как это было в Антиохии, в праздник Аполлона язычники оставили одного императора приносить жертвы богу поэзий под открытым небом при проливном дожде, а сами искали убежища под крышей дома.
Разочарования одно за другим постигли Юлиана: языческое общество не сочувствовало его планам, христианское — мужественно переносило все притеснения и нисколько не ослабевало.
Но Юлиан не хотел отказаться от своего дела, препятствия и неудачи только раздражали его. Он хотел употребить все средства, даже насильственные, чтобы только достигнуть своей цели. И действительно, христиане ожидали уже от него жестоких преследований после его похода в Персию. Но в одной битве с персами в 363 году Юлиан был убит, а вместе с его смертью кончилось и его дело восстановления язычества.
Положение Церкви при последующих императорах
и окончательное падение язычества в Греко-Римской империи
Юлиан был последним из языческих императоров. После его смерти на императорский престол выбран был войском Иовиан (363-364 гг.), который при самом избрании заявил, что он христианин.
Впрочем, этот царь относился к язычникам снисходительно, запретив только те жертвоприношения, которые соединены были с гаданиями и разного рода суевериями.
Подобною же терпимостью к язычникам отличались преемники его Валентиниан I (364-375 гг.), управлявший Западом, и Валент (364-378 гг.), брат последнего, управлявший Востоком. Валентиниан (364 г.) издал даже закон, что всякий может свободно содержать ту религию, которая согласна с его убеждениями. Но христианство было уже настолько сильно само в себе и распространилось в таких сильных размерах, что тот же государь в указе от 368 г. назвал язычество верою поселян. При нем язычество уже почти было вытеснено из городов.
Грациан (375-383 гг.), сын Валентиниана, управлявший также Западом, стал принимать решительные меря против язычества. По восшествии на престол он сложил с себя титул pontifex maximus, отказавшись принять знаки, присвоенные сему достоинству, вынес из курии сената алтарь Виктории, конфисковал имущества языческих храмов, отнял у жрецов и весталок (жрицы богини Весты) привилегии и государственное жалование и т.д.
В то же время Феодосий I Великий, избранный Грацианом после смерти Валента в сопровители (379-395 гг.) на Востоке, принимал против язычества еще более решительные меры. Сделавшись в 392 г. единодержавным государем во всей империи, Феодосий нанес последний удар язычеству изданием закона, по которому всякого рода служение богам признавалось преступлением наравне с оскорблением царского величества.
Дети и преемники Феодосия, со времени которых империя распалась на Восточную и Западную, Аркадий (395-408 гг.) и Гонорий (395-423 гг.) продолжали дело уничтожения язычества уже в местах глухих и отдаленных от городов. Гонорий на Западе приказал разрушать все оставшиеся еще храмы и удалять от государственных должностей язычников. На Востоке миссионеры монахи, с полномочиями Аркадия, обходили провинции и обращали оставшихся там язычников.
Преемник Аркадия, восточный император Феодосий II (408-450 гг.) в указе от 423 года высказал уже предположение, что язычества не существует более на Востоке. Только в Афинах, в среде ученых неоплатонической школы, держалось еще некоторое время язычество. Но император Юстиниан I (527-565 гг.) приказал закрыть эту школу. Учителя неоплатонической школы не хотели изменить своим убеждениям и ушли в Персию. С V века, можно сказать, Восточная империя стала христианской.
На Западе язычество держалось крепче, чем на Востоке. Нападения на Италию “варваров” в V столетии поддерживали надежды языческой партии. Римские сенаторы из языческих фамилий высказывали открыто, что все несчастья постигают империю за оставление религии отцов. В 476 году Западная империя пала под оружием “варваров”, но язычество не было восстановлено, и христианская Церковь оставалась непоколебимою. Ост-готский король Теодорих, в конце V века овладевший Италией, издал даже закон, которым под угрозою смерти запрещал идолослужение. Следы язычества на Западе сохранились до конца VI столетия, именно, на итальянских островах.