Избрание и посвящение духовных лиц
Установив степени иерархии, апостолы дали Церкви определенные указания на то, какие лица и с какими качествами должны быть избираемы на иерархические должности и как должно производиться самое избрание их.
Ап. Павел в своих пастырских посланиях разъясняет, какими качествами должен обладать епископ, пресвитер и диакон (прочитать 1 Тим, 3, 2-12; Тит. 1, 5-9). Апостольские правила к сим требованиям присоединяют, что на иерархические должности не может быть поставлен глухой, слепой, бесноватый, раб без согласия господ, всякий женатый на вдове, рабыне, актрисе, блуднице, отверженной от супружества.
Что касается способа избрания на иерархические степени, то апостолы сами установили тот порядок, чтобы в выборе принимали участие все члены общины. Апостолы, например, предложили иерусалимской общине избрать семь диаконов (рукополагали сами апостолы), ап. Павел, рукополагая пресвитеров разным церквам (Деян. 14, 23), сообразовался с желанием верующих этих церквей.
Все эти апостольские указания послужили для Церкви правилами, которыми она руководствовалась при избрании на иерархические должности. Так, в выборе лица на ту или иную иерархическую должность принимала участие вся церковная община, т.е. клир и миряне. Последние, по многочисленности своей, иногда назначали особых лиц, старейшин, которые участвовали в выборе кандидата.
После того, когда вся церковь признала избранное лицо достойным занять иерархическую должность, произносился общий возглас: “достоин” (аксиос), и следовало посвящение.
В пресвитера и диакона рукополагал епископ местной церкви, в епископа рукополагали епископы окрестных церквей. Последние принимали даже участие в избрании епископа или сами лично, или через своих уполномоченных, наблюдая, чтобы кандидат соответствовал требованиям Апостольских правил. При избрании епископа требовалось также согласие епископа главного города области.
На низшие церковные должности назначал один епископ, поскольку поставление на эти должности не имело такого важного значения для Церкви как поставление пресвитера или епископа.
Положение клира в первые века и его содержание
Клир христианской Церкви первых веков не составлял какого-либо наследственного сословия, как это было в церкви ветхозаветной. В клир мог вступать всякий желающий и удовлетворяющий условиям вступления в клир.
Школою для образования клириков являлся тот же клир, где под руководством епископа клирик, начиная с низших должностей, проходил свое служение. С течением времени явились христианские училища, например, в Александрии, где клирики получали образование.
Никакими общественными преимуществами клирики не пользовались, поскольку христианская религия была вне закона. Часто бывало, что клирики состояли на службе и в государственных учреждениях, что потом было Церковью запрещено, так как это было несовместимо с иерархическим званием и обязанностями.
Что касается брачной или безбрачной жизни клириков, то нужно заметить, что Церковь допустила брачное и безбрачное состоянии членов клира. Требовалось только, чтобы всё было благообразно, поэтому запрещалось состоящим в браке иерархическим лицам “изгонять своих жен под видом благоговения”, а безбрачным после рукоположения вступать в брак. Перемещение клириков, особенно епископов, не допускалось. Если и допускались перемещения, то лишь в исключительных случаях.
В первенствующей Церкви не было каких-либо определенных источников содержания клира. Каждый член клира, прежде всего сам заботился о своем содержании. Многие клирики, по примеру ап. Павла, по вступлении в клир продолжали заниматься теми ремеслами или промыслами, которыми они занимались до вступления в клир, и тем доставляли себе средства к содержанию.
Случалось и так, что в клир вступал какой-либо богатый земледелец и, продолжая получать доходы от земли, доставлял еще и другим средства к содержанию, каким был, например, св. Киприан Карфагенский (III в.). Кроме того, клир получал некоторые средства на содержание от церковной общины. Эти средства, состоящие из добровольных пожертвований членов общины, распределялись между клириками епископом. К таким пожертвованиям, кроме денежных, принадлежали и вещественные приношения, состоящие, по обычаю ветхозаветной церкви, из хлеба, вина, плодов, и разного рода припасов. Часть хлеба и вина отделялась для богослужения, часть отдавалась бедным, а остальное шло в пользу клира.
Кафедры епископов
Многочисленные христианские общины, основанные апостолами и их преемниками в разных городах и селах, постепенно начали группироваться в церковно-правительственные округи, центром которых были городские общины. Как в гражданском отношении известному городу подчинены были ближайшие села и деревни, так и церковные общины в селах и деревнях мало-помалу подчинились ближайшим городским общинам, тем более, что и самое христианство они часто получали из городских общин.
Во главе образовавшихся таким образом церковных округов стояли предстоятели городских общин — епископы, кафедры которых были в городах. Церковный округи первоначально назывались парикиями, а впоследствии епархиями. С образованием церковных округов постепенно образовались и приходы. Сельские общины образовали собою сельские приходы. В городах, вследствие увеличения числа верующих, епископ разделял паству на группы, в которые назначал пресвитеров и диаконов, сначала временно, а потом и навсегда, которые совершали там богослужение. Так образовались городские приходы. Городские и сельские приходы округа составляли местную церковь. Свои названия церкви получали от кафедральных городов (Иерусалимская, Антиохийская...) так как в каждой церкви была только одна епископская кафедра.
Епископское управление
Каждою местною церковью управлял епископ как преемник апостольской власти, без его благословения пресвитеры и диаконы не могли устраивать богослужебных собрание без его ведения не могли ничего совершать. В управлении принимали участие клир и миряне под главным надзором епископа. По важнейшим церковным делам епископ совещался с клиром и выбранными старцами из мирян (например, вопрос об избрании на церковные должности, о членах, впавших в ересь или отпадших во время гонений, и т.п.).
Ближайшие помощниками епископа были пресвитеры, через них он наблюдал за жизнью паствы, вместе с ними распоряжался церковным имуществом. Пресвитеры во главе с архипресвитером составляли пресвитерский совет. За смертью или отсутствием епископа они заведовали всем церковным управлением.
Диаконы были исполнителями всяких распоряжений епископа по церковным делам: раздавали вспомоществование бедным, объявляли о времени и месте богослужения и т.д. Первый из диаконов назывался архидиаконом, который имел в своем ведении всех диаконов и низших клириков. Вследствие своих близких и постоянных сношений с епископом архидиакон иногда имел большее влияние на церковное управление, чем пресвитеры.
Проводниками епископской власти в сельских приходах были хорепископы (сельские епископы), имевшие пресвитерскую или епископскую степень. Они заведовали известным округом сельских церквей, управляли ими, избирали низших клириков, а те, которые имели епископский сан, рукополагали пресвитеров и диаконов (но с соизволения епископа главного города). Однако хорепископы находились в подчинении у епископа города и ему были подотчетны.
Особое значение некоторых кафедр (sedes apostolicae)
Правительственное значение городов в Римской империи не могло не оказывать влияния и на значение епископских кафедр. Как меньшие города группировались вокруг главных городов областей, так и епископские кафедры малых городов группировались вокруг кафедр городов главных. Таким образом, уже во времена послеапостольские кафедры епископов главных провинциальные и областных городов стали приобретать первенствующее значение, и особенно те из них, которые носили почетное название (sedes apostolicae) кафедры тех церквей, которыми более или менее продолжительное время управляли апостолы). Такими считались церкви: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Ефесская, Римская и др.
На епископов, занимавших апостольские кафедры (sedes apostolicae), все церкви смотрели как на хранителей апостольского предания, к ним обращались епископы малых городов с вопросами общецерковного характера, им предоставлялось право созывать соборы и председательствовать на них, они руководили избранием епископа, т.е. они пользовались уже некоторыми преимуществами по сравнению с епископами малых городов.
К концу III в. епископ Антиохийский возвысился над всеми епископами Востока, Александрийский — Египта, Римский же епископ (как преемник апостолов Петра и Павла), кафедра которого находилась в столице империи, занимал особенно высокое положение.
Однако преимущества указанных церквей были преимуществами чести, а не власти. Епископы главных городов были только первыми между равными среди других епископов.
Но несмотря на это уже во II и III вв. со стороны римских епископов делались попытки образовать главенство в Церкви, т.е. поставить Римского епископа во главе всей Вселенской Церкви с правом верховной власти. Такие притязания на главенство в Церкви видим в действиях папы Виктора (II в.), требовавшего от церквей малоазийских праздновать Пасху вместе с Римской церковью, и в споре папы Стефана (III в.) с малоазийскими и североафриканскими церквами по поводу крещения еретиков.
Епископы указанных церквей не признавали, однако, за Римским епископом права властвовать над другими церквами. Киприан Карфагенский, между прочим, на III Карфагенском соборе постановил даже, против притязаний Римского епископа, чтобы Африканская Церковь ни в коем случае не обращалась к суду Римской Церкви.
Соборная форма управления
Св. апостолы, поставляя епископов, сообщили им всем одинаковые иерархические права (Мф. 20, 20-27). Отсюда и все частные церкви были равны между собою. При таком равенстве единственно возможной формой управления была соборная форма управления. Апостолы, чуждые мысли о главенстве кого-либо из своей среды, положили начало соборной форме управления, собравшись на Иерусалимский собор, который и был высшим выражением церковной власти. Власть собора была уже властью не людей вообще, а властью Св. Духа (Деян. 15, 28).
Во времена послеапостольские установились взаимные отношения между церквами и их епископами. Каждый епископ в управлении своей церковью был независим от другого. Дела, касающиеся нескольких церквей, разрешались соборно. На соборах разбирались дела о еретиках, несогласия между епископами по управлению своими епархиями и т.п.
Равенство и независимость всех церквей и их епископов не вели за собой разъединения их. Напротив, общение епископов было полное, уже одни соборы служили прекрасном средством к общению.
Кроме этого, общение поддерживалось еще посланиями и грамотами. Послания были разного рода: одной церкви к другой по поводу гонений, ко всем церквам, предстоятелей церквей по разным вопросам, например, о времени празднования Пасхи, крещения еретиков и т.п.
Из грамот в большом употреблении были грамоты представительные, даваемые клирикам и мирянам, отправляющимся в пределы других церквей. В этих грамотах заключалось свидетельство об их православии, честности, о незапрещении клириков в священнослужении, а мирянам в том, что они не отлучены от Причащения Св. Таин. Без этих грамот никого не дозволялось принимать в Церковь.
Такое общение производило то, что все поместные церкви составляли единую Христову Церковь.
Церковные узаконения
Первыми законодателями Церкви были ее Основатель и апостолы. В Евангелиях и писаниях апостольских изложены все основные законы относительно веры, совершения таинств, иерархии, церковного благочиния, суда и проч. Затем большая часть правил передана разным церквам устно апостолами. Этими правилами и руководствовалась Церковь в своем управлении. За решением спорных вопросов в какой-либо церкви, на которые не находилось указаний в Св. Писании, обращались к основанным апостолами церквам, предстоятели которых хранили по преемству преподанные апостолами устно правила. Возможность сохранять эти правила была, т.к. во второй половине II в. живы были еще ученики апостолов (например, Поликарп Смирнский).
Впрочем, в первые же века явились и письменные сборники апостольских правил. Так, к концу II в. или нач. III в. относится появление в Церкви 85 “Правил Апостольских”. Кроме этого, отцы церкви сами составляли правила церковного благочиния, которые были подробным раскрытием того, что преподано Церкви Иисусом Христом и апостолами. Таковы принятые в канон правила св. отцов: Дионисия Александрийского (+260 г.) — числом 4; Григория Неокесарийского (Чудотворца) (+270г.) — числом 12; Петра Александрийского (+304 г.) — числом 15.
Полное и окончательное определение церковных узаконении принадлежит IV и следующим векам на Поместных и Вселенских соборах.