Латинские церковные писатели
Кроме упомянутых выше богословских школ на Востоке (Малоазийской, Александрийской, Кесарийской и Антиохийской), во II в. на Западе основана была Северо-Африканская богословская школа.
По своему направлению Северо-Африканская школа примыкала к Малоазийской, т.е. христианское учение раскрывалось и доказывалось на основе Св. Писания и Св. Предания, чуждаясь философских умозрений и научно рассудочных обоснований этого учения. Вера считалась здесь выше разума, и следование за богодухновенными источниками (Св. Писанием и Св. Преданием) предпочиталось свободному научному исследованию истин.
Другое направление, которое было господствующим в Александрийской и Антиохийской школах, считало, как мы видели, полезным поражать гностиков их же оружием, т.е. пользоваться при изложении веры философскими умозрениями. В Александрийской и Антиохийской школах, таким образом, признавались права разума на участие в делах веры, но в известных границах.
ТЕРТУЛЛИАН. Из представителей Северо-Африканской школы следует отметить Тертуллиана, пресвитера карфагенского, замечательнейшего из писателей Западной Церкви. Он первым начал писать богословские сочинения на латинском языке и этим положил начало латинской церковной литературе. (Тертуллиан знал и греческий язык и владел им настолько хорошо, что мог легко писать на нем).
Тертуллиан (150-220) — сын римского сотника, получил прекрасное образование и до принятия христианства был адвокатом. Принял он христианство уже в зрелом возрасте.
Обладая блестящим умом, пылким темпераментом и твердою волею, Тертуллиан стал ревностным поборником христианского учения. К несчастью, проживая долгое время в Риме, Тертуллиан в конце II в. познакомился с учением монтанистов. Там он находил удовлетворение своей ревности по вере в проповеди строжайшего аскетизма и полной покорности Откровению. Под конец жизни Тертуллиан отказался от монтанизма, однако основал свое общество, члены которого назывались “тертуллианистами”.
Литературная деятельность Тертуллиана весьма обширна. Он известен как красноречивый христианский апологет. Увлекшись монтанизмом, он был жарким противником гностиков и антитринитариев, повреждавших Откровение.
Опровергая указанных еретиков, Тертуллиан и впал в монтанистическую крайность, совершенно отрицая участие разума и науки в деле веры как приводящее к ересям.
Труды Тертуллиана по содержанию разделяются на три класса: апологетические (“Апологетик”, “Две книги к народам”, составляющие переделку “Апологетика” в форме, доступной для большинства читателей, “О свидетельстве души” и др.); религиозно-нравственного содержания (“О терпении”, “О молитве”, “О зрелищах”, “О постах” и др.) и догматико-полемического содержания (“О давности против еретиков”, “Против Маркиона”, “Против валентиниан”, “О плоти Христа” — против гностиков-докетов и др.).
Как апологет Тертуллиан занимает выдающееся положение. Его сочинения отличаются смелостью тона, сарказмами и иронией по отношению к язычникам вместе с основательностью доводов в пользу христианства. Ненависть язычников к христианам он объясняет их невежеством и незнанием христиан. Преступления, в которых язычники винили христиан, он переносит на них самих и их богов. В доказательство же истинности христианства Тертуллиан указывает на необычайно быстрое распространение христианства в его время.
Еще важнее в апологетическом отношении сочинение Тертуллиана “О свидетельстве души”. Здесь он выступает с неотразимым аргументом в пользу христианства. Он проводит ту мысль, что душа человеческая носит в себе врожденное удостоверение в истинах христианства. Стоит только душе человеческой освободиться от того, что привито к ней худым воспитанием и извращается страстями, как она взирает на небеса, так как она там признает жилище живого Бога, от которого она происходит. Это свидетельство души сильнее всяких доказательств, потому что здесь слышен голос самой природы души, красноречиво говорящий, что душа человеческая — по природе христианка.
СВ. КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ. Вторым представителем Северо-Африканской школы был св. Киприан, епископ Карфагенский. Он тоже происходил из богатой языческой семьи, получил хорошее образование и уже в молодых годах был учителем красноречия, а затем занимал должность адвоката. До сорока лет он вел жизнь рассеянную, но, познакомившись с христианским пресвитером Цецилием, он уверовал и принял крещение. Через два года после своего обращения в 248 г. он был избран епископом Карфагена. Киприан был мудрым и ревностным правителем Церкви. В гонения Декия, Галла и Валериана он твердо отстаивал права Церкви. Во время этих гонений Киприану приходилось бороться не только с внешними врагами Церкви, но и с внутренним злом — расколом Новата и Фелициссима.
Киприан, по совету христиан, на время гонения удалился из города, и это дало повод указанным пресвитерам возвысить свою власть и выступить против епископа. При Валериане св. Киприан потерпел заточение, а затем 14 сентября 258 г. был обезглавлен. Во время казни св. Киприан встретил глубокое сочувствие и уважение не только со стороны христиан, но и со стороны язычников, помнивших недавние услуги Киприана во время моровой язвы.
Сочинения Киприана стоят в тесной связи с его деятельностью. Главнейшим из его творений является классическое сочинение “О единстве Церкви”, написанное по случаю раскола Новациана в Риме. В этом своем произведении Киприан развивает мысль, что христианская Церковь, несмотря на множество отдельных частных церквей, есть единая. В единении и согласии всех частных церквей Киприан видит действительное средство против появления ересей и расколов. По мысли Киприана и епископство также едино.
Епископская власть в Церкви началась с ап. Петра, которому Христос вручил ее, назначив Петра камнем Церкви.
Римская Церковь, как основанная апостолом Петром, называется у Киприана первенствующей (ceclesia principalis) между другими церквами. Но Киприан далек от мысли, чтобы считать римского епископа начальствующим над всеми епископами, и это выявилось в его споре с папой Стефаном по вопросу о крещении еретиков. Этот труд Киприана впоследствии Римская Церковь использовала как доказательство в пользу своего возвышения.
Из апологетических сочинений Киприана следует отметить его “Три книги свидетельств против иудеев”, “О суетности идолов” — сочинение, написанное в опровержение язычников.
Кроме этого, Киприан написал много трудов, в которых встречаются драгоценные мысли о некоторых предметах веры, например, о таинствах, учение о которых он излагает как с догматической стороны, так и с обрядовой.[КАВ12]