Второй период христианской письменности
Апологетическая литература
Ко второму периоду древне-христианской письменности относится как апологетическая литература, так и полемическая. Обе они отражают времена ожесточенное борьбы Св. Христовой Церкви с внешним врагом — язычеством и внутренним — гнозисом.
Обращаемся к апологетической литературе. Греко-римское общество II века обвиняло христиан в безбожии, разврате, суеверии и т.п. Эти мнения отражались и в языческой литературе, направленной против христиан. В сочинениях, например, Лукиана Самосатского, Цельса повторялась та же клевета на христиан.
Образованные христиане, называемые апологетами, пытались защищать христианство от этих несправедливых обвинений при помощи литературы. Одни из апологетов обращались со своими апологиями прямо к императорам, другие апеллировали к общественному мнению. Апологеты ставили перед собой две задачи:
1) практическую, или юридическую, доказывая, что христианство безвредно, что христиане почитают императора, молятся за него, и
2) научно-теоретическую, доказывая, что христианство – не грубое суеверие, а возвышенная, божественная религия.
Отсюда и различаем два рода апологий: судебные, написанные для правительства с целью побудить его остановить преследования христиан, и апологии научного характера против устных и письменных нападений языческих философов на самые основы христианского вероучения.
По отношению апологетов к языческой культуре и философии можно различать два типа апологий: у авторов одних апологий наблюдается отрицательное отношение к языческой философии, у других же авторов наблюдаем примирительные тенденции, хотя христианство они ставят выше философии, ибо оно просто и ясно отвечает на вопросы философии — где причина и цель мира, зачем мы живем и что нас ждет за гробом.
Первыми апологетами являются КОДРАТ и АРИСТИД, подавшие свои апологии имп. Адриану (117-138). От апологии Кодрата сохранился только небольшой отрывок, по которому можно, впрочем, судить о высоком достоинстве всей апологии. Именно Кодрат для доказательства того, что христиане содержат истинную религию и что их не следует гнать, — настаивает на том, что дела Спасителя — факт исторический, и что исцеленные и воскрешенные Им жили на земле после отшествия Господа, а некоторые дожили даже до его времени. Аристид же в своей апологии доказывает, что истинное понятие о Боге имеют только христиане и что об истинности их учения свидетельствуют чистота и святость их жизни; в заключение же обращается к императору с просьбой ознакомиться с писаниями христиан, чтобы узнать истину об их учении и жизни и отвергнуть все клеветы на них, распространяемые злонамеренными людьми.
В царствование Антонина Пия выступил новый защитник христианства, Иустин ФИЛОСОФ, до принятия христианства принадлежавший к школе платоников. Он написал две апологии, из которых особенно замечательна первая. Возмущенный несправедливыми нападениями на христиан со стороны народной массы и правительства, он, опровергнув все обвинения, возводимые на них язычниками, и доказав, что христиане — люди невинные и безвредные, просит у императора, называющегося благочестивым и философом, только справедливости и защиты невинных.
Но особенно много апологетов вступило во время жестокого гонения на христиан при Марке Аврелие. Тогда писали апологии МЕЛИТОН, еп. Сердийский, АФИНАГОР, христианский философ. И Мелитон, и Афинагор, обращаясь к императору философу, выражают надежду, что он беспристрастно рассмотрит дело христиан, признает несостоятельными все обвинения против них и прекратит преследование. При этом Афинагор основательно доказывает несостоятельность всех обвинений на христиан.
Но все такого рода апологии большею частью не достигают своей цели, почему к началу III века совсем прекратились[АК10] . Грубой физической силе языческого правительства христиане могли только противопоставить свое необыкновенное мужество и терпение в перенесении всевозможных преследований и мучений.
Не то было при нападениях языческого мира, устных и письменных, на самые основы христианства. На все возражения против христианства последователи его отвечали множеством сочинений, в которых не только с успехом отстаивали свое вероучение, но, в свою очередь, выставляли основательные опровержения самого язычества с его религией и философией.
СВ. ИУСТИН ФИЛОСОФ, написавший, кроме двух апологий, представленных правительству, еще несколько сочинений и, между прочим, “Обличение эллинов”, с философско-научными приемами доказал в нем истинность христианства и нелепость язычества. Христианский философ АФИНАГОР (во второй половине II века) в сочинении “О воскресении мертвых” весьма основательно доказал язычникам истину воскресения. В “Послании к Диогнету”, писатель которого неизвестен, разрешаются все недоумения образованного язычника относительно христианской веры: например, какому Богу веруют христиане, кто основатель христианства, почему Он явился в это время, а не прежде, и т.п.
3е и в “Книге о вере” ФЕОФИЛА, епископа Антиохийского (умер в 181 году), основательным образом опровергаются все возражения против христианства образованного язычника Автолика, для которого и написана была книга, как-то: о христианском Боге, Который невидим для людей, о воскресении, о том, что св. книги христиан новы и потому, будто бы, не заслуживают доверия и пр. При этом, с обширным знанием языческих философов и поэтов, Св. Феофил обстоятельно доказал Автолику лживость и нелепость языческой религии, созданной самими же людьми, а именно поэтами.
Первым из латинских писателей-апологетов является МАРК МИНУЦИЙ ФЕЛИКС, живший в конце II в. Он написал сочинение “Октавий”. В этом труде, написанном в форме разговора между христианином и язычником, Минуций с убедительным красноречием опровергал те возражения язычников против христиан, какие были в ходу при Цельсе.
Плодовитым писателем-апологетом был ТЕРТУЛЛИАН (160-220), учитель катехизической школы в Карфагене. Кроме апологий, писал догматико-полемические сочинения против гностиков и иудеев.
Апологии имели громадное влияние на христиан и среди христиан спрос на них был очень велик.
Помимо отдельных личностей на защиту христианства выступали и возникавшие христианские школы, как Александрийское училище, Северо-Африканская школа богословия, о чем будет речь ниже.
Полемическая литература
Полемическая литература возникла в результате борьбы Церкви с внутренним ее врагом — ересями. Вести полемику с ересями взяла на себя обязанность возникшая во II веке Малоазийская школа богословия.
Главной ересью, против которой боролась Церковь, был гностицизм со всеми его многочисленными разветвлениями. Рядом с ним выступало евионитство и монтанизм, но последние составляли небольшую опасность, и Церковь с ними быстро справилась.
Гностицизм представлял опасную ересь, потрясавшую Церковь очень жестоко. Из сочинений православных полемистов сохранились творения св. Иринея Лионского и св. Ипполита Римского. Эти сочинения имеют огромное значение как памятник антигностической литературы.
СВ. ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ. В молодости св. Ириней был учеником св. Поликарпа. Родился он в 155 г. в Малой Азии в христианской семье. Светское образование его было глубоким и всесторонним. Христианское образование св. Ириней получил путем общения с св. Поликарпом и малоазийскими пресвитерами.
Святой Поликарп, ревностно заботясь о Галльской Церкви, получившей свое начало от церквей малоазийских, послал туда, на помощь св. Пофину, своего ближайшего ученика Иринея. После мученической смерти Пофина Ириней поставлен был епископом Лионским (около 177 г.) и проходил свое служение до 202 года, когда сам, в гонение Септимия Севера, умер также мученически.
Литературная деятельность Иринея очень обширна, он написал свыше 10 объемных сочинений. До нас дошло только 5 книг под заглавием “Против ересей” (“Contra haeresis”) и “Доказательство апостольской проповеди”. В книге “Против ересей” св. Ириной опровергает гностические системы. Главные доказательства для опровержения он заимствовал из Св. Писания и св. Предания. Второе сочинение: “Доказательство апостольской проповеди”, открытое в 1907 г., направлено также против гностиков.
Ириней отвергал участие разума в деле веры, к философии он не обращался, а опирался всегда на Откровении, т.е. на Св. Писании и Св. Предании, отсюда он является самым верным хранителем Св. Предания.
Питая особенную любовь и уважение к апостольскому преданию и защищая на основании его христианское вероучение, он, хотя не придавал такого значения разуму в деле веры, какое придавали писатели другого направления, но и не относился к соображениям разума так ригористически, как, например, Тертуллиан. Таким образом, св. Ириней является представителем направления, отвергавшего участие разума в деле веры в лучшем смысле этого слова.
Св. Ириней известен своим выступлением в пасхальном споре ок. 190г. Назревавшее было из-за этого вопроса разделение между восточной и западной церквами (при папе Викторе), благодаря усилиям св. Иринея было ликвидировано.
Св. Ириней является главным представителем Малоазийской школы богословия (“Ж.М.П.”, 1957, 9).
СВ. ИППОЛИТ РИМСКИЙ. Вторым известным представителем Малоазийской школы богословия или представителем христианской литературы полемического характера является св. Ипполит, еп. Римский.
Его деятельность относится к концу второго и первой половине третьего века.
Св. Ипполит был учеником св. Иринея. Скончался мученический в 255г. Он славился своей ученостью и был очень плодовитым писателем. Св. Ипполит принимал деятельное участие в жизни Церкви своего времени, возглавлял в борьбе о монархианами партию тринитариев.
Между его сочинениями замечательны его беседы и толкования на некоторые книги Св. Писания. Из сочинений полемического характера известны его два труда: “Обличение всех ересей”, в числе 32-х, и “Философумены”. В “Философуменах” св. Ипполит устанавливает тесную связь гностических учений с языческой философией, мистериями и астрологией, и таким образом раскрывает истинный характер гностицизма. Приемы развития положительного учения и полемики против еретиков у св. Ипполита те же, что и у его учителя св. Иринея.
К представителям Малоазийской школы относится также ЮЛИЙ АФРИКАН, автор первой христианской всемирной истории в пяти книгах (“Хронография”), которая сохранилась только в трудах других церковных писателей.