Ересь монархиан или антитринитариев

Ересь монархиан явилась как результат стремлений человеческого ума постигнуть и уяснить одним разумом, без пособия веры, Богооткровенное учение, составляющее тайну для человека и принимаемое только верою.

Некоторые христиане, преимущественно из язычников, получили научное образование и усвоив себе привычку разрешать все вопросы и явления жизни на началах разума и науки, решились подвергнуть научному исследованию и догмат о Св. Троице. Они начали утверждать, что допущение единства и троичности в Боге в одно и то же время есть само в себе противоречие, которого не может постигнуть разум, а поэтому пришли к признанию только единства в Боге и отрицанию в Нем троичности. Держащиеся такого учения признаны были Церковью за еретиков, называвшихся антитринитариями (противу-троичниками) или монархианами (монос — один; архи — начало), т.е. признающими одно Лицо в Боге, одно начало.

Впоследствии монархиане разделились на две группы: динамистов и модалистов.

Видным представителем антитринитариев-динамистов был Павел Самосатский, занимавший в половине III в. епископскую кафедру в Антиохии. Учение динамистов сводилось к тому, что Бог есть единое существо, Лиц в Нем нет, а что касается Сына Божия и Духа Святого, то это не лица Божественные, имеющие отдельное, личное бытие, а только божественные силы, т.е. силы одного и того же Бога (динамис — сила).

Антитринитарии-динамисты в учении о Втором Лице Св. Троицы напоминают евионитов, признавая Христа человеком, на Котором преимущественным образом почивал Дух Божий.

Представителем антитринитариев-модалистов был египетский пресвитер САВЕЛЛИЙ (250-260). Модалисты (модус — вид, форма) также, допуская в Боге единое существо, учили, что Лица Св. Троицы — это только формы, или образы, в которых Бог открывается миру. Так, в Ветхом Завете Бог открывался в форме Бога Отца, в Новом Завете, для искупления рода человеческого, явился в форме, или виде, Сына, страдал и умер, отчего эти еретики называются еще патрипассианами (Pater passus est — отец страдал). Они тоже утверждали, что Второе и Третье Лицо Св. Троицы личного бытия не имеют. Учение патрипассиан напоминает учение гностиков-докетов.

Ересь антитринитариев большого распространения не имела.

В III в. еретические системы гностицизма начинают терять свое значение.

Однако, на смену им появляется новая ересь — манихейство. В этом учении отсутствуют идеи греческой философии и иудейской религии, но зато оно представляет собою смесь христианского учения с началами персидской религии Зороастра.

Основателем манихейства был персидский маг Манес. Он вначале принял христианство и был в одно время даже пресвитером. При персидском царе Сапоре I он вынужден был около 270 г. бежать в Индию, где, заключившись в пещеру, обдумал свою систему и изложил ее в сочинении “Ертенки — Мани”.

Система манихейская очень сходна с другими гностическими ересями, в основе ее лежит древний дуализм.

Манес утверждал, что от вечности существуют два царства: царство духа — добра и света и царство материи — зла и мрака. В первом властителем Бог добрый, во втором — злой демон; первого окружают двенадцать истекших из него чистых духов — эонов, второго окружают духи тьмы.

Однажды демоны издали увидели очаровательный блеск царства света и из зависти к гармонии и порядку, существующему в нем, сделали на него нападение. Но Отец света, для защиты своего царства, произвел из себя эона — Матерь жизни, который производит еще нового эона — Первого Человека, называемого у манихеев еще Христом, Иисусом, Словом, Сыном Божиим. Первый человек вступает в борьбу с демонами, но истощается в ней до того, что демоны успевают овладеть частью его светлого существа. Отец света, на помощь ему, производит еще эона — Животворящего Духа. Этот освобождает от опасности непоглощенную еще царствам тьмы часть Первого Человека и помещает ее в солнце. Эта часть зона есть бесстрастный Иисус, часть же, поглощенная царством тьмы, есть страждущий Иисус.

Страждущий Иисус в этом случае делается “душею мира” — при помощи Животворящего Духа он образует видимый мир, в котором перемешано духовное с материальным. Но световая материя стремится к освобождению от уз материи тьмы.

Сатана замечает освобождение страждущего Иисуса и, чтобы положить этому конец, предлагает своим духам собрать все, имеющееся в царстве тьмы, частицы света в одно место и заключить их в материю. Сатана, облекши их в материю, творит, таким образом, человека по образу первого человека эона. Из материи и оставшихся еще небольших частей света он создает жену. От брачного союза человека с нею рождаются дети, от последних нарождаются новые поколения людей и т.д., при этом разумная душа, разделяясь по отдельным личностям, дробится на мелкие частицы, которые удобно удерживаются в материальных телах, как в темницах. Царство тьмы, таким образом, совершенно овладело духовною природою и посредством ложных религий — иудейства и язычества — продолжало поддерживать свое обладание. Но вот для освобождения своей страждущей половины бесстрастный Иисус сходит с солнца на землю, принимает только вид человека — Христа (докетизм), общается с людьми, открывает им об их духовном происхождении и научает как освободиться от материи. Ученики Христа, как люди, в которых материя взяла перевес над духом, извратили его учение. Предвидя это, Христос обещал после себя послать в мир параклита — Духа Утешителя, чтобы он очистил его учение от всякой примеси чувственности, продолжил и исполнил Его дело. Параклит, действительно, явился в лице Манеса и открыл царство Божие. Средство к освобождению от материи — это строгий аскетизм. Поэтому Манес проповедовал удаление от брака, запрещал употребление вина, мяса и проч., запрещал даже срывать растения и убивать животных, так как в тех и других находится душа мира, хотя и в бессознательном состоянии. Последним актом мировой жизни, по системе Манеса, как и по системам гностиков, будет восстановление первоначального дуализма, когда этот видимый мир сгорит и мировая душа возвратится к своему источнику. Сатана с своим царством будет уже бессилен тогда.

Секта манихеев распространялась преимущественно в западной половине Римской империи и особенно была сильна в IV и V веках. Против манихеев издавали строгие законы Диоклетиан и христианские государи IV и V столетий, но секта их не уничтожилась, скрываясь только на время и затем снова являясь, хотя и под другими названиями.

Хилиазм

Одним из многих еретических учений первых веков христианства является учение о чувственном тысячелетнем царстве Христа на земле, которое должно было наступить очень скоро.

Начало хилиазма восходит ко временам дохристианским. Евреи ожидали Мессию как земного царя. Иудеи внесли такие воззрения и в христианство, тем более, что христиане, по слову Спасителя, ожидали второго и славного Его пришествия.

Идеи хилиазма были приняты евионитами, монтанистами и таких воззрений держались даже некоторые христианские ученые (Папий Иерапольский, Иустин Философ, Тертуллиан и др.). Неправильное разъяснение ветхозаветных и новозаветные пророчеств, особенно Апокалипсиса (20, 2-6), привело многих христиан к ожиданию земного, чувственного царства Христова. Эти ожидания особенно усиливались во время преследований.

В IV в. идеи хилиазма исчезли сами собой[П8] .

Монтанизм

Кроме ересей, в христианской Церкви были также заблуждения под именем расколов (ересь — отступление в церковной догматике; раскол — отступление в церковной дисциплине, обрядах).

Из расколов II в. известен монтанизм, появившийся на Востоке во Фригии.

Учение монтанистов в сущности не было отлично от общецерковного учения; в противоположность гностикам и антитринитариям они держались во всем положительного учения церкви. Главный пункт, в котором они погрешали против Церкви, — это их учение о продолжении в Церкви Откровения и благодатных даров. По их понятию, Церковь Божия на земле развивается под водительством благодати постепенно и имеет свои возрасты. Так, под водительством Откровения в Моисеевом законе она была в периоде отрочества, под благодатью Христовом или Евангелием — в периоде юности, при откровениях через Монтана и других пророков Церковь вступила в период мужества. Но новые откровения монтанистов направлены не к сообщению нового догматического учения, а к переустройству собственно церковной жизни на более строгих началах. Поэтому монтанисты проповедовали строжайший аскетизм, удаление от брака, соблюдение особых постов, кроме положенных Церковью, и т. п.

Во время гонений монтанисты заповедывали всеми силами стремиться к получению мученических венцов; если же случалось кому отпасть от Церкви, то таких они положительно запрещали принимать обратно в общение с Церковью. Все впавшие в тяжкие грехи, например, убийцы, прелюбодеи и т.п. грешники, по мнению монтанистов, также не должны быть принимаемы в Церковь, если бы они даже раскаялись. Вообще монтанисты вою жизнь христиан обставляли самыми строгими правилами, определяя даже цвет (траурный) платья для женщин. Их аскетические требования приводили к отрицанию всех земных радостей, всего, что имело в себе вид любви к миру и наслаждения в мире, хотя бы самого невинного, например, искусством или наукою.

Вся эта внешняя строгость жизни нужна была для того, чтобы достойным образом вступить в царство Христово, которое откроется в Пепузе и будет существовать тысячу лет. Допуская возможность излияния даров Святого Духа на всякого верующего и поставляя своих пророков выше епископов, монтанисты тем самым отрицали всякое значение иерархии в Церкви и прерывали всякое единение с нею. Поэтому Церковь отделяла их от себя как сектантов. Образовав отдельное общество, монтанисты называли себя духовными христианами, а всех православных — душевными.

На Востоке, где впервые появился монтаниам, вследствие развития там церковного просвещении, он не имел широкого распространения, но на Западе монтанистический образ мыслей распространился очень сильно. Монтанистических взглядов держались некоторые римские епископы, а карфагенским пресвитер Тертуллиан облек даже это учение в систему. Монтанизм существовал до VI в.

Расколы Новата и Новациана

Во время гонения на христианскую Церковь были частые случаи падения, т.е. отречения верующих от христианства. Церковь стремилась исправить таких людей, если они раскаивались, и после исправления опять принимала их в число своих членов. Совокупность всех мер к исправлению и к пресечению падения составляет так называемую церковную дисциплину,

Эти меры узаконены Самим Спасителем (Мф. 18, 15-17). Первая мера — это нравственное увещание наедине; вторая — обличение при нескольких свидетелях; третья — это обличение публичное. Последней мерой, самой строгой, являлось отлучение от Церкви (1 Кор. 5, 1-6). В практике апостолов мы видим, что даже после отлучения Церковь принимала обратно раскаявшихся (2 Кор. 2, 5-10).

В III в. в связи с этой практикой Церкви появилось две раскола — Новата и Новациана — в Карфагене и в Риме. Новат возглавлял карфагенский раскол. Будучи пресвитером, он выступил против действий карфагенского епископа Киприана, когда тот, прежде принятия падших (во время гонения Декия) в Церковь, проверял и разбирал степень их виновности. Новат и его партия (Фелициссим и др.) требовали, чтобы отпадшие принимались в Церковь без всякого рассматривания их виновности и даже без покаяния, а только по ходатайству исповедников. Этим, конечно, нарушалась церковная дисциплина и проявлялось прямое непротивление злу.

Собор африканских епископов во главе с Киприаном, при поддержке Римской Церкви, осудил Новата и его единомышленников.

В IV в. этот раскол уже не существовал.

Почти одновременно с карфагенским расколом Новата образовался раскол в Риме. Здесь его возглавил пресвитер Новациан.

Будучи образованным, Новациан в 252 г. высказал свое недовольство по поводу действий Римского епископа Корнилия. Новациан был до фанатизма строго-подвижнической жизни и не одобрил очень благосклонного отношения Корнилия к падшим. Новациан учил, что Церковь есть общество святых, а поэтому все падшие и соделавшие смертные грехи после крещения должны быть извергаемы из нее и принимать их обратно ни в коем случае нельзя. Прощать тяжких грешников может один только Бог, если же Церковь их прощает и принимает обратно к себе, то она перестает быть святою.

Римская Церковь, при поддержке Церкви Карфагенской и Александрийской, осудила Новациана и его учение как несогласное с общецерковным духом. Однако Новациан нашел поддержку в лице Антиохийского епископа, который уважал Новациана за строгость его личной жизни и строгие требования в отношении к другим. Хотя, таким образом, Новациан и был осужден, но общества новацианские и после этого распространялись в Карфагене, Александрии, Сирии, М. Азии, Галлии и Испании и существовали до VII в.

Споры о крещении еретиков

Христианская Церковь исповедовала едино крещение во оставление грехов, и это таинство считалось неповторяемым, повторялось оно только над еретиками и то не во всех церквах.

Некоторые восточные церкви, а также Церковь карфагенская и некоторые африканские церкви перекрещивали всех еретиков при вступлении их в Церковь, считая, что крещение, которое они приняли в еретическом обществе, было неправильным и извращенным.

Другие же церкви, западные, главным образом, Римская и Александрийская, не перекрещивали еретиков, если крещение, хотя и в еретическом обществе, совершено над ними правильно по форме, т.е. во имя Отца и Сына и Св. Духа.

Из-за такой разности в половине III в. произошли споры между западной церковью и восточными церквами. Римский епископ Стефан доказывал, что еретиков не следует перекрещивать, грозил даже за подобную практику разрывом с восточными церквами и отлучением. Восточные церкви утверждали, что благодать Св. Духа находится только в истинно христианской Церкви, и еретическое крещение не является действительным.

По этому вопросу было несколько соборов в М. Азии и Карфагене, которые постановили перекрещивать еретиков. Окончательно этот вопрос был решен на Вселенских соборах, когда были установлены общие правила, каких еретиков принимать в Православную Церковь через перекрещивание, а каких нет, т.е., каких еретиков крещение признавать недействительным.

Наши рекомендации