Он, приблизившись к нам, присел так, что его колени оказались напротив коленей пророка (да благословит его аллах и приветствует), а его ладони на коленях пророка.
В хадисе от Ибн 'Аббаса и других передается: "затем положил свою руку на колено пророка (Да благословит его Аллах и приветствует)", а от Сулеймана Ат-Таими передается: "Он приблизился и присел перед пророком (Да благословит его Аллах и приветствует), как приседают во время молитвы, а затем положил свои руки на колени пророка (Да благословит его Аллах и приветствует)".Совершенное Джабраилом (мир ему) является привлечением внимания к нему. Здесь есть намек на то, как надо себя вести ответственным людям, а именно то, что нужно им проявлять скромность и снисходительность, не смотря на грубость спрашивающих, в данном случае грубостью посчиталось помещение спрашивающим своих рук на колени отвечающего. Возможно, что поступок Джабраиля был конспирацией для его личности.
ЗАТЕМ ОН СКАЗАЛ: "О МУХАММАД, РАССКАЖИ МНЕ ПРО АЛЬ-ИСЛЯМ".
По версии хадиса от Ат-Тирмизи он начал с вопроса об Аль-Иман (Вере) перед тем, как спросил про Аль-Ислям. Точно также передается в сборниках достоверных хадисов от Аль-Бухъари и Муслима, переданном от Абу Хурайры. В некоторых версиях хадиса от 'Умара говорится о том, что он спросил его (Да благословит его Аллах и приветствует) об Аль-Ихьсан перед тем, как спросил об Аль-Ислям и Аль-Иман. Ученый – аль-хьафиз Ибн Хьаджар: "Нет сомнений в том, что событие одно, но только передатчики разошлись в его изложении, в котором нет упорядоченности". В переданной версии этого хадиса от Абу Фаруа говорится, что мужчина сказал, перед тем как начал спрашивать: "Мир тебе (Ассаляму 'алейка) о посланник Аллаха". А что касается слов мужчины:"О Мухаммад расскажи мне про Аль-Ислям",то возможно это преувеличение о скрытности Джабраиля.
ПРОРОК ОТВЕТИЛ: "НУЖНО ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О ТОМ, ЧТО НЕТ БОГА, КРОМЕ АЛЛАХА, ЗАСВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ, ЧТО МУХАММАД ПОСЛАННИК АЛЛАХА, ВЫСТАИВАТЬ МОЛИТВУ, ВЫПЛАЧИВАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МИЛОСТЫНЮ, ПОСТИТЬСЯ В МЕСЯЦ РАМАДАН И СОВЕРШИТЬ ПАЛОМНИЧЕСТВО К ДОМУ, ЕСЛИ У ТЕБЯ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ".
По версии достоверных сборников сказал: "Поклоняться Аллаху и ничего и никого не придавать Ему в сотоварищи". Под поклонением понимается произнесение 2-х свидетельств. Здесь добавление "и не придавать ничего и никого Ему в сотоварищи" используется в качестве разъяснения, в то время как в этом же хадисе, переданном от 'Умара, нет этого добавления, так как оно является неотъемлемой частью свидетельств (Ащ-Щахьадатан). Далее в хадисе говорится: "совершать обязательно предписанную молитву (намаз), выплачивать обязательную милостыню, поститься в месяц рамадан, а также совершить паломничество к Дому, если у тебя есть возможность". Эти 5 столпов являются Аль-Ислям (покорностью перед Аллахом, то есть первой степенью религии). В некоторых других версиях хадиса добавляется: "Если же я сделаю это, то я буду мусульманином?"На что пророк ответил: "Да"". Это указывает на то, что тот, кто завершит построение основных 5-ти частей Аль-Ислям, становится истинным мусулимом (покорившимся). Это является доказательством первой степени религии Аль-Ислям. Эта степень описывается явными делами, совершаемыми телом. Аль-Ислям является религией, как сказал Всевышний: "И удовлетворился для вас в качестве религии Исламом (покорностью)". (Сура 5. Аль-Маида, 3).
Он является единственным правильным путем, которым повелел идти Аллах.
ЭТОТ МУЖЧИНА СКАЗАЛ: "ТЫ ПРАВ". МЫ УДИВИЛИСЬ ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ПОТОМУ ЧТО ОН СПРАШИВАЛ ПРОРОКА И ПОДТВЕРЖДАЛ ЕГО СЛОВА.
Удивились сподвижники (да будет доволен ими Аллах), так как обычно спрашивающий не знает ответ на то, о чем спрашивает.
ЗАТЕМ ОН СКАЗАЛ ПРОРОКУ: "РАССКАЖИ МНЕ ПРО ВЕРУ (АЛЬ-ИМАН)". ПРОРОК ОТВЕТИЛ: "ТЫ ДОЛЖЕН ВЕРИТЬ В АЛЛАХА, ЕГО АНГЕЛОВ, ЕГО КНИГИ, ЕГО ПОСЛАННИКОВ, В СУДНЫЙ ДЕНЬ, А ТАКЖЕ ВЕРИТЬ В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОБРА И ЗЛА". ЗАТЕМ МУЖЧИНА ОПЯТЬ СКАЗАЛ: "ТЫ ПРАВ".
Всевышний Аллах упомянул об Аль-Иман в свете этих столпов в нескольких местах Своей книги (Корана). Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) причислил эти 6 вещей к его столпам и составным частям, повторив перед предопределением фразу "а также верить", тем самым, подчеркивая его важность. Этот хадис привел в качестве доказательства 'Абдуллах Ибн 'Умар, обратившись к представителям секты "аль-къадария": "Тот, кто клянется этим хадисом является сыном 'Умара в том, что если бы у кого-либо из вас было бы золота размером с гору и он потратил бы всё его, ради Аллаха, то Аллах не принял бы его деяние, пока он не уверует в предопределение (Аль-Къадар)". В другой версии хадиса говорится:"верить в Рай и Ад". "Если же я это сделаю то я стану мумином? Пророк ответил: "Да"". Это является доказательством 2-й степени Аль-Иман. Эта степень описывается делами незаметными для взоров. Хадис указывает на то, что если аль-Ислям и Аль-Иман упомянуты одновременно вместе, Аль-Ислям характеризуется делами явными, а Аль-Иман делами скрытыми.
ЗАТЕМ ОН СПРОСИЛ: "ЧТО ТАКОЕ АЛЬ-ИХЬСАН (ИСКРЕННЕЕ УСЕРДИЕ В ПОКЛОНЕНИИ)". ПОСЛАННИК АЛЛАХА ОТВЕТИЛ: "ЭТО ОЗНАЧАЕТ ПОКЛОНЯТЬСЯ АЛЛАХУ ТАК, КАК БУДТО БЫ ТЫ ЕГО ВИДИШЬ, И ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫ ЕГО НЕ ВИДИШЬ, ТО ОН ТЕБЯ ВИДИТ".
Эта часть хадиса является одной из основ религии. Она содержит в себе очень важное понятие из основных понятий в знании религии. Он является одним из важнейших слов переданных пророку (Да благословит его Аллах и приветствует). Поистине, Аль-Ихьсан является поклонением, то есть это искренность в поклонении, смиренность и самоотверженность во время поклонения, а также ощущение постоянного наблюдения Всевышнего. В ответе пророк указывает на 2 состояния:
1- Самым возвышенным является то состояние, когда поклоняющийся начинает видеть истину сердцем, как будто бы видит её глазами.
2- Вторым состоянием является ощущение присутствия Всевышнего, постоянно наблюдающего за ним, видящего все, что он делает.
Эти два состояния являются результатом знания об Аллахе и боязни перед Ним. В одной из версий (риуая) хадиса говорится: "страшиться Аллаха так, как будто бы ты Его видишь". Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) описал это, как Аль-Ихьсан. Это является доказательством 3-й степени в религии. Таким образом в этом хадисе есть доказательство на все 3 степени, и на то, что их столпами являются те, которые перечислил автор (да смилостивится над ним Аллах). В другой версии этого хадиса говорится: "Мы удивились ему, как он спрашивает пророка и подтверждает его". Это было сказано после разъяснений об Аль-Ислям и Аль-Иман. В версии, переданной от Абу Фаруа, говорится: "Когда мы услышали речь мужчины "ты прав", возмутились ему", а в версии от Матъара: "Посмотрите на него, как он его спрашивает и посмотрите на него как он подтверждает его, как будто бы он больше знает, чем он". От Анаса передается: "Посмотрите на него, спрашивая его (пророка), он подтверждает его, как будто бы он более знающий, чем он (пророк)".От Сулеймана Ибн Аль-Бурайда передается:"Люди сказали: "Мы никогда не видели человека, подобного ему, как будто бы он хорошо знает пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), говоря ему: "Ты прав, ты прав"".
Аль-Къуртуби сказал: "Они удивились этому, потому что то, с чем пришел пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), никто не мог знать, разве что только от него (Да благословит его Аллах и приветствует), и никто не знал о том, что тот человек, встречался с пророком (Да благословит его Аллах и приветствует) до этого или слышал его речь, а также было удивительным то, что мужчина, спрашивая пророка, знал заранее ответ на свой вопрос, так как он подтверждал правоту слов пророка. Именно поэтому сподвижники сильно удивились".
ТОГДА МУЖЧИНА СПРОСИЛ ЕГО: "РАССКАЖИ МНЕ, КОГДА НАСУПИТ ЧАС?".
В сборниках достоверных хадисов говорится: "Когда же настанет Час?",то есть когда наступит Судный День?
ПРОРОК (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) ОТВЕТИЛ: "У СПРАШИВАЕМОГО НЕ БОЛЬШЕ ЗНАНИЯ ОБ ЭТОМ, ЧЕМ У СПРАШИВАЮЩЕГО!?".
По версии Абу Фаруа: "Пророк опустил голову и ничего не ответил. Затем мужчина три раза повторил вопрос, но пророк ничего не ответил на него. Затем он поднял голову и сказал: "У спрашиваемого не больше знания, чем у спрашивающего"", то есть ты и я одинаковы по уровню знания в этом вопросе, так как знание об этом Аллах не раскрыл никому. В благословенном аяте говорится: "Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе".(Сура 31. Лукъман, 34).
В хадисе говорится: "Ключей от сокровенного пять, никто, кроме одного Аллаха не знает их",а также пророк сказал: "Никто не знает когда наступит Час, кроме Аллаха". В хадисе, переданном через Ибн 'Аббаса, говорится: "Благословен Аллах, пять вещей сокровенного не знает никто, кроме Аллаха", и затем прочитал этот аят. В этом хадисе говорится обобщенно, в назидание для слушателей о том, что спрашивающий и спрашиваемый одинаковы в его незнании, а также для того, чтобы слушатели отказались задавать вопрос о наступлении Часа, так как они слишком часто задавали пророку вопросы на эту тему.
ТОГДА ОН ПРОДОЛЖИЛ СВОЙ ВОПРОС, СКАЗАВ: "ТОГДА РАССКАЖИ МНЕ О ЕГО ПРИЗНАКАХ".
В версии хадиса, переданного от Абу Хурайры говорится: "Но я сообщу тебе о его признаках",а в версии Абу Фаруа говорится: "Но у него есть признаки, по которым он узнается",в версии Сулеймана говорится:"Но если хочешь, я сообщу тебе его признаки". Джабраиль сказал: "Да, пожалуйста".Признаки (амарат) и знамения ('алямат) – это знаки, от множественного числа знак (амара), которые являются свидетельствами приближения и аргументами в пользу приближения Судного Дня. Здесь имеется в виду знамения Часа, а то, что касается того, что сопутствует ему, то к этому относится восход солнца с запада.
ПРОРОК ОТВЕТИЛ: "СЛУЖАНКА РОДИТ СЕБЕ ГОСПОЖУ,
То есть свою хозяйку. Смыслом этого является то, что количество наложниц увеличится среди арабов до такой степени, что будут случаи, когда рабыня будет рожать свою госпожу. Это явление толкуется также по другому, но результатом его является указание на то, что наступление Часа приблизится, когда перевернутся понятия, то есть, воспитываемый станет воспитателем, а подлый станет почитаемым.
А ТАКЖЕ ТЫ УВИДИШЬ БОСЫХ, ГОЛЫХ НИЩИХ ПАСТУХОВ БАРАНОВ, СОРЕВНУЮЩИМИСЯ В ВОЗВЕДЕНИИ ВЫСОТНЫХ ЗДАНИЙ".
К признакам относится то, что "ты увидишь босых",происходит от ед. числа босой (хьуфат), то есть тот у которого нет обуви. "Голых ('урат)", то есть тех, у кого нет одежды. "Нищих (аль-'аля)", то есть бедных. "Соревнующимися в возведении высотных зданий", то есть арабы, до пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), были босыми и бедными, как об этом говорится в хадисе. Они были самыми униженными и в самом бедственном положении. Аллах одарил их тем, что послал им религию Ислам и укрепил их так, что они завладели казной Кисры (правитель Персии) и Цезаря (правитель римлян). Затем они достигли того состояния, о котором сказал пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), являющееся признаком приближения Часа. В версии сборников достоверных хадисов (Аль-Бухъари и Муслима) переданной от Абу Хурайры говорится: "Если ты увидишь босых, нищих предводителями людей", то есть их королями, "то это является одним из его признаков. Если погонщики скота станут возводить высотные здания, то это является одним из его признаков". Он повторил это три раза. Смысл заключается в том, что самые худшие из людей станут их правителями, разбогатеют до такой степени, что начнут гордиться высотой своих зданий и красотой их отделки. В одном из хадисов говорится: "Если власть перейдет не в достойные руки, то ожидай наступления Часа", потому что эти руки извратят религию и мир, а все это произойдет по причине диаметральной подмены в понятиях (черное станет белым, добро станет считаться злом, а зло добром) в преддверии Судного Дня, и искаженного восприятия событий и явлений.