Император-философ Марк Аврелий
В 161 году после смерти императора Антонина Пия на римский престол взошёл усыновлённый им Марк Анний Вер, под именем Антонина Младшего. Однако Антонин Младший более известен под именем Марка Аврелия; под этим именем он и вошёл в историю как философ. Двадцати пяти лет от роду, он, под влиянием философа Юния Рустика, увлекся стоической философией. Стоики проповедовали обуздание плотских страстей, и в этом их положительная сторона. Но они воспевали самоубийство и смотрели на самоубийц как на героев, мужественно решивших покинуть этот мир.
Марк Аврелий написал двенадцать книг в виде дневника под названием "Самому себе". Этот философ-император, который писал, что надо терпеть плохих людей и смотреть на них как на заблуждающихся братьев; который писал, что все люди должны стремиться быть справедливыми; что он готов ночи проводить за исследованием государственного дела, лишь бы не причинить никому несправедливости, стал одним из жесточайших гонителей христианства.
Христианство было чуждо Марку Аврелию; свой нравственный идеал он думал осуществить своими собственными силами, веря только в самого себя. Он писал: "Достаточно веровать в гений, находящийся в нас и искренне почитать его. В каждый момент думай о том, что ты должен показать твердый характер, как это прилично мужу. Покажи себя пред руководительством Бога, находящегося в тебе, как созревшее по возрасту существо, как римлянин, как император, как солдат на своем посту, ожидающий сигнала трубы... Думай о том, что твоя жизнь совершенна, что ты совершил свое дело. Думай о тех многих прекрасных часах, которые ты видел, о тех радостях и скорбях, которые ты презираешь, о тех многих почестях, которыми ты пренебрегаешь, о столь многих неблагодарных, к которым ты относился с благорасположением". Во всех писаниях Марка Аврелия так и слышится известное фарисейское изречение: "Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие люди". Мания величия видна во всех его словах. Государство было для Марка Аврелия все, а государство он отождествлял со своей персоной.
Мученическая смерть Иустина-философа и Поликарпа
В начале своего царствования Марк Аврелий учинил расправу над Иустином-Философом. Арестованному по его приказанию Иустину предложили принести жертву богам. На это он ответил: "Никакой человек, обладающий здравым рассудком, не оставит истинной религии ради заблуждения..." Префект, допрашивавший его, сказал: "Если вы не повинуетесь, вы будете без милосердия замучены". "Мы, христиане, ничего не желаем лучшего, как принять страдания за нашего Господа Иисуса Христа", - бесстрашно ответил Иустин. Шесть товарищей Иустина, арестованных вместе с ним, так же твердо заявили: "Мы - христиане и не можем приносить жертвы богам". Когда префект убедился, что никакие угрозы не помогут, он зачитал императорский приказ: "Те, которые отказываются принести жертву богам и повиноваться императорским эдиктам, должны по закону сперва быть преданы бичеванию, а потом смерти через обезглавливание". Отведенные в тюрьму, Иустин и друзья подверглись бичеванию, а спустя некоторое время были обезглавлены. Так в 165 году окончил свою земную жизнь один из видных деятелей церкви и приобрел славный титул мученика за веру Христову.
Вслед за Иустином был казнен Поликарп, который был учеником апостола Иоанна и лично им был рукоположен на служение в последние годы жизни апостола. Тогда Поликарп был молодым человеком, во времена же Марка Аврелия он был глубоким старцем. Арестован он был в Малой Азии и публично сожжен на костре в 166 году. Когда его объяло пламя, он горячо молился, прославляя Христа.
Гонения в Галлии
Во втором веке сильное гонение на христиан было в Галлии (Франции). Оно началось в 177 году и продолжалось десять лет. Первой жертвой этого гонения стал престарелый епископ Пофин; который посеял семена Евангелия в Галлии, придя туда из Малой Азии. Умер он в своей камере после одного из допросов.
Исключительную стойкость проявила девушка-рабыня по имени Бландина. Она уверовала во Христа через свою хозяйку. Бландина была завернута в красную сеть и брошена быку, который бодал ее рогами. Затем один солдат добил ее копьем.
Языческий Философ Цельс
Во втором веке в борьбе с христианством подвизался языческий философ Цельс. Он решил своим пером нанести сокрушительный удар по христианству. Цельс по своим философским воззрениям был эпикурейцем, то есть последователем Эпикура, который учил, что не следует сдерживать своих желаний и что от жизни надо брать все, что только возможно взять.
В своем сочинении "Истинное слово против христиан", написанное около 150 года, Цельс собрал все, что говорили язычники в опровержение христианства. Но он пошел еще дальше, утверждая, что Христос научился чародейству в Египте, и Своим волшебством сумел привлечь к Себе много людей, которым внушил, что Он рожден от девы. По словам Цельса, Христос со своими учениками вел жалкую, беглую жизнь и, наконец, будучи преданным одним из Своих последователей, принял постыдную смерть. Цельс ненавидел иудейство, и в его представлении христианство было не больше, как произведение иудейства.
Цельс старался опровергнуть и все основные догматы христианства. В частности, он писал, что воплощение Бога на земле несообразно с Его неизменяемостью, а также с неизменяемостью мира, который создан раз и навсегда, и никаких изменений в нем быть не может. Воскресение Христа он считал обманом. Искупление людей Христом он также не признавал и считал такое искупление совершенно ненужным, ибо не видел себя грешником.
Через сто лет после написания Цельсом этого произведения основательным опровержением его занялся апологет (защитник) христианства Ориген, который написал в 249 году восемь книг под общим названием "Против Цельса". Ссылаясь на ветхозаветные пророчества, на учение Христа и апостолов и на историю, Ориген опровергает Цельса.
Несмотря ни на гонения, ни на старания Цельса, христианство во втором веке продолжало распространяться. Многие люди осознали себя грешниками и верой приняли Христа как Спасителя.
И Христос давал таким людям радость спасения и утешения в скорбях.