Первосвященники и фарисеи у Пилата; поставление стражи у гроба
(Мф.27:62-66; Окрестности Иерусалима, Суббота, 8 апреля 30 г.)
Нарушая субботний покой первосвященники и фарисеи собрались к Пилату и попросили его дать распоряжение об охране гроба до третьего дня. Просьбу свою они мотивировали заявлением: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну». Первосвященники и фарисеи боятся заявления учеников: «Воскрес из мертвых». Для них «последний обман» хуже «первого». «Первым обманом» они называют учение Иисуса о Себе, как о Сыне Божием, Мессии, а «последним обманом» – проповедь учеников о Нем, как о Воскресшем. На их просьбу Пилат сухо ответил: «имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете». В распоряжении членов Синедриона на время праздников находилась стража для поддержания порядка. Пилат предлагает им, использовав эту стражу, сделать все так, как они сами хотят, дабы потом они никого не могли винить ни в чем. «Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать».
Свт. Иоанн Златоуст удивляется злобе иудейской верхушки, которая своими словами обличает себя и, вопреки своему желанию, доказывает истину Воскресения[508]. Зачем надо было охранять гроб? Если задуматься, - зачем апостолам воровать тело мертвого Учителя? Ученики были боязливы, не искали мирской славы и предпочитали жить в неизвестности. Если бы даже они украли тело Иисуса, то вид Умершего скорее бы разрушил в них веру, чем укрепил. А так, по версии иудеев, апостолы ночью смело пришли ко гробу, отодвинули огромный камень. Пришли не в первую ночь когда стражников не было, но – во вторую. Несмотря на вероятный шум стража упорно спала. Ученики сохраняя безмолвие размотали прилипшие к телу Мертвеца пелены, плат аккуратно свили и положили отдельно от плащаницы, унесли тело из гроба. А затем, как будто ничего не происходило, послали женщин ко гробу – якобы намазать тело Иисуса. После всего – стражников, первая задача которых была не допустить кражи тела Иисуса, - не наказывают[509]. А ученики, если бы они действительно украли тело Иисуса, видя мертвеца начинают смело проповедовать о Воскресении. И, самое поразительное, апостольской проповеди «об Умершем» начинают верить тысячи иудеев (Деян. 2:41; 4:4). Так, деньгами иудеи купили Иуду, деньгами подкупили стражников, чтобы всячески скрыть истину и распространить ложный слух по всей Иудее (Мф. 28:15).
Воскресение Господа Иисуса Христа
Первые события Воскресения
(Мф.28:1-10; Мк.16:1-11; Лк.24:1-12; Ин.20:1-18; Иерусалим и окрестности, Воскресение, 9 апреля 30 г.)
Описанное только у св. Матфея землетрясение, вследствие схождения Ангела Господня, отвалившего камень от дверей гроба, было еще до прихода жен-мироносиц. Значение его в том, чтобы обратить в бегство стражей и показать гроб пустым. Об этом поется в церковных песнопениях: «Запечатану гробу, живот [Жизнь] от гроба воссиял еси, Христе Боже...»[510], «Господи, запечатану гробу от беззаконников, прошел еси от гроба, яко же родился еси от Богородицы: не уразумеша, како воплотился еси бесплотнии Твои ангели; не чувствоваша, когда воскрес еси, стерегущий Тя воины...»[511]. Поэтому не совсем отвечает действительности иконографическое изображение на котором: камень отвален, Христос выходит из гроба, а воины в страхе падают ниц. Ангел сошел с небес и отвалил камень после того, как Христос воскрес.
В сообщении 4х евангелистов о Воскресении Христовом скептики находят противоречия, которые якобы свидетельствуют против достоверности событий и самих Евангелий. Противоречия наблюдаются в следующих деталях:
Число жен-мироносиц и их имена:
· Матфей говорит о 2-х (Мария Магдалина и «другая Мария»),
· Марк – о 3х (Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия),
· Лука – о многих (Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна «и другие с ними»),
· Иоанн – об 1-й (Мария Магдалина).
Время прихода ко Гробу:
· Матфей – «по прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели» (Мф.28:1),
· Марк – «по прошествии субботы… весьма рано, в первый день недели… при восходе солнца» (Мк.16:1-2),
· Лука – «в первый же день недели, очень рано» (Лк. 24:1),
· Иоанн – «в первый же день недели… рано, когда было еще темно» (Ин. 20:1).
· Об ангелах при Гробе:
· Матфей говорит об 1-м ангеле, сидевшем вне Гроба на камне[512];
· Марк – 1 ангел-юноша был внутри Гроба[513];
· Лука – 2 ангела-мужа были во Гробе[514];
· Иоанн – 2 ангела - во Гробе: один у главы и другой у ног, где лежало тело Иисуса[515].
Приход жен-мироносиц и учеников ко Гробу:
· По Матфею, Марку, Луке – мироносицы после того как услышали благовестие от ангелов, вместе побежали возвестить ученикам; услышав благую весть, по Луке, – только Петр побежал ко гробу;
· Иоанн говорит, что Мария одна пошла возвестить Симону и другому ученику, а затем побежали ко Гробу Петр с Иоанном.
Прикосновение к Воскресшему Господу на пути от Гроба:
· по Матфею - Магдалина вместе с другой Марией обнимали Его ноги,
· по Иоанну - Воскресший Иисус не разрешил Магдалине прикасаться к Нему.
· Проповедь жен-мироносиц:
· по Марку – возвращаясь от Гроба, жены «никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мк.16:8), возвестила о Воскресении Иисуса Мария Магдалина;
· по Луке – все жены, возвратившись от гроба, «возвестили все это одиннадцати и всем прочим» (Лк.24:9);
· по Иоанну – Магдалина одна дважды возвещает апостолам о случившемся.
Попыток согласования разностей в повествованиях евангелистов было много. В ХIXв. кажущиеся «противоречия» евангелистов тщательно разобрал епископ Михаил (Лузин) [516]. Он, в частности, выделяет следующие 4 гипотезы:
1. Четыре евангелиста описывают четыре разных путешествия жен-мироносиц ко гробу: 1) первыми пришли Мария Магдалина и другая Мария (вероятно, Матерь Господа) – как описано у ев. Матфея.; 2) затем – путешествие одной Марии Магдалины, приход апостолов, явления Магдалине ангелов и Воскресшего Господа – как описано у ев. Иоанна; 3) затем – события описанные у ев. Луки; 4) наконец – у Марка. При таком подходе суммарная история складывается из 4х без сокращений и изменений – как это описано у Матфея, Иоанна, Луки и Марка. Подобной гипотезы придерживался Исихий Иерусалимский (Vв.), близки к нему были св. Григорий Нисский и Иоанн Фессалоникийский. Эта гипотеза не идеальна, имеет длинный ряд невероятностей. Например, по Исихию выходит, что Мария Магдалина в первый раз приходила ко гробу с иной Марией «на рассвете» (Мф.28:1), а затем - пришла одна «когда было еще темно» (Ин.20:1). Когда же она шла ко гробу с Марией Иаковлевой и Саломией, то жены рассуждали между собой «кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк.16:3). Но это невероятно, т.к. по Исихию, в этот момент Магдалина направлялась ко гробу в 4-й раз и уже знала, что камня нет.
2. Блаж. Августин устанавливает такую последовательность событий: рано утром, на рассвете, ко Гробу первыми пришли Мария Магдалина и прочие женщины. Везде, где у евангелистов сказано о Марии Магдалине, он понимает присутствие и других женщин. В то время как стража лежала онемевшей, женщинам явились два ангела: один у входа в пещеру, а другой – в самой пещере. Женщины недоумевали словам ангелов и молчали, Магдалина плакала у входа. Обернувшись, она увидела Господа, но ни она ни другие женщины не смели к Нему прикоснуться. Когда же они были на пути к собранию учеников, Господь явился женщинам вторично и они «ухватились за ноги Его». После благовестия Марии Магдалины ученикам о Воскресении, Петр и Иоанн побежали ко гробу. Во Гробе они увидели только одни пелены. Но на обратном пути, если следовать ап. Павлу, Господь явился Петру: «Он… явился Кифе, потом двенадцати» (1Кор.15:4-6). После воскресший Иисус явился двум путникам на пути в Еммаус, и только затем - «двенадцати» при закрытых дверях[517].
3. Есть предположение, что было две Марии из города Магдалы. Рассказ одной Магдалины записал Иоанн, а другой – другие евангелисты. Эта гипотеза, выдвинутая Евсевием Кесарийским, не имеет подтверждения в тексте Св. Писания.
4. Четвертая гипотеза заключается в том, что была одна история, но 4 евангелиста передали разные ее детали, восполняя друг друга. Епископ Михаил (Лузин) отдает предпочтение ей и так согласовывает кажущиеся противоречия:
Мироносиц было много и ни один из евангелистов не дает их полный перечень. Лука сообщает, что в после распятия Иисуса в пятницу у гроба были некие женщины, которые «смотрели гроб, и как полагалось тело Его» (Лк.23:55), в первый день недели с ними были и «некоторые другие» (Лк.24:1). Их было больше, чем четыре (Лк.24:10).
Время прибытия ко Гробу было – утром в первый день недели. Выражения Матфея «по прошествии же субботы» (ovye. de. sabba,twn) и Марка «по прошествии субботы» (diagenome,nou tou/ sabba,tou) не устанавливают астрономическое время дня. Это указатели на завершение субботнего празднования иудейской пасхи. Греческое слово ovye,, употребленное Матфеем, может означать как «вечер», завершение дня, так и - «после», указание на то, что нечто долго длящееся во времени завершилось (суббота прошла). По Матфею и Марку приход мироносиц был при первом наступлении зари: «на рассвете», «при восходе солнца».
Ангелы у Гроба: ангел при входе в Гроб и два ангела внутри – разные ангелы (мысль блаж. Августина). Вид ангела у Гроба «был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф.28:3), в пещере – «два мужа в одеждах блистающих» (Лк.24:4), белых (Мк.16:5). Слова всех ангелов – об одном: «Его нет здесь, Он воскрес». Почему Марк упоминает об одном ангеле в пещере, а Лука – о двух? Об этом можно только гадать: 1) возможно, второй ангел явился позднее; 2) возможно, говорил только один из ангелов; 3) возможно, после явления юноши-ангела (Мк.) в пещере явились еще двое (Лк.). Важно то, что явлением ангела вне Гроба (Мф.) не отрицается явления ангелов внутри (Мк., Лк.). Повествования Марка и Луки о словах ангелов внутри пещеры не противоречат, а дополняют друг друга: «Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк.), «вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее…» (Лк.).
Вероятно, порядок прихода жен-мироносиц и апостолов ко Гробу был такой:
В то время, когда мироносицы были еще в пути, пошла вперед и опередила всех Мария Магдалина. Она успела прийти ко Гробу «когда было еще темно» (Ин.20:1), но ни ангелов (снаружи и внутри), ни Господа она еще не видела. Придя и увидев, что камень отвален от Гроба, она, не заглядывая в пещеру, побежала назад к апостолам. Магдалина была одна и не слышала еще благовестие ангелов другим женам о том, что Христос Воскрес. Поэтому ее беспокоит местонахождение тела Иисусова. Придя к Симону и другому ученику она говорит: «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин.20:2). Слова «не знаем» - в пользу того, что путь ко Гробу она начала вместе с другими женами.
Остальные мироносицы, придя ко Гробу, видят ангелов, слышат благовестие, осматривают пещеру и возвращаются к апостолам, чтобы рассказать обо всем увиденном и услышанном (Лк.24:4). Шли поспешно, и, вследствие необычности событий, по пути никому ничего не говорили, «потому что боялись» (Мк.16:8).
Придя к апостолам, жены, вероятно, дополнили рассказ Марии Магдалины, после чего Петр побежал ко гробу (Ин.20:3, Лк.24:12).
Ко Гробу побежали: Петр, «другой ученик» (Иоанн), Мария Магдалина. Другой ученик прибежал первым, но не вошел в пещеру. Затем прибыли Петр и Мария. Все увидели пелены лежащие, и отсутствие тела Иисуса. Через некоторое время Петр и Иоанн с разными чувствами ушли: Иоанн – «уверовал» (Ин.20:8), Петр только дивился «сам в себе происшедшему» (Лк.24:12). Описание путешествия Петра у евангелистов Луки и Иоанна сходные (ср.Лк.24:12, Ин. 20:3-10).
После ухода апостолов Мария Магдалина увидела ангелов, а затем – у Гроба Воскресшего Господа (первое Его явление). Иисус запретил прикасаться, направил ее к «братьям» с благой вестью о восхождении Его к Отцу (Ин.20:17). Возвращаясь к ученикам она по пути соединяется с другой Марией и вместе встречают Воскресшего, обнимая Его ноги (второе явление, Мф.28:9-10). При первом явлении Христа Магдалина Его не узнала, при втором – сразу (с другой Марией) падает Ему в ноги. Придя к ученикам, «плачущим и рыдающим», – она повествует о явлениях Спасителя и словах к ней (Мк.16:9-11; Ин.20:18).
Проповедь жен-мироносиц:
Как было показано выше, Мария Магдалина приходила к апостолам дважды: сразу после первого посещения Гроба еще не ведая где положили тело Иисусово (Ин.20:1-2), второй раз – после явления ангелов и Самого Воскресшего (Ин.20:18, Мк.16:9-11).
Приходили к апостолам и другие жены-мироносицы. Апостол Марк пишет, что они «никому ничего не сказали» (Мк.16:8), потому что «их объял трепет и ужас». Но, вероятней всего, они не говорили ничего по пути, потому что придя к апостолам, по Луке, «возвестили всё это одиннадцати и всем прочим» (Лк.24:9). Вряд ли жены осмелились бы нарушить требование ангелов: «пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых…» (Мф.28:7), «идите, скажите ученикам Его и Петру…» (Мк.16:7).
Однако, ни первый приход Магдалины и затем жен-мироносиц, ни второй приход Магдалины, когда ей уже явился воскресший Господь, не повлияли на учеников. В первый раз апостолам показались «слова их пустыми, и не поверили им» (Лк.24:11). Во второй раз – «они, услышав, что Он жив и она [Мария Магдалина] видела Его, — не поверили» (Мк.16:11). Только евангелист Иоанн нечто умалчивает, видимо из скромности по отношению к себе, ибо только он, «другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал» (Ин.20:8).
Остается вопросом, почему апостолы «еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых (Пс. 15, 10)» (Ин.20:9) тогда как даже ангелы напоминали, что «Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк.24:6-7). Не означает ли это, что апостолы были предупреждены устным словом Господа о Его воскресении, но еще не нашли этому подтверждение в Писании? Не означает ли это, что ученики Господа были благочестивыми иудеями и тщательно изучали Писание? Не означает ли это то, что они избегали вольных фантазий, а все, даже жизнь Иисуса, проверяли Писанием?... Если это так, то их «неверование» (Мк.16:11, Лк.24:11) – это не отрицание Мессианства Иисуса, а чуткое и внимательное отношение к всему с ними происходящему. Их веру потом укрепил Господь, когда явился Сам и изъяснил из Писания (Лк.24:32), «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк.24:45).
Подкуп стражи
(Мф.28:11-15; Иерусалим и окрестности, Воскресение, 9 апреля 30 г.)
Воины охранявшие гроб хорошо знали, что им за небрежность в исполнении службы угрожало суровое наказание (ср. Деян. 12:19) если бы прокуратор узнал о самовольном оставлении порученного им поста. Поэтому гонимые страхом они спешили предупредить начальников иудейских, чтобы найти в них себе защиту от кары закона.
Дело показалось настолько важным, что составилось собрание Синедриона. Неизвестно, как члены Синедриона объясняли себе известие, принесенное стражами: действием ли темных сил, веельзевула (см. Мф. 12:24), или же обманом воином, сговорившихся с последователями Распятого. В любом случае они боялись, чтобы удивительное событие не получило огласки в Иерусалиме, наполненном богомольцами из разных стран света, именно в том виде, в каком передавали его воины, охранявшие гроб. Не начиная расследование обстоятельств происшествия, чтобы ходом следствия не дать повода к слухам среди народа, первосвященники и старейшины решили подавить неприятную для них новость теми же устами, которые ее принесли. Для достижения своей цели они обратились к знакомому им средству и, по выражению свт. Иоанна Златоуста, «купив кровь Христа, когда Он был жив, по распятии и воскресении Его опять деньгами же старались подорвать истину воскресения»[518]. Дав воинам достаточно денег и обнадежив безнаказанностью со стороны правителя, члены Cинедриона просили их распространить заведомо ложный слух: «ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали» (Мф. 28:13).
Кража мертвых была совершенно неслыханным делом у иудеев, боявшихся осквернить себя через прикосновение к мертвому телу (Числ. 19:11-12). Как могли ученики отважиться на похищение тела Христова, охраняемого вооруженной римской стражей, когда для самого мужественного из них был страшен голос служанки[Alexey18] (Мф. 26:69-72), когда все апостолы в Гефсимании при виде вооруженной толпы бежали (Мк. 14:50)? Даже если стража на мгновение уснула и не было никого поблизости (гроб располагался близко от ворот города), даже если ученики перебороли свой страх, как они могли приблизиться ко гробу, разломать печать, отвалить огромный камень от дверей пещеры, войти туда и взять тело, не разбудив ни одного из воинов? Даже им удалось бы совершить невозможное - войти в погребальную пещеру незаметно для воинов, находившихся прямо у входа, разве стали бы апостолы медлить в пещере, и вместо того, чтобы поспешно унести тело, снимать прилипшие пелены с тела и платок с головы, укладывать эти полотна ткани отдельно друг от друга (Ин. 20:6-7)? Наконец, если стражники спали, то как они узнали, что тело украли именно ученики Иисуса, ведь они их не видели? А зачем ученикам понадобилось бы тело мертвого Иисуса, ведь мертвым видом тело не укрепляло, а подрывало бы у них веру? Почему не было розыска похитителей по городу, а дело быстро замяли сами правоохранители? Эти несообразности очевидны сами по себе. Враги Христовы, вместо того, чтобы беспристрастно исследовать истину, в ослеплении злобы и ожесточении неверия старались затмить дело Божие грубым обманом.