Господь перед Пилатом; попытка Пилата отпустить Господа

(Мф.27:2-14; Мк.15:1-5; Лк.23:1-5; Ин.18:28-30; Дворец римского правителя, Пятница, 7 апреля 30 г., рано утром)

После подчинения Иудеи римлянам у Синедриона было отнято право наказывать преступников смертью, что видно из Ин 18:31. Избиение камнями Стефана было самовольным поступком. Поэтому, после вынесения смертного приговора Синедрионом, Христа отвели к Понтию Пилату, правителю.

Понтий – родовое имя римского гражданина по имени Пилат. Пилат, по происхождению из всаднического сословия, был пятым правителем Иудеи, правил с 26 по 36 г. Надпись, найденная в Кессарии Приморской в 1961 г., называет его префектом (praefectus). В Евангелиях он называется игемоном (правителем) или прокуратором. Из Лк. 13:1 известно, что Пилат убил галилейских паломников во время одного из праздничных жертвоприношений. В большинстве других мест Нового Завета Пилат упоминается в связи с допросами и казнью над Иисусом. Тацит упоминает Пилата как раз в связи с распятием Иисуса[460]. Несмотря на тяготение апокрифов оправдать поступки прокуратора, Филон Александрийский характеризует его как «несгибаемого и безжалостно строгого». Нарушая обычное поведение римских солдат на оккупированной Иудеи, Пилат отдавал приказ войти в город с имперскими знаменами[461], установил щиты с именем императора в бывшем дворце Ирода. Для строительства водопровода он использовал сокровища храма[462], по его приказу было атаковано собрание самарян на горе Гаризим. После этого Пилат был снят с прокураторства и отправлен в Рим для разбирательства. Несмотря на предположение Евсевия о самоубийстве в 39г., о дате и обстоятельствах смерти Пилата достоверной информации нет[463].

После заседания Синедриона Иисуса утром[464] повели к Пилату в преторию[465]. Иудеи не вошли внутрь, чтобы не оскверниться и в тот день вкушать Пасху (см. 2Пар. 30:16-20)[466]. Прежде чем приступить к допросу обвиняемого, Пилат спросил приведших Иисуса: «в чем вы обвиняете Человека Сего?» (Ин.18:29). При разбирательстве важного дела римские сановники действовали c осмотрительностью, выслушивая обвинителей и защиту обвиняемых (Деян. 25:16). Пред лицом язычника, представителя римской власти, члены Синедриона не считали целесообразным указывать на мнимое богохульство, послужившее для них самих поводом к смертному приговору, а выставили тройственное обвинение в нарушении общественного спокойствия, мятеже против власти кесаря и присвоении себе царского достоинства[467]. При этом важность дела подкрепили словами: «если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе» (Ин.18:30).

Из всех обвинений Пилата заинтересовала только претензия на царское достоинство: «Ты Царь Иудейский?». Иисус сказал ему в ответ: «ты говоришь». Молчание в ответ на многие обвинения первосвященников и старейшин, жалкий вид Пленника вызвали в Пилате много удивления: «я не нахожу никакой вины в этом человеке». Узнав, что Он из Галилеи, Пилат отправил Иисуса к Ироду, который по случаю праздника находился в то время в Иерусалиме.

Господь перед Иродом

(Лк.23:6-12; Иерусалим, Пятница, 7 апреля 30 г.)

Ирод Антипа, потомок Ирода Великого, соединяя хитрость лисицы (Лук. 13:32) со склонностью к удовольствиям (Мф. 14:3,6,7), в течении долгого правления над Галилей и заиорданской Переей сделал много худого (Лк. 3:19). Он незаконно жил с женой брата и запятнал себя убийством прославленного народом св. Пророка и Крестителя Иоанна (Мф.14:10; Мк. 6:27).

Имя и дела Христовы давно уже были известны Антипе по той громкой молве, которая, переходя из уст в уста, достигла до его слуха (Мф. 14:1; Мк. 6:14; Лк. 9:7). В недоумении он спрашивал: «кто же Этот, о Котором я слышу такое?» (Лук. 9:9)? Ирод предполагал, что Иисус, возможно, - воскресший Иоанн Креститель (Мф. 14:2; Мк. 6:14,16). Чтобы убедиться в этом он искал случая увидеть Его (Лук. 9:9).

Увидев Иисуса в Иерусалиме, Ирод очень обрадовался, рассчитывая удовлетворить свое любопытство. Тетрарх надеялся, что Господь совершит пред ним какое-либо чудо, и при этом, по замечанию блаж. Феофилакта, «не с тем, впрочем, чтобы уверовать, но чтобы насытить зрение, подобно как мы на зрелищах смотрим, как кудесники представляют, будто они проглатывают змей, мечи и подобное, и удивляемся»[468]. Чудо в настоящем случае не убедило бы Ирода в мессианском достоинстве Иисуса. Поэтому, Христос, как некогда отверг искусительные предложения диавола в начале служения (Мф. 4:4,7), так и при конце земной жизни не удовлетворил праздному любопытству Ирода.

Тетрарх, обманувшийся в своих ожиданиях, начал предлагать Иисусу Христу многие вопросы. Но и на вопросы не получил ответ. Видимо, вопросы были от праздности, а не для научения, поэтому и Господь не бросал «жемчуг перед свиньями» (Мф.7:6). Несмотря на усиленные обвинения со стороны стоявших рядом первосвященников и книжников, Иисус молчал. Язвительные насмешки и надругания Ирода c воинами Он перенес безропотно. Так, во дворце галилейского правителя исполнялось слово пророка Исайи: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни… Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих…» (Ис. 53:3,7).

Насытившись видом осмеянной и униженной невинности, Ирод повелел одеть Узника в светлую одежду и отослать к Пилату. В такие одежды облекались у римлян кандидаты[469] на почетную должность. Белая одежда на Иисусе могла служить знаком того, что Ирод считает обвиняемого неопасным искателем престола. Пилат, видимо, понял тонкий намек тетрарха (Лк. 23:15), и оба правителя, показав взаимную угодливость, забыв прежние неприятности, примирились и с этого времени сделались друзьями (Лк. 23:12).

Наши рекомендации