Заговор Иудеев против Господа. предательство Иуды

(Мф.26:1-16; Мк.14:1-2,10-11; Лк.22:1-6; Иерусалим, Вторник, 4 апреля, вечер или Среда, 5 апреля 30 г.)

«Вы знаете, что через два дня будет Пасха» - Пасха начиналась 14 нисана вечером, что в тот год приходилось на пятницу (см. Ин. 19:14). Отсюда можно заключить, что слова эти были произнесены во вторник вечером или в среду.

«…и Сын Человеческий предан будет на распятие» - Господь знал день Своей смерти, хотя Его враги замышляли: «только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе» (Мк.14:2).

Синоптики передают о совещании первосвященников, книжников и старейшин иудейских, которое было во дворе Каиафы[411]. Боясь возмущения народа, они решили взять Его хитростью. Найдя предателя, они, одержимые злобой, не стали ждать окончания праздника.

Далее свв. Матфей и Марк, повествуют о помазании Господа миром некой женой в доме Симона прокаженного. Это помазание церковное предание отличает от того, которое было совершено Марией, сестрой воскрешенного Лазаря, за шесть дней до Пасхи и еще до входа Господа в Иерусалим. Симон видимо, был ранее исцелен Господом от проказы. Из текстов православного богослужения Великой Среды, жена, приступившая ко Господу была кающейся грешницей.

Не зная мыслей и чувств глубочайшего благоговения жены-грешницы, ученики осудили ее поступок, зная, что Учитель не терпел роскоши и выше всего ставил дела милосердия и благотворения. Но, Господь оправдал ее поступок: «нищих всегда имеете с собой». «Меня не всегда имеете» – это указание на близость смерти. Помазанию грешницы Господь дает символическое значение: «она приготовила Меня к погребению». В награду за её поступок Господь предсказал всегдашнюю память о ней: в последовании Великой Среды Церковь прославляет поступок этой женщины, проводя контраст с предательством Иуды, совершенным в тот же день, сразу после помазания.

«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал им: что вы дадите мне, и я вам предам Его?» – словом «тогда» выражается не только последовательность событий, но внутренняя логическая связь. Иуда ожидал от Иисуса Мессии земной власти, но наблюдал нестяжательность и проповедь о Царстве «не от мира сего». Случай в доме Симона прокаженного окончательно дал понять Иуде, что он напрасно ждет земных успехов от Учителя. Досада на Иисуса, обманувшего, как ему казалось, надежды, и желание использовать хоть какой-нибудь случай к наживе, сделали его предателем. Уже зная о решении Синедриона схватить Господа, он сам пошел к первосвященникам, чтобы за деньги выдать им Господа тайно от народных масс. «Что мне хотите дать?» эти слова указывают на его досаду и злобу против Учителя. Иуда не торговался о цене. Поэтому ему назначили ничтожную сумму – «тридцать сребреников». Такую сумму, цену беглого раба, дали, видимо, чтобы показать презрение к Иисусу и в расчете на скупость и сребролюбие предателя, который не станет торговаться. И Иуда действительно оказался сговорчивым, не требовал большего, и «с того времени он искал удобного случая предать Его». Назначением такой цены исполнилось пророчество о 30 сребрениках, которыми неблагодарный народ оценил отеческое попечение о нем Бога (Зах. 11:12-13).

Великий Четверг

Приготовление Пасхи

(Мф.26:17-19; Мк.14:12-16; Лк.22:7-13; Вифания и Иерусалим, Четверг, 6 апреля 30 г.)

По свидетельству всех евангелистов днем смерти Христовой была пятница (Мф.27:62-64; Мк.15:42; Лк.23:54; Ин.19:14,31,42). Поскольку Христос совершил вечерю пасхи[412] накануне Свой смерти, значит днем совершения ее был четверг.

Закон предписывал праздновать пасху 14-го авива (нисана) после появления луны (Исх.12:1-8, 13:1-10; Лев.23:5-14; Числ.28:16-25; Втор. 16:1-8). Поскольку у евреев сутки начинались с вечера, и вечер как бы присоединялся к следующему дню, то главным днем пасхи было 15-е нисана. С этого дня начиналась неделя опресноков. Пасхальный агнец должен был быть съедаем вечером 14 нисана и к этому моменту в доме ничего не должно было быть квасного.

Сравнивая повествования четырех Евангелий возникают вопросы: на какой из дней недели в год смерти Иисуса приходилась иудейская пасха? По Синоптикам, Иисус совершил пасху в четверг (см.Мф.26:17-19; Мк.14:12-16; Лк.22:7-13), а по Иоанну – пасха только предстояла, и значит приходилась на пятницу (см. Ин.18:28). Как кажется между евангелистами есть разногласия: по Синоптикам четверг Тайной Вечери был - 14 нисана (пасхальный), по Иоанну – 13 нисана (предпасхальный). Разберем свидетельства Евангелий.

Евангелие от Иоанна:

· Иисус умыл ноги ученикам «перед праздником Пасхи» (pro. de. th/j e`orth/j tou/ Pa,sca, Ин.13:1), т.е. перед днем в которой вечером вкушали агнца.

Когда еще возлежали на вечери, Иисус, обратившись к Иуде, сказал: «что делаешь, делай скорее.
Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику» (avgo,rason w-n crei,an e;comen eivj th.n e`orth,n, Ин.13:27-29). Если праздник только предстоял, значит вечеря Господня совершалась не в праздник. Кроме того, по иудейской традиции, с вечера пасхи до следующего дня ничего не продавали, не покупали, не совершали никакой работы. Значит, невозможно, чтобы Иуда мог что-либо купить, маловероятно, чтобы в священную ночь Синедрион выслал в Гефсиманию вооруженных воинов взять Иисуса, невероятно, чтобы Синедрион с священную ночь собрался для осуждения Господа, а потом – шел в преторию к Пилату для продолжения разбирательств. Напротив, Синедрион торопился, чтобы все разрешить до праздника, опасаясь волнений (Мф.26:5).

Судившие Иисуса Христа в пятницу утром не вошли в преторию (резиденция римского прокуратора), «чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху» (Ин.18:28).

Пилат вывел Иисуса на Лифостротон когда «была пятница перед Пасхою» (paraskeuh. tou/ pa,sca, Ин.19:14). Греческое слово paraskeuh, обозначает не только день недели («пятница»), но и – процесс подготовки, день подготовки. В этот день иудеи подготавливали все необходимое для совершения субботы или праздника.

«Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий (h=n ga.r mega,lh h` h`me,ra evkei,nou tou/ sabba,tou), - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин.19:31). Суббота названа «великой», поскольку первый день пасхи в тот год совпал с субботним днем.

Итак, по Иоанну суббота в тот год была пасхальной, значит суббота – 15 нисана, пятница – 14 нисана, четверг – 13 нисана. Несмотря на кажущиеся противоречия, у Синоптиков мы можем найти много подтверждений тому, что Тайная вечеря была совершена в четверг (13 нисана):

· Матфей пишет, что Иисус высылая учеников к некому горожанину заповедал сказать: «Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Мф.26:18). Небольшая ремарка «время мое близко», вполне возможно, - не случайна. Если бы время совершения пасхи было вполне определенным и общепринятым, эти слова были бы излишни. Значит, есть поспешность – Господь торопится совершить пасху.

Евангелисты Марк и Лука говорят, что Симон Киринеянин, на которого возложили крест Иисуса, в то время шел с поля (Мк.15:21, Лк.23:26). Если бы тот день (пятница) был пасхальным, то Симон не должен был участвовать ни в каких в полевых работах. В пасхальный день, также, вряд ли можно было бы найти лавку, чтобы купить плащаницу для погребения Господа (Мк.15:46).

В счете дней праздничных, евангелисты соответственно еврейскому словоупотреблению. Первый день праздника Синоптики называют не первым (prw,th), а, буквально, - единым (mi,a). Так, день воскресения Господа они называют «единым от суббот» (mi,a sabba,twn, Мф.28:1; Мк.16:2; Лк.24:1; Ин.20:1, ср. Деян. 20:7). Такого словоупотребления придерживается и ап.Павел (1Кор.16:2). Но контексте приготовления Тайной Вечери у Матфея и Марка употребляется слово prw,th: «в первый день опресноков» (th/| prw,th| h`me,ra| tw/n avzu,mwn, Мф.26:17; Мк.14:12,). Из чего можно предположить, что день опресноков приблизился, но еще не наступил. Иоанн Златоуст толковал Мф.26:17 так: «первым днем опресночным евангелист называет день, предшествовавший празднику опресноков»[413]. С вечера четверга до вечера пятницы был подготовительный день.

Евангелисты говорят о празднике Пасхи как о празднике Опресноков: «В первый день опресночный...» (Мф 26:17), «в первый день опресноков, когда закалили пасхального агнца...» (Мк 14:12), «настал же день опресноков, в который надлежало закалить пасхального агнца...» (Лк 22:7). В допленную эпоху Пасха и Опресноки - были 2 разных праздника, отмечавшиеся в разные дни. После Вавилонского плена, к 1 веку Опресноки стали праздноваться сразу после Пасхи. И, т.о. Пасха – 15 нисана, а опресноки 15-21 нисана. Многие иудеи в 1-м веке объединяли для себя эти праздники в единое воспоминание Исхода (см.Мк.14:12, Лк. 22:1). Несмотря на то, что 14 ниссана – еще не праздник, только подготовка, принесение в жертву агнца, его уже начинают считать праздничным. Это же говорит и Иосиф Флавий (2Древ.15:1: «Отсюда, в воспоминание тогдашней нужды, мы празднуем восьмидневныйпраздник, называющийся "временем опресноков"», см. также Иуд.Война5:3:1). Т.о. Синоптики могли говорить о 14 нис. как празднике в народном обозначении. Иудеи с середины дня 14 нисана уже уничтожали в доме все квасное. А галилеяне в этом отношении были еще более строги: уже с утра 14 нисана галилеяне никаких работ не производили[414], а квасной хлеб могли удалять с вечера 13 нисана.

В силу того, что в сам день пасхи в краткий срок требовалось заклать огромное число жертв, галилеянам позволялось зарезать агнцев на день раньше. Следовательно, Господь, совершил пасху как галилеянин: на 1 день ранее общепринятого (т.е. 13 нисана вечером).

Итак, восстановим общую картину:

Прежде праздника пасхи (Ин.13:1), в который вечером по закону надлежало вкушать агнца с опресноками (Мф.26:17; Мк.14:12; Лк.22:7), Иисус, зная, что пришел час Его «перейти от мира сего к Отцу» (Ин.13:1), возжелал в последний раз совершить с учениками пасху. Праздник напоминал иудеям великое событие, когда Бог «рукою сильною и мышцею высокою» вывел народ Израильский из Египта, из плена рабства. Это событие было прообразом искупления всего человечества от рабства греха и смерти истинным Агнцем, вземлющим на Себя грех мира, Иисусом Христом. Господь, как истинный Агнец, должен был заклаться в тот день и час, когда закалались прообразующие Его агнцы. Но, прежде чем это совершится Он возжелал показать, что образ ветхого проходит и вместо него является сам образ вещей, сама истина. Вкушая агнца пасхального ветхозаветного, Господь «после вечери» установил пасху новую, новый завет «в Его крови». Поэтому, основной стержень, смысл Вечери – это не вкушение агнца (о котором почти ничего не сказано), а - заключение нового Завета.

Христос послал впереди себя двух доверенных учеников, Петра и Иоанна, для приготовления места для пасхальной вечери. Для нахождения нужного дома Иисус дает ученикам знамение: им встретится «человек, несущий кувшин воды» (Мк.14:13; Лк. 22:10). Это указание похоже на то, которое дал Саулу пророк Самуил при помазании его на царство: «встретят тебя там три человека, идущих к Богу в Вефиль: один несет трех козлят, другой несет три хлеба, а третий несет мех с вином» (1Цар.10:3).

Как считает свт. Иоанн Златоуст, хозяин дома, где была совершена последняя вечеря, не был знаком с Иисусом. Как и в случае с хозяином осленка, нужным для торжественного Входа в Иерусалим, здесь Господь одним словом располагает к Себе сердце хозяина горницы[415].

Свт. Иннокентий Херсонский, напротив, считает, хозяина дома тайным последователем Христа, поскольку «дом для вечери должен быть избран самый безопасный, у человека верного и надежного: другой почел бы за долг дать знать Синедриону о Том, Кто в доме его совершает теперь Пасху»[416].

Тайная Вечеря

(Мф.26:20-29; Мк.14:17-25; Лк.22:14-38; Ин.13:1-30, 36-38; Иерусалим, Сионская горница, Четверг, 6 апреля 30 г.)

В ХХ в. было много попыток реконструировать трапезу Господа с учениками на основе иудейской традиции, описанной в Талмуде. Но, исследуя Тайную Вечерю по иудейским письменным памятникам после разрушения Второго Храма (70г.) следует заметить, что литургические последования евреев (чин пасхальной трапезы, молитвенники) формировались позже V века. Трактаты о домашних застольях (Мишна Брахот) – самые ранние из трактатов Талмуда, но это – не I-й, а уже III-й век от Р.Х. Поэтому вряд ли талмудическая традиция может отражать практику иудеев I века. Тем более, что о Пасхе:

1 Талмуд говорит о возлежании во время трапезы, а кн. Исход говорит о вкушении стоя – в напоминание об бегстве из Египта. Вероятно, что вкушение трапезы «возлежа» - влияние греческой культуры.

Обилие блюд по книге Исход - очень простой, но обязательно – пасхальный агнец (ключевое блюдо), а в Талмуде – перемена нескольких блюд.

Раввинистическая традиция является реинтерпретацией Ветхого Завета в связи с богословской заменой Храмовой жертвы домашней. Ведь агнец полагалось вкушать в районе Иерусалима, а в раввинистическом иудаизме – можно по всему миру.

текст Мишны, который произносится за иуд. пасхальной трапезой, – разработан раввинами уже в христианскую эпоху. За основу взят текст Исхода, но трудно доказать что вопрос ребенка отцу из нового чина – формула литургическая. Текст в Исходе – не литургический, а назидательный. А в раввинистической традиции это уже - литургическая последовательность.

Преломление пресного хлеба в чине пасхальной трапезы и благословение вина в кн. Исход не указаны. Указаны горькие травы, но нет последования о хлебе и вине. Следовательно, Талмуд нельзя использовать как непререкаемый источник для восстановления чинов I века.

В иудейской традиции значимость 12 колен, символизм, уже забылся. Даже бытовало предание, что колено Дана в конце времен станет на стороне Антихриста. Поэтому 12 колен имело значение только для тех, кто верил в установление «нового завета». Из иудейских течений только кумраниты верили в некий «новый завет», но у них это понималось местечково, «в земле Дамаска». Для христиан же была значима представительность всех 12 колен (как и в Исходе - жертвенник из 12 камней) – это символ полноты народа, с которым когда-то в лице патриархов Авраама, Исаака, Иакова заключаем был с Богом Завет. Завет заключался со всеми 12 коленами Израиля при Моисее. В отношении Нового Завета – Двенадцать – это и некий символ вселенскости.

Спор учеников о старшинстве

(Лк.22:15-17, 24-30)

Открывая праздничную трапезу, Господь говорит, что желал есть эту пасху прежде страдания, ибо уже не будет есть «пока она не совершится (e[wj plhrwqh/|) в Царствии Божием» (Лк.22:16). Когда пасха совершится, исполнится в Царстве Божием, – общение со Христом достигнет совершенной полноты.

Начатое на земле – общение с Ним достигает совершенства в горнем Царстве славы. В Царстве Отца участники божественной трапезы, ученики Христовы, вкушают «новое вино» (Мф.26:29; Мк.14:25). Из тропаря пасхального канона слышим: «Придите нового винограда рождения - божественного веселия Царствия Христова приобщимся». Новый виноградник – участники новой пасхальной трапезы, Церковь Христова. Новое вино - веселие Царства Христова. Где же подается эта чаша божественного веселия? «И здесь, в Церкви воинствующей, и там, в Церкви прославленной. Здесь предначинательно, там совершительно» (Кохомский С.В.)[417]. Ибо и здесь и там с нами Христос, наше веселие вечное, только здесь — как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, а там — лицом к лицу (см.1Кор.13:12).

В среде учеников возник спор, кто должен почитаться большим. Если есть спор, значит личность ап. Петра не имела безусловный авторитет. Апостол Лука поставляет фрагмент «спора о старшинстве» после «Установления Евхаристии». Однако, логично предположить, что спор о старшинстве был причиной умовения ног учеников (Господь не словом, а примером ответил на споры учеников), а значит исторически это событие было еще до изобличения предателя и установления Евхаристии.

Умовение ног

(Ин.13:1-20)

Слова «встал с вечери» (evgei,retai evk tou/ dei,pnou, Ин.13:4) – не означает, что трапеза уже подошла к концу. В предшествующих стихах был указатель, что все происходило «во время вечери», когда вечеря была уже приготовлена (dei,pnou genome,nou, Ин.13:2). Спаситель снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воду в умывальницу и начал омывать ноги учеников и отирать полотенцем, которым был препоясан. В Палестине был обычай омывать ноги гостей при входе в дом (Лк. 7:44). Это было не только знаком гостеприимства, но и необходимостью, поскольку сандалии не защищали ноги от пыли дорог Палестины. Омовение ног было обязанностью слуг (1Цар. 25:41). Из учеников Христовых никто не пожелал исполнить дела рабов (Лк.17:8), поэтому все общество возлежало за трапезой с неумытыми ногами.

Роль слуги взял на Себя Господь. Петр отказался, чтобы Иисус умыл ему ноги: «Тебе ли умывать мои ноги?... не умоешь ног моих вовек» (Ин.13:6,8). По необычному делу, которое Симон наблюдал перед глазами[418], он ожидал услышать разъяснения, однако, услышал, что поступок Спасителя поймет после, а теперь – должен подчиниться. Тогда в Петре возгорелась ревность о славе Учителя и за Его достоинство, и вот он уже во второй раз дерзнул прекословить Христу (ср. Мф. 16:22). За это услышал, что если будет до конца упорствовать в непослушании и свой разум ставить на место ума Христова, то не будет иметь части ни в Христовых страстях, ни в Христовой славе (Ин.13:8; см.1Пт.1:11). После сих слов Петр стал просить, чтобы всего его омыли, а не только ноги[419].

По примеру смиренного служения ученикам Учителя, апостолы должны служить друг другу. Оказывать прием странникам, помогать находящимся в беде, быть усердными ко всякому доброму делу – поставляется в один ряд с умовением ног святым (1Тим. 5:10).

«Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою (Пс. 40, 10)» (Ин.13:18). Как понимать слова «да сбудется Писание»? Был ли Иуда предначертан стать предателем? Нет. Христос применил слова Давида к сложившимся обстоятельствам в силу того, что Иуда уже сделал сознательный выбор и начал выполнять свой коварный замысел. Если бы не Иуда предал, возможно, предатель появился бы в лице другого человека. Но об этом невозможно рассуждать, поскольку история не имеет сослагательных наклонений. Мы имеем факт предательства, а не его гипотетическую вероятность. «Иной скажет, - рассуждает свт. Иоанн Златоуст - если написано, что Христос так пострадает, то за что осуждается Иуда? Он исполнил то, что написано. Но он делал не с той мыслью, а по злобе. Если ты не будешь смотреть на цель, то и дьявола освободишь от вины. Но нет, нет. И тот, и другой достойны бесчисленных мучений, хотя и спасалась вселенная. Ибо не предательство Иуды сделало нам спасение, но мудрость Христа и величайшее Его промышление, обращающее злодеяния других в нашу пользу. Что же, спросишь ты, если бы Иуда Его не предал, то не предал ли бы кто-нибудь? Если бы все были добры, то не исполнено было бы строительство нашего спасения. – Да не будет. Ибо Сам Премудрый знал, как устроить наше спасение, хотя бы и не случилось предательства. Премудрость Его велика и непостижима. Потому-то, дабы не подумал кто, что Иуда был служителем домостроительства, Иисус называет его несчастнейшим человеком (см.Мф.26:24; Мк.14:21; Лк.22:22)» [420]. Со словом Господа о том, что Иуда предал Христа «да сбудется Писание» непосредственно перекликается и другое Его утверждение: «Горе миру от соблазнов: ибо надобно придти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Итак, Иуда стал предателем добровольно.

Наши рекомендации