Пророчество Господа о разрушении Иерусалима, о последних временах и о Своем втором пришествии

(Мф.24:1-31; Мк.13:1-27; Лк.21:5-28; Гора Елеонская, Вторник, 4 апреля 30 г.)

Выйдя из храма, Господь направился с учениками на гору Елеонскую. По дороге, ученики обратили внимание на красоту и крепость зданий храма, на то, что он украшен дорогими камнями и вкладами. В ответ, Господь предрек его разрушение, что и исполнилось в 70 г., когда Иерусалим был взят римлянами и превращен в развалины. Несмотря на желание римского военачальника Тита сохранить храм, как чудо искусства, определение Божие не могло не сбыться: от случайно брошенной одним римским воином горящей головни храм сгорел дотла. Несколько позднее, при императоре Адриане, были уничтожены и последние его следы. После подавления второго восстания иудеев во главе с Бар Кохбой (132-135 гг.), император Адриан приказал сровнять Иерусалим с землей и пропахать это место плугом. От храма не осталось и камня на камне. События, связанные с разрушением Иерусалима являются неким прообразом того, что ожидает человечество перед вторым пришествием Христовым.

С горы Елеонской открывался прекрасный вид на Иерусалимский храм, и узкий круг учеников (Петр, Иаков, Иоанн и Андрей) наедине с Господом продолжил начатую беседу. Они полагали, что Иерусалимская твердыня будет стоять до скончания века, а потому и задали Господу двойной вопрос: «Когда это будет? И скажи какой признак Твоего пришествия и кончины века?». Господь также не разделяет эти два события. В пророческом созерцании близкие и отдаленные события представляются словно в перспективе: ближайшее служит прообразом дальнейшего. Разрушение Иерусалима и сопровождающие ужасы, являются некими прообразами тех катаклизмов, которые будут при кончине мира перед вторым пришествием Христовым. Вместе с тем в словах Господа есть намек на то, что второе пришествие Его и кончина мира последуют не сразу после разрушения Иерусалима.

Первым признаком приближения суда над Иерусалимом - явление лжехристов. «…Это время близко» (Лк.21:8) – действительно, по Иосифу Флавию, перед падением Иерусалима появлялись разные лжемессии (ср. Деян. 5:36,37).

Вторым признаком будут войны, как близкие, так и отдаленные («услышите о войнах и о военных слухах»), междоусобицы среди народов и царств, природные бедствия, и начало болезней.

Третий признак - гонения на учеников Христовых, вследствие которых «соблазнятся многие» (Мф.24:10). Слабые отступят от веры во Христа и будут, чтобы спасти себя, выдавать преследователям собратьев по вере. Явятся лжепророки, христиан же возненавидят за их имя[383]. «Претерпевший же до конца спасется» – эта фраза Матфея и Марка имеет смысл: кто претерпит все бедствия, не изменив Христу и не поддавшись лжеучителям, тот заслужит спасение в вечности («на том свете»). Текст ап. Луки имеет иной оттенок: «терпением вашим спасайте души ваши» - души спасаются уже на земле через терпение.

Четвертым признаком приближения суда над Иерусалимом будет проповедь Евангелия по всей вселенной, «во свидетельство всем народам». Суд не раньше придет, чем будет проповедано Евангелие по всей империи, проповедь которого разносилась по синагогам и стала обличением против тех иудеев, кто, слышав, не уверовал[384]. «Тогда придет кончина».

В гибели Иерусалима можно усмотреть следующие прообразы Второго Пришествия Христова:

1) Суд над Иерусалимом наступил из-за беззаконий его жителей, и как результат оскудения в них любви («во многих охладеет любовь» по причине «умножения беззакония»); точно так же и кончина мира наступит, как результат умножения беззакония в мире и оскудения любви;

2) Иерусалим пал после того, как Господь сделал все для его спасения: он был неоднократно оглашаем евангельской проповедью; точно так же и кончина мира произойдет лишь после того, как все народы мира будут оглашены евангельской проповедью, дабы на Страшном Суде, подобно иудеям, быть безответными.

Далее Господь перечисляет специальные признаки грядущего суда. «Мерзость запустения», о которой предсказывал пророк Даниил (Дан.9:27), – связана с осквернением Иерусалимского храма[385]. Римские войска внесли в полуразрушенный храм свои знамена, на которых были языческие изображения.

Когда это начнет сбываться, «находящиеся в Иудее» (а не в Иерусалиме, который уже взят), «да бегут в горы» - как бежал Лот в горы из Содома и Гоморры, так да бегут поспешно в горы слушающие Христа, чтобы скрыться от римлян. «И кто на кровле, тот да не сходит...» - кровли домов были плоские, на крышах выполняли домашнюю работу или отдыхали; во время грядущих бедствий находящиеся на кровле должны были сразу прыгать наружу и бежать, не тратя времени на то, чтобы спуститься внутрь дома взять что-нибудь. Точно так же и находящиеся в поле должны спасаться бегством в одном хитоне, не возвращаясь домой за верхней одеждой. Господь убеждает молиться о том, чтобы эти бедствия не наступили в такое время, когда нельзя далеко убежать: зимой или в субботу.

В Иудейской пустыни, где было много пещер для укрытия от римлян, зимой можно замерзнуть. В субботу, о которой вспоминает только ап. Матфей, благочестивому иудею можно было передвигаться только на расстояние «субботнего пути» (см. Деян. 1:12)[386]. Евсевий Кессарийский пишет, что иерусалимские христиане, вспомнив это предречение Господа, действительно бежали при приближении римлян в город Пеллу и другие заиорданские города, и благодаря этому спаслись от тех ужасов, которые постигли осажденный Иерусалим[387].

В продолжение осады Иерусалима в нем и его окрестностях погибло огромное количество человек. Множество умирало от голода, по мысли Флавия, «никакое несчастье от начала мира‚ кажется мне‚ не может быть сравнимо с тем‚ которое постигло иудеев»[388]. Бедствия были исполнением пророчества, изреченного еще Моисеем (Втор. 28:49-57). Тит сначала хотел взять Иерусалим измором (голодом), но дела империи потребовали скорейшего возвращения в Рим, и поэтому он предпринял штурм, вследствие чего и «сократилось время» бедствий для осажденных.

В толковании на пророчество Господа о разрушении Иерусалима блаж. Августин видит указания на духовные основы жизни человека. Слова «кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего» (Мф. 24:17) он толкует так: «пусть не поддаются каким-либо плотским стремлениям с намерением приобрести какую-либо выгоду». Слова: «кто в окрестностях [Иерусалима], не входи в него» (Лк. 21:21) по мнению Августина означают то, что «люди, по доброму расположению сердца оказавшиеся вне этой жизни, пусть снова уже не желают ее по побуждению плоти,… т. е. не обращаться к прежним заботам, которые сбросил с себя». В словах «зимою или в субботу» (Мф. 24:20) Августин видит намек на заботы о земной жизни («зима») и на пьянство («суббота»)[389].

Закончив предсказание об Иерусалиме Господь переходит к пророчеству о Своем втором пришествии[390]. Новое повествование открывается не слухами о войне, а о том, что пришли антихристы, обольстители в «овечьих шкурах»: «восстанут лжехристы и лжепророки» (Мф. 24:24). Ложные чудеса будут творить и сам антихрист и его слуги (2Фес. 2:9-10; Откр. 13 гл.).

В противоположность лжемессиям, которые будут скрываться «в пустыне» или «в потаенных комнатах» (Мф.24:26), явление Сына Человеческого будет подобно молнии - для всех очевидным, с силой и славой. Иисус Христос убьет беззаконника одним «духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес. 2:8).

«Где будет труп (ptw/ma – букв., «падаль», «умершее тело»), там соберутся орлы» - эту фразу можно толковать так: где будут мертвые духовно грешники, туда, подобно хищным орлам, слетятся демоны. С другой стороны, можно предположить, что в контексте предыдущего предложения («ибо, как молния… будет пришествие Сына Человеческого») речь идет о Самом Христе: где будет погребено Его «тело», туда слетятся Его «орлы»-ангелы, поскольку Христос лежит – «на падение (eivj ptw/sin) и на восстание…» (Лк.2:34). Свт. Иоанн Златоуст полагал, что под орлами можно понимать «множество ангелов, мучеников и всех святых»[391].

«И вдруг, после скорби дней тех…» - речь идет о скорби дней антихриста и лжепророков. «Подлинно», - замечает свт. Иоанн Златоуст, - «великая тогда будет скорбь, когда столь много будет обольстителей»[392]. Хотя св. Матфей употребляет слово «вдруг» (euvqe,wj), но «после скоби дней тех» могут пройти века. Бедствия, постигшие Иерусалим, кончатся, и люди предадутся беспечности, о которой говорится дальше (Мф 24:37-39). Св. Лука добавляет, что «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк.21:24). От разрушения Иерусалима до Второго Пришествия Христова должно пройти значительное время, в течение которого, по ап. Павлу, полное число язычников войдет в Церковь, станет новым, духовным Израилем (Рим. 11:25).

Затем «силы небесные поколеблются» - произойдет потрясение всего мироздания. На земле будет уныние народов и недоумение: море зашумит и возмутится, люди будут изнывать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную.

«Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе». Свт. Иоанн Златоуст считает, что в блистательном образе явится крест. «Крест же [Христос] приносит для того, чтобы грех иудеев сам собою осудился, подобно тому, как если бы кто-нибудь, будучи поражен камнем, стал показывать сам камень и окровавленные одежды»[393]. Каков будет вид этого знамения мы до конца не знаем, но оно заставит многие племена земные в порыве раскаяния воскликнуть: «Благословен грядущий во имя Господне!» (Мф.23:39). Плач «племен земных» будет для того, чтобы они сами над собой произнесли приговор и осудили сами себя.

По гласу таинственной трубы последует воскресение мертвых, и ангелы соберут «избранных» со всех концов земли. Моисей созывал иудеев на собрания, приказывая трубить в серебряные трубы: этот способ созыва обратился в обычай и употреблялся иудеями в последующие времена (Лев. 25:9; Числ. 10:2; Суд. 3:27). Спаситель употребляет знакомый евреям образ трубы громогласной.

Приход Христа во славе – радость для христиан: «восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28). На оптимистической ноте заканчивается Откровение Иоанна Богослова «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр.22:20).

Увещевания к бодрствованию

(Гора Елеонская, Вторник, 4 апреля 30 г.)

Пример со смоковницей

(Мф.24:32-44; Мк.13:28-36; Лк.21:29-36)

«От смоковницы возьмите подобие...» - как о наступлении лета судили по распускающимся ветвям деревьев, так и о приближении кончины мира надо судить по знамениям времен, которые перечислил Господь.

«Не прейдет род сей, как всё сие будет» – «сие» противополагается «тому», о чем говорится дальше: «о дне же том и часе никто не знает» (Мф.24:36). Разрушение Иерусалима («сие») произошло еще при поколении современников Господа, а «то» время можно относить к кончине мира. Под «родом сим» по свт. Иоанну Златоусту можно понимать не родственную преемственность поколений, но «род ищущих Господа» (Пс 23:6), род уверовавших во Христа[394]. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» – это утверждение непреложности изреченного пророчества. Видя, как исполнилось предсказание Господа о разрушении Иерусалима, никто не должен сомневаться в том, что так же точно исполнится пророчество о кончине века.

«О дне же том и часе никто не знает» - по св. Марку «ни Сын». Свт. Григорий Богослов относит незнание к человеческой природе Иисуса Христа: «для всякого явно, что Сын знает, как Бог, приписывает же Себе незнание, как человек»[395]. Свт. Афанасий Александрийский: «Слово сказало: не знаю, указывая на человечество, потому что человекам свойственно не знать, и поелику облеклось в неведущую плоть, то в ней пребывая, в отношении к плоти сказало: не знаю»[396]. Кохомский С.В. ссылаясь на слова архиеп. Иннокентия о незнании Сына делает вывод: «если Христос не знал времени Своего второго пришествия, то это, с одной стороны, было действительное незнание, а с другой стороны, оно скрывало за собой свойственное божественной природе всеведение, которого Он не имел, как человек, и которое в Его человеческом знании отражалось лишь постепенно, как только и может в ограниченном отражаться бесконечное»[397].

Причину умолчания о времени последнего суда свт. Василий Великий видит в том, что «неполезно было людям слышать о сем, ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, а знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии по надежде, что можно спастись, покаявшись впоследствии»[398]. По свт. Иоанну Златоусту – «для того, чтобы [люди] не заботились только об одном дне смерти, Христос не означает ни общей кончины, ни дня смерти каждого, желая, чтобы люди всегда ожидали этого дня, - чтобы он был предметом непрестанной заботы»[399]. По словам блаж. Феофилакта, Господь поступает с учениками как мудрый отец с нежно любимыми детьми скрывая от них знание будущего: «если бы Он сказал: Я знаю, но не хочу открыть вам, в таком случае Он опечалил бы их, а теперь, когда говорить, что ни ангелы не знают, ни Я, Он совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему»[400].

По св. Матфею, люди будут жить беспечно, как во времена Ноя перед потопом[401]. День прихода Сына Человеческого будет внезапным, как сеть на всех живущих по миру земли (Лк. 17:26-27; 21:34-35).

«Тогда двое будут на поле...» – отделение одних людей от других произойдет быстро и решительно: вне зависимости от богатства, профессии или социального статуса (на поле ли они, мелют ли в жерновах или спят на одной постели, Лк.17:34).

«Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время». Пришествие Господа сравнивается с внезапным приходом хозяина дома (у Марка) или вора (у Матфея). Притчи имеют близкое отношение к духовным пастырям и гражданским начальникам (слуги хозяина дома по притче), которые поэтому должны бояться нерадения об исполнении своих обязанностей, помня, что они должны будут дать отчет о своей службе. Но этот же призыв о бодрствовании относится ко всем: «а что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мк.13:37).

Свт. Иоанн Златоуст считал, что второй приход Спасителя будет в ночи (см. Мф.24:43; Лк. 17:34)[402].

Притча о верном и злом рабе

(Мф.24:45-51)

Притча о верном и злом рабе вплотную соприкасается с притчей о внезапном приходе хозяина дома (см. выше) и имеет то же значение – увещание к бодрствованию. Под рабами, поставленными над слугами, чтобы своевременно выдавать пропитание (Мф. 24:45), скорее всего понимаются пастыри Церкви.

По отношению к нерадивому управителю в выражении «рассечет его» (Мф. 24:51) греческое слово «διχοτομέω» означает не просто «накажет», а буквально – «разрежет надвое» (см. Исх. 29:17).

Притча о десяти девах

(Мф.25:1-13)

Притча заимствована Спасителем из древних брачных обычаев. После предварительного сговора жених, одетый по-праздничному, в сопровождении друзей (Суд.14:11; Ин.3:29; Мф. 9:15), отправлялся в дом невесты, которая в лучших нарядах (Ис. 49:18; 61:10; Иер. 2:32), окруженная своими подругами, ожидала его прибытия. У ее дома происходила торжественная встреча жениха с факелами и светильниками, если праздник происходил вечером или ночью. Затем невеста, вместе с женихом и многочисленными участниками торжества (Быт. 29:22; Лук. 14:8), при шуме общей радости, с пением (Иер. 7:34; 16:9; 25:10) и музыкой (1Макк. 9:37,39), переходила в дом будущего супруга, где свадебный пир мог продолжаться семь дней (Быт. 29:27; Суд. 14:12). Из дома отца невесту провожали молодые подруги и знакомые, которые присоединялись к процессии по пути, выходя навстречу жениху. Вместе с другими гостями они шли в дом брачного пира.

Еще в Ветхом Завете пророки использовали образ брака для выражения тесного единства Бога со своим народом (Ис. 54:5; Ос. 2:19, 20). В Новом Завете этот же образ употребляли св. Иоанн Предтеча (Ин. 3:29), Сам Господь (Мф. 9:15) и Его апостолы (2Кор. 11:2; Ефес. 5:25,32).

В притче «о десяти девах» под женихом просматривается Иисус Христос, под браком — единство верных с Ним (Церковь). Девы – христиане[403]. Светильники - чистота святости. Под «мудрыми девами» можно понимать тех, кто всегда готов встретить Господа и дать ответ за свои поступки. Их добрые дела (человеколюбие, милосердие, помощь бедным) – запас елея. Под «неразумными девами» могут пониматься христиане по названию, а не по добродетели. Такие не войдут на брачный пир, Царство Небесное, ибо Господь сказал: «Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Затворение дверей – образ того, что «после настоящей жизни нет времени для покаяния и делания»[404]. Жених замедлил – указывает на то, что последний день мира не близок, он придет внезапно, когда все стали дремать, во время всеобщей беспечности (Мф.24:37-39).

Последние слова притчи: «бодрствуйте» опять указывают на необходимость постоянного духовного бодрствования для встречи Господа, день и час пришествия Которого не известны.

Притча о талантах

(Мф.25:14-30)

Притча о талантах сходна с притчей о минах (Лк. 19:12-27). Как там, так и здесь, под удалением в чужую страну человека высокого рода понимается отшествие Господа из этого мира, а под возвращением — второе пришествие Его на суд. Подобно минам, таланты, различные дары, естественные и благодатные, внутренние и внешние, — дары Святого Духа, подаваемые верующим «для жизни и благочестия» от Божественной силы Господа (2Пет. 1:3). По толкованию блаж. Феофилакта, «удваивает данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других»[405].

Награду за верность рабы получают не по количеству принесенной прибыли, а по мере ревности и трудолюбия. Если принесший два таланта удостоен одинаковой награды с принесшим пять, значит усердие у обоих было одинаковым: «оба принесли поровну, потому и награду получили одинаковую»[406].

«Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:29). Наиболее простое толкование этого выражения: кто имеет старание угодить Господу, у того дарования идут на пользу и приумножаются, а кто не старается Богу угодить – тот только впустую растрачивает свои таланты. Свт. Иоанн Златоуст: «кто получил дар слова и учения для пользы других и не пользуется им, тот погубит самый дар»[407]. Если посмотреть на это выражение и «экономической» точки зрения, то под «имеющем» можно понимать человека способного приносить прибыль. Если от него есть толк, то ему дастся и, благодаря его труду, приумножится. Если раб ленив, то ему бесполезно давать кредит в оборот, поэтому от него отнимается и то малое, что доверяли. Лукавого раба выбрасывают вон из дома «во тьму кромешную», потому что из-за его лени от него нет никакого толка.

Притча о Страшном суде

(Мф.25:31-46)

Притчу о Страшном суде передает только ев. Матфей. Она продолжает слова о постоянном бодрствовании и преумножении талантов. «Сядет на престоле славы Своей» – образ заимствован от обычая земных царей восседать на престолах при важных и торжественных событиях (3Цар. 2:19; 22:10; 4Цар. 11:19; Ион. 3:6; Притч. 20:8), престолы - знак царской власти (Быт. 41:40; Втор. 17:18; 3Цар. 1:13; 16:11; 4Цар. 10:30). Господа будут сопровождать «все святые ангелы». Пред Ним соберутся все народы (как живые ко времени Его пришествия, так и воскрешенные из мертвых, когда-либо жившие на земле). Перед пришествием Христовым усопшие воскреснут в преображенных телах, оставшиеся же в живых мгновенно изменятся (1Кор 15:25-54; 1Фес. 4:16-17).

Овцы - образ невинности и простоты, что должно быть присуще праведникам (Ин.10:7-14; Пс.99:3; Пс.73:1). От овец много пользы в домашнем быту (молоко, шерсть, мясо). Козлы – образ упорства и бодливости, недобрых нравственных качеств, присущих осуждаемым. Козлы любят места утесистые и гористые, непослушны и бесполезны в сельском хозяйстве (см. Иез. 34:17).Овцы будут поставлены «одесную» (правая сторона - для близких правителю людей, почетная), а «козлища» – «ошуюю» (левая сторона менее почетная).

«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» – христиане часто называются наследниками обещанных благ, уготованных Богом людям (Рим. 8:17; Гал. 4:6-7; Евр. 1:14). Царство Небесное праведники наследуют за дела любви и милосердия к ближним. О вере здесь не упоминается, т.к. предполагается, что дела любви являются плодом веры (Ин. 13:35; 1Кор.13:1). Молитва и другие подвиги веры не упоминаются, потому что без них невозможна истинная любовь к ближним и искренние, нелицемерные дела милосердия. Говорится только о делах милосердия, потому что они доказывают подлинную веру и благочестие христианина (Иак. 2:14-26; 1Ин. 3:15-18; 1Ин. 4:20-21). Ответ праведников свидетельствует об их смирении и сознании своего недостоинства. Таков закон нравственного самосовершенствования: чем более человек нравственно совершенствуется, тем более сознает он ничтожность своих совершенств.

«Идите от меня проклятые», лишенные даров благословения. Они осуждаются на «Огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его». Царство уготовано людям, огонь – диаволу. Огонь изображает высшую степень мучения, казнь через сожжение огнем - жестокая казнь. Тем более, что речь идет о вечных мучениях.

Суд, по выражению свт. Василия Великого, «Писание представляет олицетворенно»[408], по подобию суда человеческого. Так у св. пророка Даниила говорится не только о судебном сидении, но и о раскрытии памятных книг (Дан. 7:10). Все эти образы, без сомнения, употребляются с целью сделать понятными события, превышающие ограниченную меру человеческого знания. «Вероятно, замечает свт. Василий, какою-то несказанного силою, во мгновение времени, все дела нашей жизни, как на картине, напечатлеются в памяти нашей души»[409], и мы «вдруг увидим их как-бы предстоящими пред нами и появляющимися пред взором ума, каждое в собственном его образе, как что было сделано или сказано»[410].

Великая Среда

Наши рекомендации