Обличительная речь против книжников и фарисеев; плач об Иерусалиме
(Мф.23:1-39; Мк.12:38-40; Лк.20:45-47; Иерусалим, Вторник, 4 апреля 30 г.)
В обличительной речи против фарисеев, которая пространно передана Матфеем (в параллельных текстах Марка и Луки – только краткие отрывки), Иисус Христос сначала говорит в тоне предостережений и наставлений ученикам (Мф.23:2-12), потом в тоне угроз «горе вам, книжники и фарисеи» (Мф.23:13-26), затем обращается к народу (Мф.23:34-36) и скорбит о Иерусалиме (Мф.23:37-39). Вероятно, здесь текст евангелиста Матфея соединяет в один тематических блок несколько речей, сказанных в разное время.
В первых словах «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» звучит упрек: фарисеи и книжники заняли место Моисея и присвоили себе исключительное право учить и истолковывать смысл Закона. Их авторитет как народных учителей Спасителем признается: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». Фарисеи и книжники обличаются в том, что они, уча, сами не живут по своим правилам. «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые...» – как тяжкую поклажу на животных, возлагают они «на плечи людям» мелочные предписания, которые и сами не могут понести (см. Деян. 15:10), и перстом не пошевелят, чтобы поддержать. Поступки их – лицемерны, ради славы перед людьми: они «расширяют хранилища свои»[373], и «увеличивают воскрилия одежд своих»[374], «любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах»[375].
Вопреки им Христос внушает ученикам быть смиренными: «не называйтесь учителями,.. отцами,… наставниами» - не домогайтесь, чтобы вас величали, как учителей, отцов и наставников, ибо в собственном смысле для всех людей единственный Отец это Бог и единственный Наставник и Учитель – Христос (Мф.23:8). Запрещение называться учителями, отцами и наставниками относилось к фарисейскому превозношению[376], но его нельзя понимать буквально в наши дни. Из Посланий апостолов видно, что эти наименования широко употреблялись уже в Древней Церкви[377]. Нельзя допустить, чтобы апостолы нарушили данную им заповедь Христову, употребляя эти наименования. Правильнее понимать, что эта заповедь относилась лишь к самим апостолам лично, предостерегая их от превозношения друг перед другом и внушая им, что они все равны между собой, а кто желает быть большим, должен быть всем слугой. Итак, не следует воздавать человеку почесть, подобающую единому Богу, однако, само по себе употребление слов «отец», «учитель», «наставник» не осудительно.
«Горе вам, книжники и фарисеи лицемеры…». Первое горе за неверие в Мессию. Иудейские лидеры и сами не веруют и других отвращают. Второе горе – за обкрадывание вдовиц и показную набожность. Третье - за приобретение прозелитов из язычников, которых делают не благочестивыми иудеями, а фарисеями, развращая их дурным примером своей лицемерной жизни. Четвертое – за клятву храмом и жертвенником. Пятое – за мелочность в оцеживании комара и оставлении суда, милости и веры. Шестое – за соблюдением внешней чистоты блюд и чаш, которые наполнялись продуктами хищения и неправды. Седьмое – за то, что украшают гробницы пророков[378], которых убили их отцы, а сами в тоже время дополняют меру отцов.
«Вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» (Мф.23:31). Если сын не участвует в злодеянии отца, он – невиновен. Однако здесь Христос, видимо, намекает на то Его современники уподоблялись своим отцам по злым намерениям. «Порождения ехидны» говорили: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков», а сами хотели взять хитростью и убить не просто Пророка, но - Господа всех Пророков (Мф.26:4).
В словах «Я посылаю к вам пророков» (Мф.23:34) – Господь предрекает о том, что иудеи будут гнать и преследовать апостолов, как в древности их отцы преследовали и убивали пророков.
«Да придет на вас вся кровь праведная...» (Мф.23:35) - от крови Авеля, убитого по зависти братом Каином, до крови Захарии убитого между храмом и жертвенником. О каком Захарии идет речь – не ясно. Одни считают его за отца Иоанна Крестителя, другие – за одного из пророков, третьи – за того Захарию, сына священника Иодая, который по распоряжению царя Иоаса был побит камнями во дворе дома Господня (2 Пар 24:20)[379].
«Все сие придет на род сей» (Мф.23:36). В чем виноваты потомки? По книге Исход Бог наказывает «детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх. 20:5). По свт. Иоанну Златоусту потомки наказывались не потому, что несли на себе вину отцов, а потому что «после многих грешников, и притом наказанных, они не сделались лучшими, но подобно им предавались греху, а потому и достойны того, чтобы им терпеть одинаковые наказания»[380].
В конце Господь изрекает суровый приговор Иерусалиму: «се, оставляется вам дом ваш пуст». Апостолы, возможно, поняли это и потому, недоумевая, стали указывать на громадность зданий и камней (Мк. 13:1). С глубокой скорбью утверждает пророчество Господь, указывая на Свою любовь к жестоковыйному народу, подобную любви птицы к своим птенцам. «Не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядущий во имя Господне» – до времени Второго Пришествия Христова, когда даже неверующие узрят Его Божество во славе.
Лепта вдовы
(Мк.12:41-44; Лк.21:1-4; Иерусалим, Вторник, 4 апреля 30 г.)
О «лепте вдовицы», вошедшей в поговорку, рассказывают два евангелиста: Марк и Лука. В «дворе женщин» Иерусалимского Храма находилась сокровищница, в которую народ клал добровольные пожертвования. Каждый входящий опускал туда что-либо, по мере средств и усердия, помня, что по заповеди Моисея на праздник опресноков «никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками» (Втор. 16:16). Многие богатые клали много, а бедная вдова положила две самые мелкие монетки, две лепты. Две лепты равнялись кодранту, мелкой римской монете. Четыре кодранта составляли 1 ас, а 10 ас - динарий. Т.о. 1 динарий – это 80 лепт. Господь сказал, что эта бедная вдова «положила больше всех» - больше не по количеству денег, но посвятила Богу последнее, что имела.