Слова Господа о силе веры при виде засохшей смоковницы

(Мф.21:20-22; Мк.11:21-26; На пути в Иерусалим, Вторник, 4 апреля 30 г.)

Увидев смоковницу засохшей, этому удивились ученики: Господи, «посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла». На это Иисус сказал: «имейте веру Божию», кто не усомнится в сердце своем и скажет горе – «ввергнись в море» - сбудется по словам его. В этом «передвижении горы» - пример, что для веры, свободной от сомнения, – нет ничего невозможного. Поэтому и в молитве надо обо всем просить с верой, чтобы получить. Но, как добавляет св. Марк, условием действенности молитвы является прощение ближним, «если что имеете на кого», «если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших». Поскольку у Господа слова с делами не расходились, можно предположить, что Он проклял смоковницу «не со зла». Он простил иудеям. Значит, иссушение смоковницы было делом исключительно символическим, как знак Божественного могущества Христа, Сына Божия.

Великий Вторник

Поучения Господа в храме; три обличительные притчи

(Иерусалим, Вторник, 4 апреля 30 г.)

Вопрос о власти Господа

(Мф.21:23-27; Мк.11:27-33; Лк.20:1-8)

Посольство первосвященников, книжников и старейшин к Иисусу было подобным посольству к Иоанну (Ин.1:19). В обоих случаях – желание получить определенный ответ о мессианском достоинстве. Иоанн прямо сказал, что не он – Христос, указывая на Иисуса как Мессию. Народ верил, что Иоанн – пророк. Следовательно, принять «крещение Иоанново» как нисходящее с небес – означало утвердить слова Иоанна. С этим представители посольства к Иисусу согласиться не могли: они не верили ни Иисусу, ни Иоанну. У них уже был свой заготовленный ответ (Лк.19:47).

Свт. Иоанн Златоуст считал, что иудеи «Богом всюду пренебрегают, а для людей все делают. И Иоанна боялись ради людей, уважая святого мужа не ради него самого, но ради народа; ради народа они не хотели веровать и в Иисуса Христа...»[366]. Иудеи имели страх человеческий, но потеряли страх Божий.

Притча о двух сыновьях

(Мф.21:28-32)

В заключении притчи вспоминается Иоанн, который пришел «путем праведности» (Мф.21:32). Сын, сказавший «не хочу; а после, раскаявшись, пошел», - образ мытарей и блудниц. Сын, сказавший «иду, государь, и не пошел», - представители посольства от первосвященников и старейшин. Первые – идут в Царство Божие впереди.

Притча о злых виноградарях

(Мф.21:33-46; Мк.12:1-12; Лк.20:9-19)

Притча о злых виноградарях продолжает и заостряет тему притчи о двух сыновьях. В ней Господь выражает вслух тайные намерения иудейских начальников: «пойдем, убьем его» (Лк.20:14). В то же время Он подводит их самих к приговору над собою. Всем окружающим понятно, что хозяин виноградника «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим» (Мф.21:41).

Виноградник в притче – народ Божий. Его ограда, башня и точило для вина – Моисеев Закон и иные способы защиты от языческих влияний извне. Злые виноградари – пастыри народа (священники и начальники иудейские). Избитые и убитые слуги – пророки. Сын – Иисус Христос: один, наследник, возлюбленный (avgaphto,j). Его должны были устыдиться, но вместо этого – убили. Причина убийства Сына – желание сохранить за собою власть и владеть наследством. Сына убивают вне виноградника (что и сбылось впоследствии).[367]

В диалоге после притчи о злых виноградарях блаж. Августин усматривает две группы слушателей: те, кто следовал словам Иисуса и те, кто искал в Его словах подвох. Первые стали уже частью Самого Спасителя, как члены единого Тела. И поэтому на вопрос Иисуса – что сделать со злыми виноградарями, они отвечают: «придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим» (Мк.12:0; Лк. 20:16). В Евангелии эти слова передаются как бы от лица Господа. Христос усваивает Себе данные слова, как усвоил Себе людей, произносящих их. Другие же слушатели возражали: «да не будет!» (Лк. 20:16), подозревая, что их Господь обличил данной притчей[368].

Но этим история не заканчивается: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Пс. 117:22-23). Кто упадет на этот камень краеугольный, основной для фундамента здания, – разобьется, а на кого упадет этот камень – того раздавит, сотрет в прах (likma,w – букв.: веять зерно, разбрасывать, сокрушать на кусочки; Мф.21:44, Лке.20:18). Второе страшнее первого. Первое постигает тех, кто претыкаясь не верит в Распятого (см.1Пет.2:7-8; Рим.9:32-33). Они отламываются от благодатной виноградной лозы (Рим.11:17). Второе постигает тех, кто с ожесточением борется против Его Царства, становятся на пути Его. Они рассеются по всему миру (Ам. 9:9). Царство же Христово будет стоять вечно, поскольку камень, который разбил истукана, сделался великой горой и им наполнилась вся земля (см.Дан.2:35,44). Царство Божие будет дано народу, приносящему плоды его (Мф.21:43). Новые виноградари – апостолы и пастыри Церкви Христовой.

Притча о брачном пире

(Мф.22:1-14)

Притча «о брачном пире» близка к притче «о званых на вечерю» (Лк.14:16-24). Но при внешней схожести есть отличия в деталях:

Притча о званых на вечерю (Лк.14:16-24) Притча о брачном пире (Мф.22:1-14)
Семейная вечеря отца Брачный пир царского сына
Званые пристрастны к земному (поле, волы, свадьба) Званые – жестокие убийцы посланников
Хозяин дома отступил от званых Царь разгневался, истребил убийц, сжег их город
Второй призыв – социально обездоленным (нищим, увечным, хромым и слепым) Второй призыв - ко всем, кого можно найти (злым и добрым)
  Упоминания о человеке «не в брачной одежде» нет в другой притче
Эта притча об утрате царского блаженства из-за пристрастия к житейским попечениям Эта притча о призвании тех, кого раньше не звали. Званые отвергнуты и истреблены

В этой притче святоотеческие толкователи традиционно видят образ Царства Божия. Царство называется брачным пиром, чтобы показать, что «там нет ничего печального и прискорбного, но все исполнено духовной радости»[369]. Некое незримое присутствие Царства начинается на земле в Церкви Христовой. В разных местах Св. Писания Христос называется Женихом, а Церковь – Его Невестой (Мф. 9:15; 25:1; Ин. 3:29; Εф. 5:27).

После того, как званные Богом иудеи оказались недостойными, апостольская проповедь была обращена к язычникам (Деян. 13:46), людям блуждающим «по распутиям». Призываются и добрые и злые – не по заслугам, а по милосердию Божию[370]. Кто откликнулся – должен ходить достойно своему званию, подражать Христу, облекаясь в Его добродетели, ибо все «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27). Брачная одежда - чистота, святость поступков человека (крещенного). Пришедший на брак не в «брачной» одежде, означает того, кто «испачкал» грехом свою жизнь – он недостоин Царства славы и извергается во тьму кромешную (за пределы Царства). На вопрос царя: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф. 22:12) у него не нашлось слов к самооправданию.

Наши рекомендации