Вход Господень в Иерусалим; плач об Иерусалиме; ночь в Вифании
(Мф.21:1-11; Мк.11:1-11; Лк.19:29-44; Ин.12:12-19; Гора Елеонская, Иерусалим, Вифания, Воскресенье, 2 апреля 30 г.)
Совмещая повествования всех Евангелистов, можно представить себе следующую картину: «когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они» (Лук. 19:37). К этому добавляет св. Иоанн: «множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви и вышли навстречу Ему» (Ин 12:12-13). Так соединилось два течения народа: одно шло от Вифании со Христом, другое из Иерусалима навстречу Ему.
Коней в Израиле было мало, поэтому их использовали преимущественно для войны. При Соломоне были заведены военные колесницы и специальные конюшни в стратегически важных городах (например, в г. Мегиддо). Но сохранившиеся до наших дней «Соломоновы конюшни» в Иерусалиме – это система из 15 рядов арок, которая поддерживает юго-восточный угол Храмовой горы. Этих помещений во времена царя Соломона не существовало. Конюшнями эти помещения стали при крестоносцах, когда там обосновались рыцари-тамплиеры (1099 г.).
Для домашнего обихода в Израиле обычно употреблялись верблюды, мулы и ослы. На ослах со времен Авраама путешествовали (Быт 22:3), пахали на полях (Ис 30:24, 32:20), перевозили грузы по крутым тропам Иудейской пустыни (Быт. 42:26; Неем. 13:15), крутили жернова на мельницах[346] и использовали для других повседневных работ. Увести осла у сироты (Иов 24:3) было бы все равно то же, что отнять последнюю корову у бедного крестьянина (в ХIХ веке). Мы бы сейчас сказали, это все равно, что отнять автомобиль у таксиста-частника.
Запрет пахать под одним ярмом одновременно на воле и осле был основан на неравенстве сил этих животных (Втор. 22:10). Символически это также могло толковаться как неравенство Иудеев по отношению к окружающим народам.
Как считали российские библеисты дореволюционного времени (архим. Никифор), привязанность осла к своему хозяину составляла одну из отличительных черт этого животного. Иудеи не всегда были верны Богу так как бывает верен осел своему хозяину. На это намекает пророк Исайя в следующей поговорке: «Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).
Кроме домашних ослов в Палестине встречались и дикие ослы или онагры (Иов 39:5). Измаил, в предсказании его образа жизни, называется диким ослом (Быт 16:12). Дикие ослы бродили стадами по пустыням и степям (Ис. 32:14, 8:9), они были свободолюбивыми и неукротимыми (Иер. 2:24). Дикий осел был также символом пустого человека или нечестивого народа (Иов. 11:12; Ос. 8:9).
Когда ветхозаветный патриарх Иаков произносит завещание своим 12 сыновьям, он пророчески намекает на то, что от колена Иуды придет Примиритель, которому покорятся народы. С воцарением потомка Иуды наступит время плодородия и обилия, которое символически передается через образ осленка, привязанного к виноградной лозе (Быт. 49:11)[347].
В Иерусалим Господь въезжал на осленке, а ослица, по-видимому, шла рядом. Осленок, на котором Господь восседал, еще не был под ярмом. Животные не носившие ярма в древности посвящались на священные цели[348].
Путешествие Иисуса Христа на осле было неким символом мира. Царь мира въезжал в Иерусалим с мирной процессией сопровождающих лиц, восклицавших «осанна!» (это устоявшаяся литургическая формула от еврейского «спаси!»). Евангелист Матфей увидел в этом входе Господнем в Иерусалим исполнение слов пророка Исайи: «Скажите дочери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его – перед Ним» (Ис. 62:11) и пророка Захарии: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).
Пальмовые ветви и одежды, постилаемые по пути, – это почести, воздаваемые Иисусу Христу как Царю, ожидаемому Мессии. Следуя примеру учеников, многие иудеи постилали по пути свои одежды или резали ветви с деревьев[349], чтобы сделать путь мягким и удобным для осленка и таким образом воздать честь Сидящему на нем.
«Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин.12:13). «Осанна» (w`sanna,, Пс.117:25) в буквальном переводе с древнееврейского – «помоги», «спаси, молю». Это восклицание было знакомо всем израильтянам поскольку было частью литургических хвалитных псалмов (Пс.113-118), исполняемых на праздник кущей. Слова «осанна в вышних» в общине иудео-христиан воспринимались как просьба о помощи, в последующей христианской греческой среде – как хвала Богу. Причина такого изменения: выражение было заимствовано у иудеев и перенесено на христианскую литургическую традицию с новой интерпретацией. Матфей слова «осанна» повторяет дважды, с усилением мессианского акцента «осанна Сыну Давидову!». Лука опускает непонятное для язычников «осанна», но добавляет выражение: «мир на небесах и слава в вышних!». Марк и Иоанн передают восклицания народа почти идентично: «осанна! благословен грядущий во имя Господне». Именно эти слова стали основными в текстах православного богослужения. В них внимание заостряется не на Царстве, а на Царе: Грядущий – это Мессия.
Фактически же причиной радостной встречи Господа могли быть Его чудеса в целом (по Луке) и недавно совершенное чудо воскрешения Лазаря (по Иоанну).
В православном богослужении Великого понедельника вопиющие «Осанна Сыну Давидову!» называются «еврейскими детьми» или даже «младенцами». Вероятно, это ссылка на цитату Господа из Псалтири «разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21:16; см. Пс.8:3; ср. Мф. 11:25[350]).
На предложение фарисеев запретить восклицания[351], Господь ответил, что «если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк.19:40). В этих словах можно видеть указание на язычников, имевших прежде каменные сердца, но потом заменивших собой умолкнувшего Израиля. Тот же смысл имеет и ответ Господа негодовавшим на детей, восклицавших в храме: «Осанна Сыну Давидову!» – «Разве вы никогда не читали: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Мф 21:15-16). В этом событии Церковь усматривает особое влияние Духа Святого, как говорит об этом Синаксарь на Неделю Ваий: «Сие же быша языки подвигшу, Всесвятому Духу».
Смотря на город Господь «заплакал о нем» (Лк 19:41-44) по причине его скорой погибели. Поразительно, что в 70 году, начиная осаду Иерусалима, римляне устроили военный лагерь как раз на том месте Елеонской горы, где находился когда-то Христос. Осада города началась тоже незадолго до иудейской Пасхи.
В событии Входа Господня в Иерусалим свт. Иоанн Златоуст видит много прообразований будущего[352]. Осленок – новый народ Божий, Церковь составленная из язычников, которые некогда были нечисты, но после того как покорились Господу – сделались чистыми. Осленок взят еще не объезженный, но сразу выразил покорность отсутствием строптивости. Ослица, которая идет поодаль – образ иудейского народа, который увидев Господа на язычниках по чувству соревнования пойдет следом (см. Рим. 11:25-26). На осленке – одежды апостолов, так и в Церковь приходят все через апостолов. Апостолы постилают свои одежды и на дороге – все отдают ради служения Спасителю (см. 2Кор. 12:15).
Исторически день Входа Господня в Иерусалим совпал с тем днем, в который, по закону Моисееву (Исх.12:3), семьи выбирали агнца для пасхальной вечери. Литургически, пасхальный агнец тогда прообразовал Агнца непорочного и пречистого (1Пет.1:19), закланного от сложения мира (Откр. 5:12; 13:8), Агнца Божия, вземлющего грехи мира (Ин. 1:29). Когда пришло время, прообразуемый Агнец, который был по выражению свт. Григория Богослова «Жертвою, но и Архиереем, Жрецом, но и Богом»[353], исполнил ветхозаветную Пасху и стал для нового Израиля Пасхой новой. Впоследствии для учеников Христовых, по отверзении ума к уразумению Писаний (Лук. 24:45), радостные восклицания народа и победные знамения, сопровождавшие вход в Иерусалим, могли получить иной смысл — победы Спасителя над смертью и адом (1Кор. 15:55,57). Св. Церковь, прославляя Господа как «Победителя смерти»[354] поясняет, что еврейские дети встречали Его с ветвями деревьев «предвозвещая победу воскресения»[355] и сами финиковые ветви называет «знамениями воскресения»[356].
Великий понедельник