Господь в Вифании за шесть дней до Пасхи

(Ин.11:55-12:1; Вифания, 30 г.)

Сближение «Лазаревой субботы» и «Входа Господня в Иерусалим» в церковном литургическом календаре необходимо для того, чтобы показать верующим смысловую связь этих праздников. Несмотря на то, что между этими двумя историческими событиями прошло достаточно много времени (успел Господь побывать в Заиорданье и в Иерихоне), потому Его встречали радостно в Иерусалиме, поскольку знали, что Он воскресил Лазаря и видели воскресшего Лазаря в Вифании за шесть дней до Пасхи (Ин. 12:9, 17).

«За шесть дней» - многие иудеи шли в Иерусалим заранее, чтобы «очиститься». В зависимости от типа «осквернения», период ритуального очищения мог длиться неделю[339]. Поэтому некоторые иудеи, в первую очередь шедшие издалека через земли язычников, приходили в Иерусалим заблаговременно, чтобы к Пасхе быть ритуально чистыми.

Вечеря в Вифании; помазание Господа миром; решение убить Лазаря

(Мф.26:6-13; Мк.14:3-9; Ин.12:2-11; Вифания, Суббота, 1 апреля 30 г.)

Вечерю «за шесть дней» до Пасхи (Ин.12:1) мы нередко отличаем от вечери «за два дня» до Пасхи (Мф.26:2)[340]. О первой повествует – евангелист Иоанн, о второй – евангелисты Матфей и Марк.

Первая вечеря происходила, по Иоанну, в доме воскресшего Лазаря. На это указывает то, что Марфа, сестра Лазаря, служила на ней, а сам Лазарь был «одним из возлежавших». На этой вечери Мария помазала ноги Господа драгоценным миром[341].

Вторая вечеря, по Марку и Луке, была совершена также в Вифании, но в доме Симона прокаженного. Матфей и Марк сообщают некоторые отличия помазания неизвестной жены от помазания Марии: Мария помазала ноги, неизвестная жена – возлила миро на главу Иисуса, миро неизвестной жены было в алавастровом сосуде[342].

Блаж. Августин, напротив, считает, что все евангелисты описывают одно и то же событие и оно было за 6 дней до Пасхи иудейской, как об этом сообщает Иоанн. Хотя в тексте Матфея и Марка перед описанием данного события есть указатель, что «через два дня будет Пасха» (Мф.26:2; Мк.14:1), описываемое событие у них к временному указателю не привязано. Описание помазания миром у Матфея вводится словами – «когда же Иисус был в Вифании» (Мф.26:6), и у Марка – «когда был Он в Вифании» (Мк. 14:3). Следовательно, по блаж. Августину, в данном случае евангелисты возвращаются мыслью в прошлое, воспоминая события совершенные в Вифании за 6 дней до Пасхи. Блаж. Августин выдвигает мысль, что как в помазании Господа миром за 6 дней до Пасхи в Вифании, так и в помазании в доме Симона фарисея была одна и та же Мария (см.Лк.7:36-50). Опорой для таких рассуждений является упоминание Иоанна о словах Господа, сказанных еще до воскрешения Лазаря и вечери в Вифании: «Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими» (Ин. 11:1-2)[343].

Помазание миром на Востоке употреблялось при почетномпомазании царейи первосвященников, а также-богатыми и знатнымилюдьми ради удовольствия. Помазание головы (Пс. 22:5; 132:2; Еккл. 9:8; Ам. 6:6), бороды (Пс. 132:2), а иногда одежд (Пс. 44:9) и ног (Лк. 7:38) чтимого гостя составляло одну из черт восточного гостеприимства. Мария, видимо, заметила, что этой почести еще не было оказано Учителю, и в порыве неудержимого чувства решила совершить помазание. Фунт нардового чистого драгоценного мира[344] вероятно в доме оставался от погребения Лазаря.

По Евангелисту Иоанну, только Иуда сделал замечание Марии относительно ценности мира; по другим евангелистам – и другие ученики. Иоанн связывает помазание Иисуса с последующим входом Господним в Иерусалим, Синоптики - с последующим предательством Иуды (см.Мф.26:14-16; Мк.14:10-11).

Господь не отверг драгоценного помазания. Несмотря на то, что вокруг находилось много нищих Христос сделал акцент на то, что Он – ценнее многих них и желает, чтобы драгоценное миро не продавали, а - возлили на Него. На основании этого поступка Церковью принимается украшение храмов, дорогие оклады и утварь, поскольку дом Божий иногда ценнее многих нищих, которых «всегда имеете с собою» (Мф.26:11; Мк.14:7)[345].

Интересно, что именно Иуда поднял ропот. Роптал не потому, что заботился о нищих, а потому что был вор и носил денежный ящик (Ин.12:6). Иуда лукаво вспомнил про нищих, чтобы возмутить и самих апостолов. Его сердце не тронули ни слова Учителя о том, что женщина приготовила Его к погребению (Мк.14:8), ни слова о том, что Евангелие будет проповедано по всему миру (Мк.14:9). Иуда преследовал корыстные цели и потому, видя напрасную трату мира, захотел предать Его (Ин.12:4).

Великая Страстная неделя

Наши рекомендации