Исцеление двух иерихонских слепцов
(Мф.20:29-34; Мк.10:46-52; Лк.18:35-43; Иерихон, 30 г.)
Когда Господь выходил из Иерихона «за Ним следовало множество народа», подобно Ему шедшего в Иерусалим на праздник Пасхи. Сидевшие при дороге и просившие милостыню слепцы начали кричать: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» Народ заставлял их молчать, или 1) потому что Господь в это время говорил какое-то поучение народу, или 2) потому что слишком явное было их мессианское обращение «Сын Давидов!». Господь спросил их: чего хотят от Него. Получив ответ: «чтобы открылись глаза наши», Он прикоснулся к их глазам, после чего они прозрели и последовали за Ним.
Об этом чуде рассказывают все три синоптика, но в их повествованиях есть отличия:
1 Матфей говорит о двух слепцах; Марк и Лука говорят об одном. Марк передает больше подробностей, указывая, словно очевидец, что слепой по имени Вартимей прежде чем встать и пойти к Иисусу «сбросил с себя верхнюю одежду» (Мк.10:50).
Матфей и Марк говорят, что чудо было когда «выходили из Иерихона»; Лука – когда «подходил Он к Иерихону».
Этим несогласованностям может быть такое объяснение:
1 Один из этих слепых видимо был сыном известного всем Тимея, а другого мало кто не знал (он был незаметен для многих), поэтому о втором Марк и Лука не упомянули.
Греческий текст Евангелия от Луки «когда подходил Он к Иерихону (evn tw/| evggi,zein auvto.n eivj VIericw,)» можно прочитывать и так: «когда находился вблизи…»[335]. Следовательно, чудо совершил Господь, находясь недалеко от Иерихона.
Обращение Закхея
(Лк.19:1-10; Иерихон, 30 г.)
Исцелив слепых, Господь вошел в Иерихон и проходил через него. Его искал увидеть весьма богатый человек, начальник мытарей, по имени Закхей. Будучи мал ростом, Закхей влез на смоковницу, чтобы лучше видеть Господа, окруженного толпой народа. Очевидно зная сильное желание Закхея, которое не было праздным любопытством, Господь удостоил дом Закхея Своим посещением.
Великая радость по поводу того, что Господь не возгнушался им, как грешником, пробудила совесть Закхея и совершила полный нравственный переворот в его душе. Сознавая, видимо, что совесть его нечиста в способах приобретения имущества, он дает во всеуслышание торжественное обещание загладить свой грех: «половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:4). При этом он обещает компенсацию значительно большую, чем это было принято в иудейской традиции. По закону Моисея, только признанный виновным в суде должен был возвратить похищенное вдвое и вчетверо (Исх. 22:1-4), в случае же добровольного признания — к похищенному прибавлялась только 1/5 от стоимости имущества (Числ. 5:7). Что касается добровольной милостыни, то по мысли иудейский учителей, никто не обязан был давать более 1/5 части своего имущества[336].
Господь похвалил Закхея как «сына Авраама», Авраама – не только по плоти, но - и по духу. Как Авраам был отцом всех верующих, так и спасение пришло не одному Закхею, но и всему дому его. Обращение Закхея - это образец истинного покаяния, которое не ограничивается лишь бесплодным сожаленем о содеянных грехах, но стремиться загладить эти грехи противоположными им добрыми делами. Поэтому Евангелие о Закхее всегда читается перед первой приготовительной к Великому Посту неделей о Мытаре и Фарисее.
Притча о десяти минах
(Лк.19:11-28; Иерихон, 30 г.)
Находясь еще в доме Закхея, Господь рассказал притчу о десяти минах, которая имеет много сходства с изложенной у Евангелиста Матфея притчей о талантах. Однако, по Матфею, притча о талантах была рассказана Господом позже, в связи с беседой о кончине мира и Страшном Суде. Значит это две родственные притчи, сказанные в разное время.
В притче о минах речь идет о человеке высокого рода, который отправляется в дальнюю страну для того, чтобы получить себе царство и снова возвратиться. В притчах о талантах речь идет просто о человеке, отправлявшемся в чужую страну. В обеих притчах под этим лицом подразумевается Христос, от Которого многие евреи ждали в то время открытия царства Мессии.
В притче о минах господин дает десяти рабам десять мин[337] – каждому по мине, дав им приказ, чтобы серебро было пущено в оборот. В притче о талантах[338] господин, уходя, передал рабам все свое имение, вручая каждому такую часть, с которой тот был в силах управиться: пять талантов, два, один (Мф.25:15).
Человек высокого рода отправился в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться. Этот образ, видимо, взят из полномочий царской власти в Иудее. Иудейские цари должны были отправляться для утверждения в своем царском достоинстве в Рим. Так делал Архелай, сын Ирода Великого, так же поступил и Ирод Антипа, тетрарх Галилеи.
Далее, в притче о минах мы находим обстоятельство, которое не упоминается в притче о талантах. Граждане возненавидели человека высокого рода и послали вслед за ним посольство, сказав: «не хотим, чтобы он царствовал над нами». Эта деталь напоминает случай с Архелаем, ездившим в Рим. Иудеи, не любившие его, отправили в Рим посольство из 50 человек c прошением не утверждать Архелая царем. Однако их требования не были удовлетворены и Архелай стал законным царем. В отношении к Господу Иисусу Христу – есть отвержение Его еврейским народом, непринятие как своего Мессии. Однако Он («человек высокого рода») ушел к Отцу («в дальнюю страну») и, несмотря на козни иудеев, вернулся, стал их и всего мира Царем.
Под возвращением господина в обеих притчах можно понимать Второе Пришествие Христово. Тогда Он накажет тех, кто не признал Его власти, а от своих слуг потребует отчет: кто как использовал данные ему материальные и духовные богатства. Умножившие свои мины и таланты удостоятся похвалы и получат соответствующие усердию награды. Скрывший свою мину или талант будет наказан, как «раб лукавый и ленивый», не пожелавший трудиться над данными ему дарами. Обвинения ленивым рабом своего господина в жестокости это – самооправдание грешника, обвиняющего не себя, но Бога в несправедливости. Кто употребляет свои дарования на добро, тот приумножает их; ленивый же лишается и того, что имеет. Поэтому «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф.25:29; Лк.19:26). Это не означает, что Бог что-то у человека отнимает: Он не удостаивает человека Своих даров, талантов, заслуг, которые человек думает иметь (Лк 8:18) или уже считает своими.
Блж. Феофилакт: "Ибо я боялся тебя, - говорит, - поэтому, что ты берешь, чего не клал". Многие отзываются таким предлогом. Не желая быть кому-нибудь полезными, они говорят: где Бог не посеял даровитости и способности, там не ищи жатвы. Такого-то Он не создал даровитым и способным к научению: что же от меня требовать пользы ему? Поэтому и Господь говорит: ты учи и отдай серебро Мое труженикам, то есть всем людям, назначенным для получения пользы. <...> Нам должно делать свое дело, а о последующем Бог будет судить тех, кои не пожелают воспользоваться. Дарование отнимается и дается доброму делателю. Хотя он и имеет, но поэтому-то самому ему полезно получить больше. <...> Мы понимаем это не о слове только и учении, но и о нравственных добродетелях. Ибо и в них Бог дал нам дарования, одному - поста, другому - милостыни, иному - кротости, иному - смирения. И если мы будем бодрствовать, то умножим сии дарования; если же будем небрежны и добровольно умрем, то впоследствии будем слагать вину на Бога, как обыкновенно мы говорим: что ж мне делать? если такой-то будет свят, то потому, что Бог благоволит ему, и он свят; а мне не благоволит, и я не свят; и тот был Петр, иной Павел. Безумный человек! Самая мина (данная тебе) делает тебя Петром и Павлом. Делай по силе и принеси что-нибудь Давшему, если не столько, сколько Петр и Павел: ибо они получили по мине, и ты - мину. И потом, нисколько не подвигнувшись на делание добра, ты обвиняешь Бога! Поэтому, оказываясь недостойными дарований, мы лишаемся оных».