Четвертое предсказание о Страстях и Воскресении

(Мф.20:17-19; Мк.10:32-34; Лк.18:31-34; Заиорданье, 30 г.)

«Восходя в Иерусалим» (Мф.20:17, Мк.10:32) – вероятно после перехода через Иордан, когда Иисус с учениками вышел на дорогу в Иерусалим идущую через Иерихон.

По пути Господь вновь стал говорить ученикам о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении. По ап. Марку Господь шел впереди, словно желавший, чтобы воля Божия уже совершилась (см.Лк.12:50). Ученики же «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (Мк.10:32). Тоже чувствовали они когда Господь шел в Иудею воскресить Лазаря (Ин.11:7-8,16). Но тогда Он успокаивал их (Ин.11:9-10), а теперь – нет.

Отозвав двенадцать, Христос наедине сказал, что в Иерусалиме должно совершиться все, написанное о Нем пророками: Он подвергнется поруганиям, будет осужден на смерть и предан язычникам, которые после поруганий, биений и оплеваний, убьют Его, а в третий день Он воскреснет. Несмотря на то, что предсказание о смерти было сказано уже неоднократно (Мф. 16:21; 17: 22-23), ученики «ничего не поняли» из сказанного, ибо «слова сии были для них сокровенны» (Лк.18:34).

В этом предсказании о Страстях и Воскресении появляется новая деталь – Господь (по Матфею) уточняет, что убиение произойдет через «распятие» (Мф.20:19).

Просьба сыновей Зеведеевых

(Мф.20:20-28; Мк.10:35-45; Заиорданье, 30 г.)

Предполагая, что приближается воцарение Мессии, братья Иаков и Иоанн просят Иисуса, чтобы Он посадил их одного – по правую сторону, а другого – по левую в Своем Царстве. Для просьбы сыновья Зеведеевы приглашают в качестве ходатаицы свою мать. Судя по тому, что Господь отвечает не матери, а им – просьба исходила от самих Иакова и Иоанна. Видимо братья поняли буквально слова Иисуса: «сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28). Они понимали свое преимущество перед другими апостолами, но как полагает свт. Иоанн Златоуст, «опасались только Петра»[331]. «Не знаете, чего просите» - они не понимали еще, что просить первенства – быть первыми в самоотречении за имя Христово.

«Можете ли пить чашу, которую Я пью?». На языке пророков чаша, наполненная вином, - образ бедствий, посылаемых от Бога для вразумления людей («чаша ярости» в Ис.51:17,22; см. Пс. 74:9). Чаша – также образ смерти. Чашу с ядом на Востоке могли послать осужденным на смерть. Отец Небесный посылает Сыну чашу смерти (Ин 18:11). Пить от этой чаши – реализовать Его волю (Мф.26:42). Эту чашу делят со Христом те, кто к Нему приближен. «Крещением, которым Я крещусь, будете креститься?» – та же мысль. Его крещение - крещение кровью, пролитой на кресте. Вопрос, предложенный сынам Зеведеевым, побуждал их испытать самих себя, способны ли они, вместо преждевременно ожидаемой славы, принять участие в страданиях и кресте Христовом. Это поняли ученики только после Пятидесятницы. Как после писал ап. Петр: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21). Небесная награда уготована претерпевшим до конца (Мф. 24:13) и победившим все искушения и соблазны (Окр. 3:21).

«Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Мф.20:23; Мк.10:40) – эти слова в древности использовались как аргумент о подчиненности Сына – Отцу. Однако, Иоанн Богослов о Откровении замечает: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр.3:21). А в обращении Петру Христос самовластно обещал: «дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16:19). Если Он по своей воле вручает ключи от Царства, почему же говорит: «дать сесть… не от Меня зависит»? Потому, что эти награды уготованы Отцем Небесным (вместе с Сыном и Духом Святым) для победителей. Сыны Зеведеевы еще не только не победили, но и не выступали на путь крестоношения. Эта ситуация подобна тому как если бы председатель судейской коллегии на соревновании держал в руке кубок, назначенный победителю в состязании по бегу, а некто другой, не только не победивший, но еще и не начинавший участвовать в соревновании, стал просить кубка заранее. Председатель судейской коллегии справедливо ответил бы, что он не может этого сделать: хотя это в его власти, но он не должен никому давать, кроме победителя, который этот кубок заслужил. Итак, кому уготовано сесть возле Господа? Тем, кто прославился своими делами.

Вообще, грамматическая конструкция слов Господа такова, что здесь сравниваются не власть Сына с властью Отца, но просящие - с теми кому уготовано[332]. По мнению свт. Иоанна Златоуста, хотя в широком смысле «сидение возле Него» в равной степени одинаково для всех святых, но в узком смысле «сидение одесную и ошую Господа» невозможно никому: не только для людей, но и для ангелов Его престол недоступен[333]. Исключительность власти Христа апостол Павел поставляет как отличительный признак Единородного Сына: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» (Евр. 1:13).

Десять вознегодовали на сынов Зеведеевых - не потому, что сами были чужды таких желаний: стремление первенствовать в царстве Христовом было у каждого из них. Это видно из того, что дальнейшие слова Господь обращает ко всем 12 апостолам. Причина, негодования десяти лежала в том, что сыны Зеведеевы употребили в ход ходатайство матери, пользующейся уважением Господа, и к огорчению остальных 10 апостолов, также мечтавших о первенстве, казалось, ближе приблизились к цели. Однако, Христос заявил, что первенство членов Его Царства, в отличие от царств земных, – это смирение и самоотвержение. Как на пример такого смирения и самоотвержения Господь указывает апостолам, на Самого Себя: Он пришел не для того, чтобы «Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28).

Видимо слова Спасители возымели силу и в последующем Иаков и Иоанн не претендовали на первенство. Иаков вскоре мученически погиб, а Иоанн во всем добровольно уступал Петру. Из Евангелия от Иоанн видно, что Петр исповедует Христа когда все остальные апостолы молчат, Петр как будто бы единственный следует за Христом во двор первосвященника[334], Петр первый входит во гроб Христов после Воскресения, диалогом Иисуса с Петром заканчивается и все Евангелие от Иоанна. Из Деяний видно, что Иоанн всегда уступает Петру в проповеди и в творении чудес.

Наши рекомендации