Обличение сребролюбивых фарисеев; притча о богаче и Лазаре
(Лк.16:14-31; Заиорданье, 30 г.)
До Иоанна Предтечи земные блага были знаком благоволения Божия. Закон обещал благословения в богатстве (Лев. 26:3-9), пророки обещали блага земные в качестве награды (Ис. 19). Но с того времени, как явился Иоанн, почти бесплотный по нестяжательности и нестяжательный почти до бесплотности, блага земные уже не имеют ценности, не являются знаком, что Бог человека возвысил. Теперь возвышение должно искаться не на земле, но пред Богом, - в Царстве Небесном: со времени Иоанна «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк.16:16).
Фарисеи, имея материальный достаток и считая себя праведниками, не только себя сами возвышали, но и страдали пороком сребролюбия (Лк.16:14). Им Господь предложил притчу о богаче и Лазаре. Некий богатый человек одевался в порфиру и виссон[295]. Богач пиршествовал каждый день. У ворот его дома лежал нищий Лазарь[296]. Псы причиняли ему еще больше страданий, приходя и облизывая струпья его, а он, видимо, не имел силы отогнать их. После смерти ангелы отнесли душу Лазаря на лоно Авраамово. Не сказано «в рай» потому что рай был открыт только страданиями и воскресением Господа Иисуса Христа. Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, получив состояние полное утешения, ожидающее всех праведников. «Умер и богач и похоронили его». И вот видит он вдали Авраама и Лазаря на лоне его. Как прежде Лазарь желал насытиться только крошками, так теперь обнищавший богач просит только о нескольких каплях воды, чтобы остудить воспаленный язык. Авраам приводит основание своему отказу: неизменяемость приговора Божия, вследствие которого между местом блаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимая пропасть. Авраам также отказывает богачу в просьбе послать Лазаря в дом отца, чтобы предупредить его братьев, дабы они не следовали примеру жизни богача: «у них есть Моисей и пророки». Богач признается, что братья глухи к Закону Божию, и что только необыкновенное явление умершего могло бы образумить их[297]. На это Авраам возразил: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:31).
Еп. Кассиан (Безобразов) приводит на этот фрагмент такое толкование: «Бедному Лазарю, лежащему в струпьях у ворот богача, сострадание оказывают только псы (Лк. 16:21). О религии Лазаря не сказано ничего. Но мы помним, тоже в синоптическом предании, образ псов, которые питаются крошками, падающими со стола господ (Мф. 15:26-27, ср. Мк. 7:27-28). Псы — это язычники. Лазарь — с псами. И если по смерти мы видим его на лоне Авраамове (ст. 22), то мы вспоминаем людей с Востока и Запада и Севера и Юга за трапезою Царства. Ясно одно: образ богача есть образ правоверного иудея. Как и его братья (стт. 29-31), он имеет Моисея и пророков. И богач попадает в ад (стт.23 и слл.), и адские муки грозят его братьям. Но осуждение Израиля — не бесповоротное. Оно тяготеет над современниками Христовыми»[298].
После воскрешения Лазаря, несмотря на видимое чудо, иудеи все равно не приняли Христа, но замыслили убить и Лазаря (Ин. 12:10). «Равным образом и после того, как при распятии Господа воскресли многие усопшие (Мф. 27:52), иудеи дышали на апостолов еще большей злобою» (блаж. Феофилакт)[299].
Блаж. Феофилакт: «если бы это воскрешение мертвых было полезно для нашей веры, Господь творил бы оное часто. Но ничто так не полезно, как тщательное исследование Писаний (Ин. 5:38). Воскрешать мертвых, хотя и призрачно, умудрился бы и диавол, и посему ввел бы неразумных в заблуждение, всеяв между ними учение об аде, достойное своей злобы. А при здравом нашем исследовании Писаний, диавол не может ничего такого выдумать. Ибо Писания суть светильник и свет (2 Пет. 1:19), при сиянии которого обманщик и вор обнаруживается и открывается. Итак, нужно Писаниям веровать, а не требовать воскрешения мертвых» [300].
Беседа Господа с учениками о соблазнах, о прощении обид, о силе веры и о смирении
(Лк.17:1-10; Заиорданье, 30 г.)
Начало беседы (Лк.17:1-4) краткий пересказ того, чтобы было сказано раньше (Мф.18:1-35; Мк.9:33-50). После этого, апостолы просят умножить в них веру. На это Иисус Христос 1) приводит пример о силе веры, хотя бы она была и «с горчичное зерно», 2) указывает, что даже самые приближенные к Господу рабы (Его служители) не должны возноситься: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).