Исцеление слепорожденного. Обличение фарисеев
(Ин.9:1-41; Иерусалим, декабрь 29 г.)
Как видно из вопроса учеников Иисуса, им было известно, что встретившийся человек – слеп от рождения. Но за что он наказан: за свои грехи или за грехи родителей (по Исх.20:5)? Третья причина слепоты ими, вероятно, не мыслилась. Христос показывает, что здесь важна не причина, а цель – «это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:3).
«Не означает также (Христос) этими словами и того, что не этот, а другие подвергались слепоте по этой причине, то есть за грехи родителей, потому что за грехи одного нельзя наказывать другого» (Иоанн Златоуст).
Иезекииль 18:19-20: «Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается».
Дела Божии являет Христос. Спаситель сравнивает Себя с солнцем, просвещающем людей: «доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин.9:5). Пока Он действует – в мире свет, продолжается день. Во время Его страданий наступает ночь – ни Он не творит благих дел, ни ученики Его. Во время ночи, во время страданий и смерти Иисуса – никто не в состоянии действовать во имя Христа, в это время враги света торжествуют победу (Лк.22:53).
Способ исцеления слепорожденного, через плюновение и прикосновение, - такой же как и с глухим косноязычным в пределах Десятиградия (Мк.7:31-36) и слепым в Вифсаиде (Мк.8:22-26).
«Затем, чтоб не подумали, что исцеление произошло от земли, повелел умыться. Но для чего было не сделать этого тут же, а послал в Силоам? Для того, чтобы ты видел веру слепого и чтобы сделать безответным неверие иудеев. Естественно, что все видели его, когда он шел с глазами, помазанными брением. Такою необычайностью он не мог не привлечь на себя взоры всех, знакомых и незнакомых, и, конечно, все смотрели на него со вниманием. Так как не легко признать, что слепой прозрел, то (Христос) наперед приготовляет дальностью пути многих свидетелей» (Иоанн Златоуст).
Слепорожденный отправляется к купальне Силоам, чтобы умыться. Силоам, как замечает евангелист, означает «посланный» (Ин.9:7). Такое название купель приобрела, возможно, из-за того, что вода считалась священной (посланной от Бога). В таком случае, совершив исцеление с помощью священной воды в субботу, Христос как бы указывает, что Сам Бог благоволит совершению по субботам чудес. С другой стороны, возможно, прибавлением слова «посланный», евангелист Иоанн хотел показать, что Силоам указывает на богопосланного Мессию, Который повелел умыться слепому не где-либо, а – в Силоаме. Ранее Христос говорил, что Он – источник воды живой (Ин.7:37), затем, что Он – свет мира (Ин. 8:12). Теперь через исцеление слепорожденного при посредстве воды в источнике Силоам («посланный») Он доказывает, что действительно есть Тот, Которого Бог послал.
В глазах религиозных евреев физические недостатки были признаком наказания от Бога за грехи: «Кто видит хромого, безногого или безрукого, слепого, пораженного шехином, произносит: Благословен Судья Праведный»[281]. В главной еврейской молитве Шма евреи благодарили Создателя за дневной свет, но слепой не мог читать это обязательное для полноценных евреев славословие. Следовательно, он выпадал из разряда полноценных евреев. Также и кумранские сектанты считали слепых недостойными стать членами их общества[282]. Следовательно чудесное исцеление слепого от рождения вернуло его в общество полноценных людей, имеющих право и возможность читать обязательную молитву Шма. А это перевело его из разряда «всяких» в разряд «избранного народа».
Слепой нищий видно был хорошо известен в городе, поэтому фарисеи начали тщательное расследование. Его стали склонять в сторону осуждения Иисуса, но он смело защищал тот факт, что Бог слушает только тех, кто творит волю Его. После повторных попыток выудить осуждение на Иисуса, бывший слепой перешел в обличение: «это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи» (Ин.9:30). После этих слов бывшего слепца выгнали.
Господь увидел, что исцеленный готов уверовать в Него как Мессию, но ему нужно здравыми глазами увидеть своего Исцелителя. Поэтому, найдя его Иисус спросил: «ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин.9:35). «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» - спросил бывший слепой. Иисус сказал ему: «и видел ты Его, и Он говорит с тобою». Он же сказал: «верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин.9:36-38).
Притча о Добром Пастыре
(Ин.10:1:21; Иерусалим, декабрь 29 г.)
Эта беседа является продолжением обличительных слов Господа к фарисеям в связи со слепотой этих мнимых пастырей народа. Прекрасная иносказательная речь, смысл которой фарисеи поняли только к концу, заимствована из пастушеской жизни в Палестине. Притч в Евангелии от Иоанна очень мало, притча о «Добром Пастыре» изначально содержит в себе аллегорию: символ «двери» связывает материальную реальность с духовной.
Вся беседа может быть разделена на 2 части:
1 ст.1-5 – собственно притча,
ст. 7-18 – объяснение ее через Иисуса Христа (Иисус сравнивает Себя с дверью во двор овчий и противополагает Себе воров и разбойников, перелезающих «инде» (ст.7-10); Иисус сравнивает Себя с пастырем добрым и противополагает Себе наемника (ст.11-18)).
1 Овец, охраняя от воров и волков, на ночь загоняли в специально устроенные для этого загоны. В один двор нередко загоняли стада принадлежащие разным хозяевам. Утром придверник (один из дежурных пастухов) открывал ворота загона, и каждый пастух отделял свое стадо: пастухи определяли своих овец по внешнему виду, звали по кличкам, овцы узнавали своих пастухов по голосу. В притче о Добром Пастыре Господь сравнивает народ со стадом овец, а руководителей Израиля - с пастырями стада. Такие сравнения встречались у Моисея и у пророков Ветхого Завета[283].
Когда слушатели не поняли смысла притчи, Господь приступил к объяснению. Он не разъясняет, что под «двором овчим» подразумевает богоизбранный еврейский народ; но прямо называет Себя «дверью»[284]. Т.о. Он выступает как единственный Посредник между Богом и народом, единственный путь и для пастырей и для пасомых: в Царство Божие нельзя войти иначе, как только через Него. Всякий, кто минует Его, «перелазит инде [иным путем]», - суть «вор и разбойник». Прп. Ефрем Сирин: «Слова: „все, которые пришли ранее Меня, были воры, и разбойники (Ин. 10, 8)"— сказал о Февде и Иуде (ср. Деян. 5:36-37)»[285]. В этом случае воры и разбойники – фарисей и зилоты, мнимые руководители религиозной жизни народа и ревнители благочестия, которые попытались обойти Христа (перелезть изгородь со стороны) и удержать власть над овцами, «но овцы не послушали их».
Если понимать под «овчим двором» Церковь, а «пажить» – благодать Божия, то «наемники» - те недостойные пастыри, которые, по выражению св. пророка Иезекииля, «пасут самих себя» (34 :3) и бросают своих пасомых на произвол судьбы, как только им угрожает опасность. Под «волком» разумеется «дьявол», а также его служители, губящие «овец». Как главное отличительное свойство истинного Пастыря, Господь указывает на: 1) знание своих овец, 2) отвержение Себя, даже до смерти, ради спасения овец. Это взаимное знание друг друга пастыря и овец, как глубокое проникновение друг в друга, подобно взаимному знанию Бога Отца и Бога Сына: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Ин.10:15).
Под «иными овцами», «которые не этого двора», но которых тоже «надлежит Мне привести», Господь имеет в виду язычников, также призываемых в Царство Христово.
Притчу Господь заканчивает утверждением, что душу Свою Он полагает за овец добровольно: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее», ибо Он имеет власть «положить ее» и «опять принять ее» – выражение полной свободы, то есть смерть Христова есть Им Самим избранное и добровольно осуществляемое средство спасения Его овец. Эти слова вызвали среди иудеев распрю: одни стали провозглашать Его беснующимся, другие – указывали, что бес не может отверзать глаза слепым (см.Ин.10:21).
Примечательно, что фрагмент из книги Иезекииля (34 гл.), где речь идет о пастырях читалась в первом веке в синагогах непосредственно перед праздником Обновления храма. Если так, то Иисус в данном случае «комментирует литургические чтения, которые люди только что услышали»[286].