Беседа Господа на следующий день после праздника кущей. «Я свет миру». Обличение Иудеев при сокровищнице храма

(Ин.8:12-59; Иерусалим, октябрь 29 г.)

Хотя Он перед глазами и ушами членов Синедриона засвидетельствовал Свое мессианское достоинство, «никто не взял Его», ибо не наступил еще час Его.

Слова «Куда Я иду, туда вы не можете придти» (Ин.8:21) ранее понимались иудеями как попытка Иисуса «идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов» (Ин.7:35). Теперь же Его понимают правильно: речь идет о загробной участи. Но иудеи не хотят признать, что Иисус может попасть на лоно Авраамово, поэтому с сарказмом предпосылают ему участь с самоубийцами: «неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете придти"?» (Ин.8:22). На это Господь спокойно возражает, что Он – «от вышних», а они – «от нижних».

В этой беседе Господь ни разу не назвал Себя Мессией, но Он так прозрачно, высказывал это другими словами, что фарисеи, конечно, должны были понять это. Они, однако, притворились непонимающими и потому выведывали от Него личное признание: «кто же Ты?». На этот вопрос Господь не дал ожидаемого прямого ответа. Главный предмет споров разгорается вокруг отцовства.\

Ответ: «от начала сущий, как и говорю вам» - неточность синодального перевода, который здесь следует славянскому «начаток, якоже и глаголю вам». На самом деле th.n avrch.n o[ ti kai. lalw/ u`mi/nÈ переводится как отказ от ответа, как вопрос “Неужели Мне говорить вам всё с самого начала?”. Или, как в переводе епископа Кассиана: “О чем Мне еще говорить с вами?” слово начало стоит в винительном падеже, а глагол “лало” - это больше “беседовать, вести речь”, нежели “говорить” (“лего”)См. лекции епископа Кассиана по евангелию от Иоанна.

Среди слушателей заговорила национальная гордость: «мы семя Авраамово». Потомству Авраама обещано было Богом господство над миром и благословение через него мира (Быт 12:7; 22:17), «и не были рабами никому никогда». При этом крике обостренного национального самолюбия, говорящие как бы забыли о своем Египетском рабстве, о Вавилонском и настоящем Римском. Господь отвечает на это, что Он говорит о другом виде рабства – о рабстве духовном, в котором находится каждый, кто творит грех: «всякий, делающий грех, есть раб греха». А «раб не пребывает в доме вечно» - ибо господин, недовольный им, может отослать от себя (Мф.8:12). Положение раба противоположно положению сына, который, как наследник всего дома отца (Быт.21:10; Гал.4:30), не может быть продан или изгнан, а остается сыном навсегда. Господь не отрицает их происхождения от Авраама, но не признает их истинными чадами Авраама по духу, ибо они ищут убить Его только потому, что «слово Его не вмещается в них», не нашло в их сердцах благоприятной для возрастания почвы. Поскольку они хотят убить Его, они – дети дьявола, исполнители воли человекоубийцы и отца лжи. В дьяволе нет истины, он в ней не стоит, истина – во Христе. Кто соблюдет слово Христово, то не увидит смерти вовек.

Еще один укор Господу: «Тебе нет еще пятидесяти лет[275] – и Ты видел Авраама?» (Ин.8:57). На этот укор Господь дает решительный ответ, смысл которого не мог уже быть непонятным даже и слепым в своей злобе фарисеям: «истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есть» (Ин.8:57-58). В выражении «Я есть» (evgw. eivmi,) глагол eivmi,выражает некую статичность: бытие вообще, вечное существование. В противоположность Господу - Авраам «был» (gene,sqai): однажды появился в определенный момент времени.

Так ясно учит здесь Господь о Своем Божестве! Это правильно поняли фарисеи, но вместо того, чтобы уверовать в Него, озлобились, увидев в Его словах лишь богохульство (ср.Ин.10:33), и взяли камни, чтобы побить Его. Но Иисус, торжественно закончив Своё свидетельство о Себе, окруженный Своими учениками и народом, скрылся от них в массе народа, наполнявшей двор храма, и «прошед посреди них, пошел далее».

94. Возвращение Семидесяти и беседа с ними Господа. "Все предано Мне Отцем Моим"

(Мф.11:25-29; Лк.10:17-24; Иудея, 29 г.)

Евангелист Лука говорит о возвращении 70-ти учеников непосредственно после их послания, но, несомненно, между посланием и возвращением был более или менее значительный промежуток времени.

Увидев Господа, они прежде всего высказали Ему свою радость по поводу того, что бесы повинуются им «о имени Твоем». В последних словах выразилось их смирение. Господь ответил: «видел сатану, спадшего с неба, как молнию». Сияние молнии здесь представляется образом внезапности и быстроты. Если князь бесовский побежден, то, значит, и полчище побеждено. Господь, как победитель вражьей силы (предвосхищая будущую победу над сатаной), дает возможность победы над духами Своим ученикам, называя злых духов «змеями» и «скорпионами». Но главное не власть над духами, а – быть записанными на небесах. В Св. Писании Бог иногда образно представляется с книгой, в которую записываются имена и дела Его верных рабов. Быть написанными на небесах значит быть гражданами Небесного Царства. Это должно радовать более, чем всякое земное деяние, хотя бы даже необыкновенное, как изгнание злых духов.

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф.11:25). Мудрыми обозначены здесь фарисеи, но не по истиной мудрости, а потому что сами себя так называли. Эту мнимую мудрость Господь посрамляет поставляя выше младенческую простоту. «Не говорит: открыл безумным, но: младенцам, т.е. непритворным, простым… этим научает Он нас убегать гордости и ревновать о простоте» (свт. Иоанн Златоуст)[276]. Блаж. Феофилакт: «Бог скрыл великие тайны от признающих себя умными не потому, как бы Он не хотел даровать им их, и был причиною их невежества, но потому, что они сделались недостойными, потому что почитали себя умными»[277].

Природа Божества недоступна для постижения никому из смертных, но Бог открывается человеку в Сыне (Ин. 14:8-9) и через Сына (Евр. 1:1), насколько человек оказывается сам способен принять такое откровение. Далее Господь ублажает Апостолов за то, что они сподобились видеть Его, воплощенного Сына Божия, чего не удостоились жившие прежде пророки и праведники, созерцавшие Его только верою, но не телесными очами, как Апостолы.

Наши рекомендации