Обличение фарисеев в лицемерном исполнении закона. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека»
(Мф.15:1-20; Мк.7:1-16, 20-23; Капернаум, 29 г.)
Насыщение 5000 человек было незадолго до пасхи. «После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его» (Ин.7:1). Вероятно, что иерусалимские книжники и фарисеи пришли к Иисусу в Галилею после окончания дней опресночных.
Его упрекнули в несоблюдении «преданий старцев». Поводом к этому послужило то, что ученики Господа принимались за пищу, не вымыв руки. Особенности преданий старцев проясняет евангелист Марк. Господь в ответ указал, что фарисеи во имя предания нарушают категоричную заповедь Божию о почитании родителей. Видно книжники разрешали отказывать в материальной поддержке родителям тому, кто объявлял свое имущество «корваном»[240], т.е. собственность посвящал в «жертвенный дар» Богу. Считалось, что владелец должен был передать посвященное имущество Храму, но на практике это не всегда происходило. Человек, давший такой обет, мог продолжать пользоваться своим имуществом, но, поскольку оно уже «посвященное», никто не имел право выдвигать на него претензии, даже родители.
Называя фарисеев лицемерами, Господь относит к ним пророчество (Ис. 29:13), утверждая, что они почитают Бога только видимостью, а сердцем – далеки от Него.
Обратившись затем ко всему народу, Господь добавил: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11; Мк. 7:15). Наедине Апостолам Он пояснил, что пища, входящая в уста, минует душу человека и извергается вон, не оставляя и следа греха в душе, но грехи, исходящие из уст и из сердца человека оскверняют его[241].
Исцеление дочери Сирофиникиянки
(Мф.15:21-28; Мк.7:24-30; Пределы Тирские и Сидонские, 29 г.)
Господь намеревался побыть какое-то время неизвестным, для чего выйдя из Галилеи удалился «в страны Тирские и Сидонские» (Мф 15:21). Он не ходил по городам и селениям, а вошел в некий дом (Мк 7:24). Вполне возможно, что это был дом израильской семьи на пограничной с Финикией территорией, поскольку хананеянка вышла «из тех мест», чтобы прийти к Иисусу (Мф.15:22). В этом выходе из своих мест можно увидеть символическое удаление Христа от непринимающих Его иудеев и удаление хананеянки от окружающего ее языческого окружения.
Женщина по св. Матфею - хананеянка, св. Марк уточняет – сирофиникиянка. У нее, язычницы, дочь была одержима нечистым духом. Прося Господа, чтобы Он изгнал беса из дочери, она называла Его «Сыном Давидовым» (Мф 15:22).
Испытывая ее веру, Господь
1) сначала «не отвечал ей ни слова» (Мф 15:23), так что даже ученики стали просить за эту женщину.
2) затем сказал апостолам: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф 15:24),
3) после отказа Иисуса помочь язычнице, она все же подошла, но услышала от Него еще более суровое: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф 15:26; Мк 7:27)[242].
Мы видим, что болезнь дочери хананеянка воспринимает как свою собственную: «помилуй меня, Господи» (Мф. 15:22). И, несмотря на все категорические возражения Господа, она оставалась твердой в вере и показала необычайную глубину смирения, приняв безропотно обидное название собаки: «Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф 15:27; Мк 7:28).
Великая вера и глубокое смирение были тотчас же вознаграждены Спасителем: «да будет тебе по желанию твоему!» (Мф 15:28; Мк 7:29). В тот же миг дочь хананеянки исцелилась. Чудо это примечательно тем, что совершено оно заочно, на расстоянии, как и исцеление слуги капернаумского сотника (Мф 8:13), тоже язычника, чья вера так же удостоилась похвалы от Господа.
Исцеление глухонемого и многих больных
(Мф.15:29-31; Мк.7:31-37; Ин.6:1; Десятиградие, 29 г.)
Для исцеления «глухого косноязычного» Господь отводит его в сторону (чтобы сосредоточить внимание больного на переживаемом факте в его жизни), а затем совершает ряд символических действий: влагает в уши его Свои персты, затем совершает плюновение и касается языка страждущего. Плюновение могло быть: или на язык больного (ср.Мк.8:23), или на Свой перст, которым потом Он коснулся языка. После этого Господь «воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: "еффафа", то есть: отверзись» (Мк.7:34). Такой длинный ряд действий над больным говорит или о необходимости оставить в душе исцеленного неизгладимое впечатление, или о слабой его вере.
Насыщение 4000 человек
(Мф.15:32-38; Мк.8:1-9; Десятиградие, 29 г.)
Три дня продолжалось пребывание Господа с народом на пустынном берегу Геннисаретского озера, в пределах Десятиградия. Запасы хлеба истощились, купить было негде, и Господь вновь совершил чудо насыщения народа. Сопоставим события насыщения 5000 и 4000 человек:
Насыщение 5000 человек (Мф.14:13-21; Мк.6:30-44; Лк.9:10-17; Ин.6:1-14) | Насыщение 4000 человек (Мф.15:32-38; Мк.8:1-9) | |
Произошло чудо: | когда день склонялся к вечеру | на третий день проповеди |
Народ: | располагается отделениями (рядами по сто и по пятьдесят) | возлежит на земле |
Были взяты: | 5 хлебов и 2 рыбы | 7 хлебов и немного рыб |
Осталось: | 12 коробов (короб, ko,finoj, - плетённая корзина, возможно сделанная из ивовых прутьев) | 7 корзин (spuri,j - плетённая корзина, возможно изготовленная из тростника) |