Притчи для народа и для учеников

Иисус учил многими притчами (см.Мф.13:3, Мк.4:2). Из них не все были записаны. Дошедшие до нас евангельские притчи – сказаны в разное время, которые св. Матфей в гл.13 собирает в одну группу: не по времени произнесения, а по общей теме – о Царствии Божием. В рассматриваемом отрывке:

· евангелист Матфей передает 7 притч: 1) о сеятеле, 2) о плевелах, 3) о горчичном зерне, 4) о закваске, 5) о сокровище, 6) о жемчужине, 7) о неводе;

· параллельно Матфею - евангелист Марк передает только 3 притчи: 1) о сеятеле, 2) о посеве и всходах, 3) о горчичном зерне.

· евангелист Лука – только 1 притчу: о сеятеле.

При этом некоторые притчи говорятся в присутствии многих толп, а некоторые – исключительно ученикам. Некоторые толкования на притчи сообщаются Иисусом также только ученикам: «для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Мф 13:10-11; Мк 4:10-11; Лк 8:9-10).

Означает ли это, что было некое тайное знание сообщаемое ученикам наедине? Нет. Приточные выражения о свече, которую поставляют на подсвечнике, чтобы входящие видели свет (Мк.4:21; ср. Мф.5:15, Лк.8:16), и о том, что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Лк.8:17, ср. Мф.10:26), а также слова «что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Мф. 10:27) говорят в пользу открытости учения Спасителя. Люди «внешние» - это те, кто духовно слеп, у них огрубело сердце, поэтому они «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф.13:13). Некоторые Христа слушают просто из любопытства, или слушая выискивают повод к осуждению. Поэтому, кто имеет стремление понимать тайны Царства Небесного, тому эти притчи откроют эти тайны («дано будет и приумножится», Мф.13:12), а кто не ищет Царства Небесного, для того значение притч останется неуловимым, пройдет мимо, бесследно для ума и сердца («отнимется и то, что имеет» (Мф.13:12, ср.Мк.4:25), «что он думает иметь», Лк.8:18). Тот же, кто слушает Господа внимательно, уподоблен благоразумному книжнику, наученному Царству Небесному, «который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф.13:52). Под «новым» может пониматься как способ интерпретации Закона (новый – от Христа, а старый – от книжников), так и - новые христианские понятия, которые отталкиваются от буквы и восходят к духу.

Кроме того, новое и старое означают ценность для христиан обоих Заветов – Ветхого и Нового: «Видишь ли, что Христос не исключает Ветхий Завет, но хвалит и превозносит, называя его сокровищем? Итак, несведующие в божественных писаниях не могут быть названы людьми домовитыми: они и сами у себя ничего не имеют, и от других не заимствуются, но, томясь голодом, нерадят о себе. Впрочем, не они только, но и еретики лишены этого блаженства, потому что из сокровища своего не выносят ни старого, ни нового. У них даже нет старого, а потому нет и нового» (Иоанн Златоуст).

В том, что Господь говорил притчами, св. Матфей видит исполнение пророчества Асафа: «Открою уста мои в притче» (Пс. 77:2). Хотя Асаф говорил это о себе, но, как пророк, он служил прообразом Мессии. Поэтому его слова о себе евангелист Матфей применяет к Иисусу Христу (Мф.13:35).

Собрание притч о Царстве Небесном у ап. Матфея

Хотя в определенном отношении все притчи Христовы говорят о Царстве Небесном, но евангелист Матфей в 13 главе специально группирует притчи исключительно на эту тему:

Притча о сеятеле

Разберем притчу о сеятеле и ее толкование по тексту Евангелия от Марка (Мк. 4:1-34). Текст этого фрагмента можно схематически представить в виде хиазма:

4:1-2 - вступление, сообщаю­щее, что Господь рассказывал, стоя в лодке;

4:3-9 - притча о сеятеле;

4:10-12 - Иисус наедине с учениками противопос­тавляет им внешних,

4:13-20 - истолкование притчи о сеятеле;

4:21-25 - притчевые высказывания о слухе и слушании: «кто имеет уши слышать, да слышит!»;

4:26-32 - притча о незаметно прорастающем зерне и о семе­ни горчицы;

4:33-34 – заключение, подводя­щее итоги содержания раздела: «И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».

Одной из тем притчи о сеятеле оказывается «слуша­ние»: само это слово звучит здесь 13 раз. Употребляемые выражения очень напоминают слова пророка Исайи: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:9-10). Цитируемый фрагмент представляет собой классический упрек в жестокосердии иудейскому народу, не воспринимающего пророческие слова Божии[205].

Притча о сеятеле показывает, как народ слушает. Его наставляют, однако от слушающих требуется ответная реакция, которой как правило нет. Когда же люди должным образом реагировали, им предлагалось уже рас­ширенное учение. Эта последовательность - от про­поведи перед толпой к частной беседе в кругу учени­ков - повторяется у ап.Марка неоднократно (Мк. 7:17; 10:10). Сильные слова Ис. 6:9-10 свидетельствуют не о нежелании Бога простить грешников, а о неизбежной ре­альности - многие слушают, но не воспринимают – их сердце окаменело. Эти слова замечательно комментирует выдающийся современный архипастырь митр. Антоний Сурожский: «Неужели есть люди, которые обречены не понимать, потому что они представляют собой ту или другую неплодородную землю? Неужели только некоторые, изображенные здесь как поле доброй, плодородной земли, могут понять и потому найти спасение? Если так, то была бы глубокая несправедливость в Боге и была бы большая неправда. Неверно, будто притча сказана так, чтобы мы не понимали: сказано так, чтобы понимали те, которые созрели, для кого понимание является необходимостью, для кого понимание будет источником роста, нового шага в глубины... Нам надо понять очень важную вещь: эта притча не определяет людей вообще, разделяя их на категории. Эта притча нам говорит о тех состояниях, которые бывают в нас [самих]...»[206].

Притча о плевелах

Прошлая притча говорила о нерадивых людях, которые не берегут всеянное в них Слово Божие. Притча о плевелах – о тех людях, которые вкрались в сообщество верных под видом пшеницы. Причина появление плевел: когда человек засыпает приходит диавол и сеет свои семена, похожие на пшеницу (см. Мк.13:25). После опасности на пути, камней и терний для доброго семени приходит новая – от сна. Потому ап. Павел призывает: «бодрствуйте, стойте в вере» (1 Кор. 16:13). Диавол сеет только после того как заметил первый плод в сто крат, в шестьдесят и в тридцать (Мф. 13:23). Враг сеет после того как «нива уже возделана и все работы кончены»[207]. Свт. Иоанн Златоуст считает, что слуги господина – это те, кто стремится быстро искоренить еретические учения. Господин (в притче) останавливает слуг «до жатвы», а это значит, что еретиков нужно обуздывать, «заграждать уста, сдерживать их дерзость, нарушать их сборища», но не убивать с надеждою, что и для плевел «возможно еще стать пшеницею»[208].

Эта притча разрешает недоумение: как можно гово­рить о наступлении Царства Божия, если на земле по-прежне­му существует зло? Возможный ответ: Царство существует и растет по­среди зла, а суд осуществится в будущем. Поэтому перед окончательным исполнением Цар­ства требуется терпеливое ожидание. И даже в Церкви, как и в притче о брачном пире, есть люди с личными недостатками («не в брачной одежде» - не обязательно еретики). Хотя эти плевелы среди пшеницы также растут, Господь терпит их до времени «жатвы» ожидая в них перемен.

Наши рекомендации