Матерь и братья Господа; духовное родство с Ним
(Мф.12:46-50; Мк.3:31-35; Лк.8:19-21; Капернаум, 28 г.)
В этой истории родственники по плоти (Матерь, братья и сестры; Мк.3:32) противопоставляются родственникам по духу: «кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мк.3:35). Ближние по плоти еще не верят в Него. Они стоят вне переполненного дома[198], зовут видеть Его и говорить с Ним (Лк.8:20; Мф.12:47). Это не просто живой интерес. Родные братья и сестры[199] в этот момент хотят Его остановить, говоря, что «Он вышел из себя (evxe,sth)» (Мк. 3:21).
Свт. Иоанн Златоуст считал, что Господь в этот момент обращается и к Своей Матери. Он не отрекается от нее, иначе не поручал бы ее с креста Своему ученику, но именно в этот момент порицает и ее, т.к. она хотела показать перед всеми свою власть над Сыном. Ей с братьями надлежало или войти и слушать вместе с народом или дождаться окончания беседы. И «для Матери Его не будет никакой пользы в том, что Она Мать, если она не будет добродетельна» [200]. Когда воскликнула некая жена «блаженно чрево, носившее Тебя» (Лк. 11:27), «Христос не сказал: у Меня нет Матери, но: если Мать Моя хочет быть блаженною, путь творит волю Отца Моего» [201]. Много жен ублажали Святую Деву и желали быть матерями таких Сыновей, но Христос называет более блаженными тех, кто не претерпевая мук рождения может войти с Ним в духовное родство исполняя Его слово.
Семьей Иисуса Христа становятся Его ученики, «слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк.8:21).
Учение притчами о Царствии Божием
(Мф.13:1-53; Мк.4:1-34; Лк.8:4-18, 13:18-21, Капернаум, 28 г.)
В рассматриваемый блок мы включаем следующие притчи:
О сеятеле
Почему народу говорится в притчах
Объяснение притчи о сеятеле
Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным
О плевелах
О посеве и всходах
О горчичном зерне
О закваске
Объяснение притчи о плевелах
О сокровище
О жемчужине
О неводе
Заключение, приточное слово о книжнике
Терминология, виды притч
Русское слово притча представляет собой перевод двух греческих слов: paroimi,a (паримиа) и parabolh, (параволи). Паримиа в дословном переводе означает краткое изречение, выражающее правило жизни (таковы, для примера, Притчи Соломона); параволи – это рассказ, имеющий прикровенный смысл и выражающий высшие духовные истины в образах, взятых из повседневного быта. Евангельская притча есть, собственно, параволи(парабола, parabolh,).
Греческое слово parabolh,в Евангелиях применяется к пословице (Лк 4:23), загадке (Мк 3:23), сравнению (Мф 13:33), к рассказам простым (Лк. 13:6-9) и к рассказам сложносоставным (Мф 22:1-14).
Примерно треть поучений Спасителя состоит из притч. Греческое слово parabolh, встречается в Новом Завете 50 раз, причем только в синоптических Евангелиях (за исключением Евр. 9:9 и 11:19)[202]. Притчи составляют 16 % текста Евангелия от Марка. Точно подсчитать количество притч невозможно, поскольку далеко не всегда возможно вычленить притчевые формы из основного текста. Среди 30 контекстов, поименованных parabolh,, встречаются пословицы (Лк. 4:23), загадки[Alexey8] (Мк. 3:23), краткие высказывания (Мк. 7:15) и вопросы (Лк. 6:39). Если применить наиболее строгие дефиниции, останется не менее 40 притч, но их число достигнет 65, если включить и такие случаи как слова Господа о человеке, видящем соломинку в чужом глазу и не замечающем бревна в своем собственном (Мф. 7:3-5) и др.
Нередко притчи делят на 4 типа: уподобление, пример, парабола (или собственно притча) и аллегория.
Уподобление - это расширенное сравнение, ясное и подробное сопоставление с использованием союзов «как», «подобно». Притча о горчичном зерне (Мф 13:31-32) является уподоблением.
Пример - изображает положительного или отрицательного героя (или их обоих), чьим действиям и поступкам следует подражать (или же, напротив, избегать их). Открыто или намеком притча-пример говорит: «Ступай и делай (или не делай) так» (ср. Лк 10:37). Обычно признаются примерами следующие четыре евангельские притчи: о добром самарянине, о неразумном богаче, о богаче и Лазаре и о мытаре и фарисее.
Парабола - это развернутая метафора (подразумеваемое сравнение), описывающая вымышленное событие или события, передаваемые формами прошедшего времени, и выражающая нравственную или духовную истину во времени настоящем. Этому определению соответствует притча о званых на пир (Лк 14:15-24).
Аллегорией - признается ряд взаимосвязанных метафор. Примером аллегории служит притча о сеятеле.
Как правило, притчи имеют не одну точку соприкосновения между рассказом и реальностью, а несколько. Поэтому не следует превращать истолкование притчи в процесс расшифровки. Правильней всего было бы определить притчу как рассказ с двумя смысловыми уровнями: приземленный и возвышенный. Притча - как зеркало, которое отражает реальность, но каждый видит отражение под своим углом. Свт. Иоанн Златоуст считал, что «в притчах не нужно изъяснять все по буквальному смыслу, но, узнавши цель, для которой она сказана, обращать это в свою пользу и более ничего не испытывать»[203].