О неоскудевающем сокровище на небесах
«Приготовляйте себе влагалища не ветшающие» (Лк.12:33) – в этом выражении слово «влагалище» (balla,ntion) означает сумку для денег.
Око - светильник телу
«Светильник тела есть око» (Мф.6:22, Лк.11:34). Слово «светильник» (lu,cnoj) – может означать лампаду или свечу, которую поставляют на подсвечник.
О служении двум господам
Тот, кто намерен служить одновременно и Богу и маммоне[179](Мф.6:24), подобен желающему угодить сразу двум господам, имеющим разные, до противоположности, характеры и предъявляющим разные, до той же противоположности, требования. В этом случае, одного он «будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть» (Мф 6:24).
О заботах человеческих и попечении Божием. Искание Царства Божия
Осуждается не труд, а чрезмерная и гнетущая забота о будущем, о завтрашнем дне, который не в нашей власти и до которого еще надо дожить. Указана лишь степень ценностей: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф.6:33) и в награду за это Господь Сам позаботится о нас, чтобы мы имели все необходимое для земной жизни, и мысль об этом не должна мучить и угнетать нас, как неверующих язычников (Мф.6:32).
Об осуждении
«Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1) – эти слова Евангелия от Матфея расширяются у Луки прибавкой: «не осуждайте и не будете осуждены» (Лк. 6:37). У апостола Павла есть такие запрещения осуждать: «кто ты, осуждающий чужого раба?», «а ты что осуждаешь брата твоего?» (Рим.14:4,10), «не судите никак прежде времени, пока не придет Господь» (1Кор. 4:5). Неужели нельзя обвинять согрешающих?
Но Сам же Христос в другом месте наставляет: «если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним;… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух;... если же не послушает их, скажи церкви» (Мф.18:15-17). И апостол Павел настаивает: «обличай, запрещай, увещевай» (2Тим.4:2), «согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1Тим.5:20).
Итак, запрещается не суждение о ближнем, а осуждение его, в смысле пересудов, происходящих, по большей части, из каких-то самолюбивых и нечистых побуждений: «лицемер, вынь прежде бревно из твоего глаза» (Мф.7:5). Запрещается злословие, злобное порицание чужих недостатков, предвзятое отношение к подсудимому, проистекающее от чувства недоброжелательности или личных корыстных интересов: «злой раб! весь долг тот я простил тебе» (Мф.18:32). Однако, этим не запрещается правосудие как средство исправления человека или очищения общества от злодеев. Господь и Сам дает оценку поступков других «лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина», «вожди слепые, оцеживающие комара» (Мф.23:23-24), и устанавливает условие справедливого судопроизводства: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин.7:24), «ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф.7:2). Для ап. Павла «начальник… не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4).
Поэтому запрещается злое чувство, злорадство, но не оценка поступков ближнего, поскольку, не замечая зла и не истребляя его, мы можем начать и к добру относиться безразлично, потерять чувство различия между добром и злом. Свт. Иоанн Златоуст: «должно не порицать, не поносить, не обвинять, но советовать. Не с гордостью нападать, но с любовью исправлять, - потому что не ближнего, но самого себя предашь ты жесточайшему наказанию, когда не пощадишь его, произнося твой приговор о его прегрешениях… Если кто прелюбодействует, неужели я не должен сказать, что прелюбодеяние есть зло, и неужели не должен исправить распутника? Исправь, но не как неприятель, не как враг, подвергая его наказанию, но как врач, прилагающий лекарство»[180].
Об осквернении святыни
Под святыней нередко понимается Слово Божие, бисер истины, которые проповедовать «пред недостойными, значит предавать его врагам на посмеяние и вызывать со стороны их гонение на себя»[181].
Наставление о просьбе
Слова «просите, и дано будет вам» (Мф.7:7; Лк.11:9) как правило относят к молитве. Если «всякий просящий получает», значит молитва каждого человека может быть Богом услышана. Надо в это верить и с верой молиться.
«Если же ты постоянно будешь просить Его, то хотя и нескоро получишь просимое, однако же, непременно получишь. Для того-то и заперта дверь, чтобы побудить тебя к стучанию; для того-то и не тотчас внимает, чтобы ты просил. Итак, постоянно проси - и непременно получишь… Так, если ты не получаешь, то не получаешь потому, что просишь камня. Хотя ты и сын, но этого еще не довольно к получению. Напротив, это-то самое и препятствует тебе получить, что ты, будучи сыном, просишь неполезного. Итак, не проси ничего мирского, но всего духовного, и непременно получишь. Так Соломон, когда просил должного, смотри, как скоро получил. Итак, молящемуся надлежит соблюдать два правила: первое то, чтобы просить усильно; второе то, чтобы просить должного… Если мы так будем просить, то получим. Но ныне наши прошения достойны смеха, и свойственны более людям пьяным, нежели трезвым».(Иоанн Златоуст)