Обрезание Иоанна Предтечи; пророческая песнь Захарии
(Лк.1:59-79; Город Иудин, 5 г. до н.э.)
Захария прославляет Бога за то, что Он «посетил народ Свой» (ср. Мф. 25:36,43). Это посещение (evpeske,yato[Alexey1] ) Божие состоит в том, что Он сотворил народу своему «избавление» (lu,trwsin), или «спасение» (swthri,a – через «рог спасения», ke,raj swthri,aj). Все это совершил Господь Бог Израилев согласно с предсказанием древних пророков, предвозвестивших, что Он спасет народ Свой от врагов его и сотворит милость Свою не только с современниками Спасителя и их потомками, но и с их предками, с их отцами, с которыми Он заключил святой завет Свой (Быт. 22:16-18), чтобы мы служили Ему в святости (o`sio,thj) и правде (dikaiosu,nh) во все дни жизни нашей. Различие здесь между понятиями «святость» и «правда» вероятно в том, что «святостью» обозначается внутреннее духовное состояние человека, а «правдой» — внешнее выражение святости, деятельность по преумножению добра в мире (ср. Еф. 4:24).
Образное наименование Мессии «Восток свыше» вероятно заимствовано из пророчества Малахии, в котором речь идет о «Солнце правды» восходящем для благоговеющих пред Господом (см. Мал. 4:2).
Благовестие Иосифу о Боговоплощении
(Мф.1:18-23; Назарет, 5 г. до н.э.)
Иосиф - муж праведный (di,kaioj нередко в Св. Писании, напр., Лк. 1:6, означает строгого исполнителя заповедей Моисеевых). Считая незаконным взять за себя ту, в непорочности которой он усомнился (Втор. 22:13 и т.д.), а с другой стороны, не желая обесславить Марию, он решился тайно отпустить Ее, дав разводное письмо (Втор. 24 гл.). Тогда является ему Ангел во сне и, называя его «сыном Давидовым», и тем побуждая в нем воспоминание о тех великих обетованиях о Мессии, которые лежат на его роде, объясняет ему истинную причину беременности Марии и тем успокаивает его совесть («не бойся!»).
Иосиф не знал Марию, «как наконец Она родила Сына Своего первенца (e[wj ou- e;teken to.n ui`o.n auvth/j to.n prwto,tokon)» (Мф.1:25). Что было до Рождества Христова и что было после этого - евангелист не имеет цели описывать. Евангелия мало касаются истории Матери Божией, потому что они суть Евангелия Иисуса Христа, и поэтому о Марии упоминается лишь для изображения истории Господа.
Православная Церковь верует, что Матерь Божия и до и по рождении Господа пребыла Девою. Выражение e[wj ou- — «как наконец» означает предел, после которого наступает нечто совершенно новое. В Быт. 8:7, например, описывается как Ной выпускал ворона, который отлетал и прилетал «пока (e[wj) осушилась земля от воды». Слово e[wj в контексте означает, что ворон после осушения земли вовсе не возвращался в Ноев ковчег (см. также 2Цар. 6:23). Слова «Я с вами во все дни до скончания века ( e[wj th/j suntelei,aj tou/ aivw/noj)» (Мф. 28:20) также вовсе не означают, что после конца мира верующие не увидят Христа.
Наименование Христа первенцем (см. Лк. 2:7) не должно смущать. т.к. первенцем у евреев называется всякий, родившийся первым вне зависимости – рождались ли дети после этого или нет. Первенцы у евреев посвящались Богу (Исх. 13:2) за ними были закреплены наследственные права (Быт. 27), поэтому название «первенец» - чисто юридический термин (первый ребенок, наследник, посвященный Богу).
В Евангелиях и других новозаветных книгах, упоминается о братьях Господа (Мф. 13:55 и паралл. Ин. 7:35; Деян. 1:14 и др.). Есть мнения, что 1) это были или дети Иосифа от первого брака, не бывшие в телесном родстве со Христом, или 2) племянники Богоматери, двоюродные братья Господа, как дети сестры Богоматери - Марии и мужа ее Клеопы. Второе предположение можно сделать из сравнения Мф. 27:56 с Ин. 19:25. К этим двум гипотезам присоединяется еще рассказ св. Иоанна в 19:26-27, который показывает, что у Марии, кроме Иисуса, не было детей, ибо любящий Сын вынужден с Креста вручить попечение о Ней возлюбленному ученику.
Рождество Иисуса Христа
(Мф.1:24-25; Лк.2:1-7; Вифлеем, 5 г. до н.э.)
Когда издан был указ о переписи населения «по всей земле», ев. Лука не говорит. «В те дни» - выражение общее и неопределенное, способное обозначать целые десятилетия (ср. Мф. 3:1). Евангелист замечает, что эта перепись в Иудее была во время управления Квиринием Сирией первой. А между тем Квириний прибыл в Сирию, в качестве ее правителя[21], только 9-10 лет спустя после смерти Ирода (с 6 г. по Р.Х.). Пред смертью же Ирода правителем Сирии был Сентий Caтурнин (9-6 гг. до Р.Х.), а после него — Квинтилий Вар (6-3 гг. до Р.Х.).
Античные историки не пишут о переписи по всей Римской империи около времени Рождества Христова и молчат о переписи в Иудее. Иосиф Флавий упоминает, правда, некую перепись иудеев[22], и в это время Квириний действительно правил Сирией, но эта перепись проводилась уже после царствования Архелая, сына Ирода Великого (с 6 г. н.э.,). Согласно перечням римских чиновников Публий Сульпиций Квириний был одним из консулов в 12 г. до Р.Х. Непосредственно после этого он занимал различные должности в восточных провинциях империи. Из надписей, найденных на развалинах Антиохии в Писидии явствует, что этот Квириний в 10-8 г. до Р.Х. был коммандующим римскими войсками в партизанской войне против восставших гомонадеян в киликийских горах Таурус. Поскольку античные источники и монеты 9-6 гг. до Р.Х. свидетельствуют, что наместником в Сирии в тот период был не Квириний, а Сентий Caтурнин. Более того, Тертуллиан считал, что «несомненно, что перепись для составления податных списков при Августе была проведена Сением Сатурнином»[23].
Итак, возможно, что сам Квириний к первой переписи никакого отношения не имел. В таком случае Лука указывает только на вторую, более известную всем перепись 6 г. по Р.Х.
С другой стороны, возможно, что Квириний все же был задействован и в первой переписи, но еще не в должности наместниа Сирии. Известно, что переписи «по всей империи» производились в 28 г. до н.э. и в 14 г. н.э. Но бывали и периодические локальные переписи. Глубоковский Н. на основании найденных в ХIХ в. папирусов заметил, что имущественные переписи проходили ежегодно, а через каждые 14 лет - и подомовые или технические переписи[24]. После устранения Архелая в 6 г. н.э. необходимо было переписать имущество отстраненного царя[25]. Поскольку перепись Квириния в 6 года н.э. совпадала с переписью в Египте, Глубоковский предположил, что в Палестине переписи проводились с таким же интервалом. Тем более, что египетские документы подтверждают тот факт, что регистрироваться нужно было по месту рождения[26]. В таком случае первая перепись могла быть ок. 9-8 год до нашей эры (или позже). Руководство переписью могло находиться в руках военачальника. Видимо, в Сирии сбор сведений тоже начался в 8 г. до Р.Х. и длился несколько лет, а Квириний в то время был командующим римскими войсками в Сирии (по одной версии)[27] или (по другой версии) занимал должность квестора (questor), т.е. управляющего финансами при Варе, управляющем Сирией во время рождения Иисуса Христа. Поэтому, по Глубоковскому, Лука и приписал Квиринию перепись как правителю, тогда как, на самом деле, Квириний, заведовавший ею, был только квестором наместника Сирии.
Что касается отсутствия параллельных ап.Луке сведений у Флавия, то, по меткому замечанию Н.Глубоковского, «Иосиф Флавий знал о Христе и именно потому умолчал о Нем, с той же тенденциозностью, с которой, предавая забвению личность апостола Павла, безмолвствуют об этом и чисто раввинистические документы, чтобы не осведомлять и не сохранять памяти о Том, Кто был для них слишком ясен…»[28].
О самом Рождестве Христовом - евангелист Лука подчеркивает, что Пресвятая Дева Сама спеленала Своего новорожденного Младенца (Лк.2:7), что означает что роды были совершенно безболезненными.
Благовестие пастухам
(Лк.2:8-14; Окрестности Вифлеема, 5 г. до н.э.)
Пастухам ночью в поле явился Ангел Господень, осиянный Божественной славой, и возвестил им «великую радость» о рождении во граде Давидовом Спасителя, «Который есть Христос Господь». Здесь важно отметить слова Ангела о том, что эта «великая радость» будет «всем людям», то есть что Мессия пришел не для одних евреев, но для всего человеческого рода. Ангел при этом дал и «знамение», то есть знак, по которому они могут узнать Его: «найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
И как бы в подтверждение истинности слов ангела явилось «многочисленное воинство небесное», целый сонм ангелов, воспевавших дивную хвалу новорожденному Богомладенцу – Мессии: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». (В качестве сноски: Стоит заметить, что в русском переводе эта фраза делится на три части: небо – земля – люди: «Слава в вышних Богу / и на земле мир /в человеках благоволение». Но в греческом тексте деление «благоволение» стоит в родительном падеже, и деление двухчастное: противопоставление неба и земли, в вышних – слава, а на земле – мир благоволения: «Слава в вышних Богу // и на земле мир в человеках благоволения[Alexey2] .)
Ангел Господень дает пастухам три наименования Родившегося: Спаситель, Христос и Господь («ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь», Лк. 2:11).
Поклонение пастухов
(Лк.2:15-20; Вифлеем, 5 г. до н.э.)
Придя в Вифлеем пастухи нашли Иосифа, Марию и Младенца, лежащего в яслях. В тексте Св.Писания ничего не сказано, чтобы при новорожденном была какая-то повивальная бабка.