Начальный период Евангельской истории
Варианты датировок Рождества Христова в святоотеческой письменности могли колебаться от 10 до 2 г. до н.э[9].
Принятое у нас теперь летоисчисление «от Рождества Христова» было введено в 525 году веке римским монахом Дионисием Малым. Дионисий Малый по указанию Папы Римского должен был продолжить на очередной 95-летний период пасхалию (таблицу дней празднования христианской Пасхи). Необходимость в продолжении таблицы была вызвана тем, что через 6 лет кончалась пасхалия, составленная свт. Кириллом Александрийским (376-444) на предыдущий 95-летний период (с 437 г. по 531 г. нашей эры).
В основание исчислений пасхалий Дионисий поставил тот расчет, что Господь Иисус Христос родился 25 декабря[10] (согласно IV Вселенскому собору в 431 г.), в то время как Пасха через 31 год Его жизни должна была выпасть на 25 марта[11] (после полнолуния, после весеннего равноденствия в первое воскресение, согласно I Вселенскому собору 323 г.). Рассчитывая большой пасхальный цикл (в 532 года), Дионисий пришел к выводу, что Рождество Христово должно было выпасть на 753-й год от основания Рима. Но, как говорят более тщательные последующие исследования, расчет его оказался ошибочным. Дионисий опирался главным образом на пасхалии, а не данные исторических хроник. Взятая за основу дата Воскресения Христова – 25 марта могла привести к ошибке. Современные исследования показали, что ошибка Дионисия Малого в датировке составила, по крайней мере, 4 года.
Более точно год Рождества Христова можно определить на основании следующего:
1) Распятие Иисуса Христа на Кресте произошло в год, когда еврейская Пасха наступила вечером в пятницу. По астрономическим исчислениям наиболее близкая дата к интересующему нас периоду - 783 г. (от основания Рима). А так как Иисусу в то время должен был идти 34-й год, то, предположительно, более точное время Его рождения - 749 г. от основания Рима.
2) «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати» (Лк 3:23). Это произошло, по ап. Луке, в правление Тиверия Кесаря, в пятнадцатый год которого св. Иоанн Креститель выступил на проповедь (Лк 3:1). Известно, что Тиверий был принят Августом в соправители в январе 765-го года от основания Рима (12г. по Р.Х.), и, следовательно, 15-й год его царствования начинался в январе 779-го (27 г. от Р.Х.). Так как по выражению св.евангелиста Луки, Господу Иисусу в то время было лет «тридцать», то, следовательно, Он родился ок. 749г. (5г. до Р.Х.)
3) Из (Мф 2:1-18) и (Лк 1:5) видно, что Христос родился, когда Ирод Великий был у власти. Царствовал же он с 714-го года от основания Рима и умер в 750 г. Согласно Иосифу Флавию, в год смерти Ирода произошло лунное затмение, а расчеты астрономов показали, что оно имело место в марте 4 до н.э.[12] Следовательно, Христос родился не позже этого времени. Учитывая то, что перед смертью он «разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф.2:16), можно заключить, что Христос родился на 1-2 года раньше смерти Ирода, т.е. – в районе 748-749г. от основания Рима (6-5 г. до Р.Х.).
По недостатку данных в Четвероевангелии нельзя точно определить день Рождества Христова.
1) Александрийская Церковь первоначально праздновала его в один день с Богоявлением под общим названием «Епифания» – «Явление Бога в мир» – 6 января. Этой даты (6 января) придерживается Армянская церковь до сих пор. В Римской Церкви Рождество Христово отмечалось 25 декабря, поскольку в IV в. появилось предание (из Северной Африки), что Иисус был зачат и распят в один и тот же день года (дни Благовещения и Распятия совпадали)[13]. В пользу этого говорит, что уже Ипполит Римский (165-235 г. н.э.) говорил о празднике Р.Х. 25 декабря. С конца IV-гo века, вероятней всего под влиянием свт. Григория Богослова, в Константинополе также начали отмечать день Рождества Христова 25 декабря, как на Западе. Эту дату поддержал свт. Иоанн Златоуст (345-407). Так постепенно, придя с Запада, дата празднования Рождества стала универсальной во всей Православной Церкви.
Многие светские историки считают, что появление празднования Рождества в Риме именно 25 декабря (то есть 7 января по новому стилю) было связано с необходимостью борьбы против языческого празднества «Непобедимого Солнца», приходившегося на этот же день. Однако, как полагает диак. Владимир Василик «из переписки святого Кирилла Иерусалимского с римским папой Юлием следует, что разделение праздников Рождества и Богоявления обусловлено развитием внутрицерковных богослужебных традиций»[14].
2) Есть предположение, что Захария был первосвященником и что явление Ангела было ему за завесой во Святая Святых, куда первосвященник входил лишь один раз в году, было в день очищения. Этот день приходился по нашему календарю на 23 сентября, каковой день и стали считать днем зачатия Предтечи. На шестой месяц после этого произошло Благовещение Пресвятой Девы Марии, которое стали праздновать 25 марта, а через девять месяцев, то есть 25 декабря, родился Господь Иисус Христос. Однако, ничто не подтверждает тот факт, что Захария был первосвященником, поэтому более вероятно иное объяснение.
3) Некоторые же толкователи считают, что Христос, как второй Адам, был зачат от Пресвятой Девы во время весеннего равноденствия – 25 марта, когда, по древнейшему преданию был создан и первый Адам. Явился же миру Христос-Свет, Солнце правды, через девять месяцев во время зимнего солнечного поворота, когда день начинает увеличиваться, а ночь – уменьшаться. В соответствии с этим, зачатие Иоанна Крестителя, который был на шесть месяцев старше Господа, положено праздновать 23 сентября, во время солнечного равноденствия, а рождение его – во время солнечного поворота, 24 июня, когда дни начинают сокращаться. Как говорил сам Предтеча: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин 3:30).
Ни одна из этих гипотез не устанавливает точной даты Рождения Спасителя. Имеющиеся у нас источники устанавливают только дату церковного празднования Рождества Христова в годовом литургическом цикле.
Благовестие Захарии
(Лк.1:5-25; Иерусалимский Храм, 6 г. до н.э)
Захария - священник из Авиевой чреды (восьмой из 24-х по 1Пар. 24:10). Когда в очередную свою неделю он отправлял священническое служение при храме Иерусалимском, ему досталось по жребию войти во внутреннюю часть храма - в святилище для каждения (вероятно, утреннего или вечернего Исх. 30:7-8). Неожиданное появление ангела испугало Захарию. Ангел успокаивал его, возвещая добрую весть об исполнении молитвы, — о рождении сына, которому тот должен дать имя Иоанн («Господь милостив»). Рождение Иоанна будет не только предметом личной семейной радости Захарии, но и «многие о рождении его возрадуются» (Лк.1:14). По образу жизни и поведению он будет назорей (см.Чис. 6 гл.). Бог ниспошлет Духа Святого на него, силами и дарами Которого он исполнится еще от чрева матери (Лк. 1:41-44) и, следовательно, станет пророком в народе своем (Иер. 1:5). Исполняя призвание пророка Иоанн «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк.1:16).
Как полагает прп. Ефрем Сирин, Захария в храме молился о ниспослании чада. Однако, когда ангел возвестил радостную весть, Захария засомневался. Поскольку Захария не решался выйдя из святилища возвестить благую новость людям, ему дано было такое наказание (онемел), при котором «чего не захотел возвещать словом, возвестил молчанием»[15]. Слова «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» должны были напомнить Захарии пророчество последнего из ветхозаветных пророков — Малахии (3:1; 4:5-6) о дне Господнем великом, перед наступлением которого Бог пошлет народу своему пророка Илию. Деятельность Иоанна будет состоять в приготовлении народа Божия к Господу: «возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников».
По истечении чередной недели служения при храме Захария возвратился домой, и вскоре после этого жена его Елисавета зачала. Это стало для нее большой радостью, так как с рождением младенца было снято поношение между людьми (см.Быт. 30:23; 1Цар. 1гл.).
Благовещение Деве Марии
(Лк.1:26-38; Назарет, 5 г. до н.э.)
Архангел Гавриил раскрывает Марии смысл своего приветствия: Она — благодатная, потому что обрела благодать, особенное благоволение и любовь у Бога; и воистину Она благословенна между женами, потому что Она родит Сына, Который будет Сыном Всевышнего (т. е. Бога. Деян. 7:48) и вечным Царем на престоле Давида, отца Его, т. е., обетованном Мессией. Архангел ведет свою речь словами ветхозаветных пророчеств (2Цар. 7:16; Ис. 9:7; Дан. 7:27; Пс. 2:7; 88:27 и др.). В полноте эти ветхозаветные образы должны были раскрыться для Марии со временем, постепенно, вместе с дальнейшими событиями и откровениями.
«Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35) - здесь речь о зачатии и рождении, конечно, не божественного, а человеческого естества в лице Иисуса Христа. Как Сын Божий, Он предвечно рождается от Отца (Ин. 1:1-2), и теперь, во времени, лично соединяется со вновь творимым от Духа Св. во утробе Девы человеческим естеством. Поэтому и Сыном Божиим Он называется здесь не по божеству Своему, а по человечеству. Это человечество Иисуса Христа, рождаемое от Девы еще в утробе (отсюда сред. род: to. gennw,menon a[gion) называется Святым, как неимеющее связи с наследственною греховностью человеческого рода — вследствие зачатия не от похоти плотской, не от похоти мужа, но от Бога (Ин. 1:13; 3:6).
Дева Мария в доме Елисаветы
(Лк.1:39-56; Город Иудин, 5 г. до н.э.)
Елизавета приходилась Марии родственницей (suggenh,j, Лк.1:36)[16]. Иосиф с Марией были из рода Давида (Лк.1:32; Рим. 1:3; 2Тим. 2:8). Если учесть, что священник Захария был из рода Аарона, значит на каком-то этапе произошло смешение родов. Прп.Ефрем Сирин считал, что «роды Иуды и Левия были смешаны между собой через 1) Аарона, который вступил в брак с сестрой Наасона, вождя дома Иудина, и 2) через Иодая священника, который имел дочь Иорама, князя дома Давидова (2Пар. 22:11)»[17]. Поэтому, несмотря на указанное в Евангелии кровное родство Елизаветы с Марией, можно полагать, что «дочь Аарона родила глас вопиющего в пустыне, дочь царя Давида – Слово Царя Небесного»[18]. Мария пробыла в доме Елисаветы «около трех месяцев», а прибыла к ней «в месяц шестой» ее беременности (Лк.1:26, 36), следовательно, Она удалилась домой или незадолго до рождения Иоанна, или сразу после рождения Предтечи. Во втором случае – она убедилась в исполнении слов архангела Гавриила.
Песнь Богородицы по содержанию напоминает молитву Анны, матери пророка Самуила. Слова Анны «лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою» (1Цар.2:4) находят отражение в песни Марии: «низложил сильных с престолов, и вознес смиренных» (Лк. 1:52). Возвышение боящихся Бога, смиренных и алчущих, а таже - возвещение горя надменным, сильным и богатым - это общий мотив Песни Богородицы и антитез Нагорной проповеди в Евангелии от Луки. Интересно то, что в словах Марии мессианские выражения: «рассеял надменных… низложил сильных…, вознес смиренных… алчущих исполнил благ… воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость… к Аврааму и семени его до века» употреблены в совершенном виде. Из этого можно сделать вывод, что Она пророчески созерцает будущее как уже совершившееся.
По мнению блаж. Августина Дева Мария не была свидетельницей рождества Иоанна Предтечи. По Августину, рождество Иоанна совершилось после того как Мария вернулась от Елизаветы в Назарет и Иосиф принял ее как имеющую во чреве от Духа Святого[19]. Блаж. Феофилакт Болгарский также считал, что Мария не пребывала при родах Елизаветы[20]. Синопсис свящ. Алексея Емельянова предполагает, что, напротив, Богоматерь убедилась в истинности благовестия архангела Гавриила, а уж затем – пошла «в дом свой».
Рождество Иоанна Предтечи
(Лк.1:57-58; Город Иудин, 5 г. до н.э.)
О Рождении Иоанн Предтечи радовались не только родители, но и соседи, и родственники (Лк.1:58).