Старославянский/церковнославянский язык как общий книжнобогослужебный язык средневековых славянских народов. Славянские азбуки.
Славянские азбуки
Глаголица. Алфавит, созданный на научной основе. В графическом отношении глаголица – плод продуманных действий одного человека. Глаголические литеры состоят из кругов, полукружий, овалов, палочек, треугольников, квадратов, крестов, перекрестьев, петелек, завитушек, уголочков и крючков. Полагают, что явная геометричность алфавита Константина-Кирилла является следствием того, что он в молодости был учеником известного ученого Льва Математика. Глаголица не могла возникнуть спонтанно, в ходе длительного развития. Она логична, стройна, мотивирована и стремится быть самостоятельным алфавитом по подобию других самостоятельных алфавитов, например, еврейского, греческого, латинского, арабского, грузинского, армянского.
Ученые настойчиво пытались доискаться, не послужил ли всё-таки Кириллу какой-либо из современных ему алфавитов в качестве образца. Здесь, правда, единодушия не обнаружилось: глаголицу поочередно возводили к коптскому, арабскому, еврейскому, самаритянскому, финикийскому, древнеперсидскому, готскому, латинскому, армянскому, грузинскому алфавитам или (эта точка зрения является преобладающей) к греческим минускулам. По его мнению, Чернохвостова глаголица как совокупность начерков литер была, за исключением трех очевидных заимствований, полностью изобретена, а не создана или скомпилирована. Чернохвостов показал, что начерки глаголических литер в общем и целом слагаются из трех христианских символов: креста (как символа Иисуса Христа), круга-кольца (как символа вечности) и треугольника (как символа Пресв. Троицы). В том, что касается начерков глаголицы, можно утверждать, что они созданы на строго научной основе. Кирилл Философ - прирожденный ученый, и такие качества исследователя, как последовательность, систематичность, продуманность и оригинальность отразились в глаголическом алфавите.
Глаголический алфавит является научным и в том смысле, что он покоится на принципе создания системы письма, который в современных терминах может быть назван фонематическим. Если отвлечься от диграфов, то, за редкими исключениями, каждой букве глаголицы соответствует самостоятельный (смыслоразличительный) звукотип (= фонема). Бытование глаголицы в славянском мире продолжалось более тысячи лет.
На глаголице написаны древнейшие (X-XI вв.) церковнославянские памятники: Киевские листки; Мариинское, Зографское и Ассеманиево Евангелия; Клоцов сборник; Синайская псалтырь; Синайский Евхологий; Рильские листки; Охридское Евангелие; Пражские листки. Написанных на Руси глаголических рукописей не сохранилось, хотя можно быть уверенным, что они существовали; сохранились только граффити. Так, в Софии Новгородской представлено десять глаголических граффити
Кириллица. Несмотря на широкое принятие глаголицы славянами, всё же надо отметить, что довольно рано - прежде всего в среде южных славян - явились попытки заменить глаголицу алфавитом, приближенным к греческому. Это духовное движение объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, в среде южных славян было распространено знание греческого языка и, следовательно, владение его алфавитом; во-вторых, нельзя не признать, что глаголица, литеры которой состоят из нескольких элементов, объективно труднее для письма, чем греческие литеры (т.е. глаголическую букву труднее исполнить, скажем, не отрывая пера от пергамена), да и разборчивость глаголицы на письме - ниже. Как бы то ни было, факты свидетельствуют, что уже в начале Х в. (если не раньше) у славян было две системы письма - глаголица и та, которая была сближена с греческим уставным письмом – кириллица.
Традиция приписывает создание кириллицы одному из учеников Кирилла и Мефодия - равноапостолу Клименту Величскому, или Охридскому, просветителю Словенскому. Самое же главное состоит в том, что кириллица - это транслитерация глаголицы, а не новый алфавит. Каждой глаголической букве поставлена в соответствие кириллическая, так что полностью сохранен фонематический принцип алфавита, который применил Константин-Кирилл. У греков всего 24 литеры. Черноризец Храбр сообщает, что в славянском алфавите литер было 38. Стало быть, 14 литер, согласно Храбру, были созданы "по славянской речи". Черноризец не скрыл, что столь большое количество литер натолкнулось на возражения. Значительная часть Сказания о письменах посвящена апологетике пополнения Кириллом славянского алфавита многочисленными литерами. Самое же главное в Сказании состоит в том, что черноризец всячески подчеркивает три обстоятельства. Во-первых, славянский алфавит был создан одномоментно (в отличие от греческого письма, которое первоначально состояло из 16 букв и затем постепенно пополнялось на протяжении веков). Во-вторых, если греки пользуются алфавитом, уходящим корнями в языческую древность, то славянская азбука - вполне христианская, в-третьих, Кирилловская версия азбуки открыта для дальнейших усовершенствований.
Так, в 863 г., в Европе возник еще один литературный язык - церковнославянский. Церковносяавянский язык - то же самое, что язык, возникший вследствие языкотворческой деятельности первоучителей славянства Кирилла и Мефодия. Заслугой Кирилла и Мефодия является не только изобретение научно обоснованного алфавита, но и создание ими книжно-письменного языка, способного выразить сложнейшую богословскую мысль и передать высокую духовность и красоту богослужения византийской традиции.