Польская культура в xvi - первой половине xvii в

Особенностями Ренессанса в Польше были: сравнительно позднее вступление страны в эту полосу культурного развития; обретение им почвы преимущественно в шляхетской, а не в городской или клерикальной среде; одновременное развертывание в польском обществе гуманистических и реформационных веяний.

., хотя интерес к античным традициям и филологическим штудиям проявлялся и раньше, например в творчестве Винцента Кадлубка, чья хроника в XV в. сама стала предметом гуманистических толкований в университетской среде. Каллимах.

Развитие образования, науки и общественной мысли

Отличительная черта эпохи польского Возрождения - быстрый рост престижа образования

Особенно заметным был прогресс в среднем образовании. В XVI в. В Польше возник ряд городских гимназий, созданных протестантами. Эти учебные заведения отличались весьма высоким уровнем, в них преподавали не рядовые учителя, а крупные деятели культуры. Во второй половине XVI в. в соревнование с гимназиями протестантов вступили иезуитские коллегии, которых к концу века было уже около десяти. Они унаследовали достижения протестантской и гуманистической педагогики, соединив их с идеологией католических церковных реформ. Вплоть до середины XVII в. уровень всех этих учебных заведений оставался весьма высок.

Николай Коперник (1473-1543) так же неотделим от истории польского Возрождения, как и знаменитый на всю Европу поэт Ян Кохановский , Книга «Об обращении небесных сфер» - его главное произведение - составила переворот не только в астрономических знаниях, но и в научном мышлении как таковом, став одной из главнейших вех в развитии новоевропейской культуры

Историки: Мартина Кромера («Польша», 1555 и «О происхождении и деяниях поляков», 1557), Мартина Бельского («Хроника всего мира», 1551

В политической и правовой мысли выдающимся представителем Возрождения стал Анджей Фрич Моджевский (1503-1572), чьи радикальные идеи (например, о равенстве всех подданных государства перед законом) настолько опережали свое время, что вызывали недоумение даже у самых просвещенных его современников. В своем главном сочинении - «Пять книг комментариев об исправлении Речи Посполитой» - Моджевский выступил против исключительных сословных привилегий шляхты, потребовал заменить барщину чиншем, разрешить горожанам владеть землей и наделить их политическими правами, защитить права крестьян на землю и дать им возможность выступать наряду с другими сословиями в суде, провести фундаментальные административные, военные и финансовые реформы, создать независимую от Рима национальную церковь и обеспечить в стране веротерпимость, распространив ее и на крестьян, и т.д. Идеал Моджевского - сильная монархия, управляемая королем при помощи ученых мужей и ограниченная строгими и рациональными законами.

Ожеховский: Ярким политическим деятелем и мыслителем другой ориентации был Станислав Ожеховский (1513-1566). Этот блестящий публицист и энергичный деятель выступал против программы экзекуции, проповедовал идею о безусловном превосходстве шляхты над любым другим сословием, восхвалял принципы польского государственного строя и вместе с тем был горячим поборником теократии, Сарматизм.

Миколаю Рею принадлежит знаменитая фраза: «Поляки - не гуси, у них есть свой язык!» И все его творчество писателя и публициста было подчинено этому лозунгу. М. Рей написал множество сочинений, в том числе и на религиозные темы, и во всех них последовательно выражал установки шляхетского мировоззрения. Его идеалом был шляхтич-помещик, ведущий размеренный образ жизни в своем имении, но в то же время не забывающий о гражданских обязанностях: участвовать в военных кампаниях, исполнять ту или иную должность в шляхетском самоуправлении, быть активным участником сеймов и сеймиков.

Вершиной литературы польского Возрождения считается творчество Яна Кохановского (1530-1584), который заслуженно обрел всеевропейскую славу. Наиболее ярким его произведением стали «Трены» - цикл стихотворений, посвященных умершей дочери Урсуле. В сочинениях Кохановского переплетаются жизнеутверждающие мотивы возрожденческой культуры с первыми нотами драматического надлома, отражавшего кризис гуманизма и переход к поэтике Барокко в эпоху конфессиональных распрей. Кохановский писал и по-латыни, и по-польски, став основателем польского стихосложения.

Изменеия в быту:Более богатыми, сложными и утонченными выглядели наряды представителей зажиточных слоев шляхты, горожан и даже крестьян. В домах шляхты и бюргеров появились зеркала, постельное белье, картины, книги, музыкальные инструменты, изящная мебель, стены стали обиваться обоями. Богаче и разнообразнее стал и их стол. Этические идеалы аскетизма уступали место восхвалению радости жизни и гедонизму. Характерно, что развлечение уже не всегда расценивалось как грех. Танцы, игра в кости и карты вошли в практику повседневной жизни. Вырос интерес поляков к самим себе, отразившийся, в частности, в появлении дневников и автобиографических сочинений.

Реформация в Польше

Опиралась на шляхту.Первым среди протестантских вероисповеданий в Польше распространилось лютеранство. Оно нашло приверженцев преимущественно среди городского немецкого бюргерства Силезии, Великой Польши, Поморья. В Поморье религиозные конфликты тесно переплелись с социальными, что в 1525 г. привело к народным восстаниям в Гданьске и Самбии. В 40-е годы XVI в. В Польше появились Общины Чешских братьев, наследников гуситской традиции, занявших особое место в центрально-европейском протестантизме. Потом кальвинизм.

ПОтом экзекуционисты и Петрковский сейм: Петрковский сейм 1562/63 г. предпринял ряд государственных реформ. Было решено прекратить выплату так называемых «аннат Рим­ ской курии», отменить сбор десятины с шляхетских имений, освободить шляхту от церковной юрисдикции по каким бы то ни было вопросам, обложить церковные владения налогом на военные нужды государства.

В самом реформационном лагере про изошел раскол: из кальвинистской церкви выделились общины антитринитариев (Польские братья – за веротерпимость) (реформаторов, отрицавших христианское учение о Троице). С другой стороны, с 1560-х гг. во всей Европе католическая церковь перешла в контрнаступление. Духовенство развернуло активную борьбу с протестантами, был предпринят ряд дисциплинарных и других реформ внутри церкви, созданный недавно орден иезуитов стал ударным отрядом Контрреформации.

С 1564 г. иезуиты развернули деятельность и в Польше. Сложившаяся обстановка заставила протестантов перейти к обороне. В 1570 г. кальвинисты, лютеране и Чешские братья заключили союз для противодействия натиску католицизма, а в 1573 г., в момент вступления на престол Генриха Валуа, им удалось добиться принятия сеймом и королем акта Варшавская конфедерация, который гарантировал предоставление протестантам и вообще иноверцам религиозных свобод. В дальнейшем именно акт Варшавская конфедерация позволял в течение десятилетий ставить преграды развертыванию религиозных преследований в Речи Посполитой

В течение первой половины XVII в. католическая Контрреформация постепенно отвоевывает (преимущественно мирными средствами) позиции, а в середине ХVII в. одерживает окончательную победу.

ЧЕХИЯ

КУЛЬТУРА ПОБЕЛОГОРСКОГО ПЕРИОДА

2 слоя: Второй слой - наднациональный, создававшийся интеллектуальной и художественной элитой всех входивших в государство народов. Такая культура обладает определенной идеологической направленностью, официальным характером и способностью воздействия на культуру народную. Чешский язык не использовался ни в литературном творчестве, ни в науке, где преобладал латинский; люди искусства редко были представлены лицами чешской национальности, в основном это выходцы из многих стран Европы; чешская же интеллигенция эмигрировала или была истреблена. Эта культура отличалась острой идеологической направленностью, однобоко служа интересам Контрреформации

Школы: В побелогорский период основным типом средней школы в Чехии стали иезуитские гимназии, хорошо организованные и материально обеспеченные. Были школы и других орденов, например пиаристов. Иезуиты овладели также Пражским и Оломоуцким университетами. Духу контрреформационного католицизма подчинялись также юридический и медицинский факультеты. Господствовала схоластика, уровень преподавания естественных наук был значительно ниже, чем в Европе

Наука

В Европе ХVII-ХVIII вв. особенно больших успехов достигла физика. В науке широко использовался экспериментальный метод, лидировала механика, влиявшая на другие области физики и вообще на естественные науки. Наступил век великих открытий Галилея, Торичелли, Паскаля, Ньютона. Полностью была опровергнута аристотелевско-птолемеевская геоцентрическая сиcтeмa строения вселенной, утвердился гелиоцентрический принцип. Это стало основой материалистического мировоззрения.

В Пражском же университете продолжала господствовать геоцентрическая система, основой физики оставалось учение Аристотеля. Новые открытия подрывали церковные догматы. Церковь преследовала естествоиспытателей, по ее вине научный прогресс обошел земли Габсбургской монархии.

Историография: главной фигурой в которой был Богуслав Бальбин (1621-1688), глубоко изучивший сокровищницу документов по истории Чехии. Католик и иезуит, он считал рекатолизацию Чехии благотворной, но осуждал политику монархии в отношении Чехии. В сочинении «Извлечения из чешской истории» он выступает прежде всего как патриот. Особенно чет­ ко эта ориентированность Бальбина прослеживается в его труде «Защита языка славянского, преимущественно чешского», изданном лишь в 1775 г. Бальбин скорбит о переживающем упадок Чешском королевстве, о чешском языке

Томаш Пешина из Чехорода (1629-1680). На чешском же языке он написал краткую историю Моравии (1663), а на латинском издал сочинение о военной и политической истории Моравии (1677). Наиболее известен труд Пешины с призывом к христианам объединиться против турецкой опасности

Наши рекомендации