X – XIII –глубокая трансформация культуры.
o Образование, просвещение, искусство.
-Возникновение первых школ и библиотек – вторая половина X( христ-во). Но до конца XI века духовенство получало образование вне Польши. Первая школа духовенства – конце XI. XII –школы были при всех кафедральных соборах Польши и даже при княжеском дворе.
-Библиотека – в краковском кафедральном соборе, возможно и в других городах с резиденцией монарха.
-Памятники – жития и хроники. Житие св. Войцеха – X в, и повествование о мученичестве монахов, миссионеров в Польше.( Бруно из Кверферта – автор). Ч конца XII – рукописная традиция жития св. Станислова – краковского епископа, казненного Болеславом Смелым.
-Хроники - Галл Аноним – начало XII, “Песня Маура” – воспевает деятельность польского короля Владислава Изганнника.
-Фольклорные традиции.
- архитектура – церковные памятники романского стиля, но известны следы первых княжеских замков X, XI . соборы в Гнезно, Познани, Кракове и Полоцке; монастырские храмы в Тынце, Крушвице, церковь св. Андрея в Кракове, храм в Стшельно.
Бронзовые двери Гнезненского кафедрального собора – вторая пол. XII – 18 скульптурных сцен из жития св. Войцеха. (справа)
- XII – традиция книжной миниатюры.
· XIII – XV в.
Польша уже включилась в общеевропейский культурный процесс. В XV веке вносила оригинальный вклад. Конец XV - первые кружки гуманистов.
o Образование, просвещение, наука
--- 1364 – основание Краковского унив.Создан по итальянскому образцу, университетскую корпорацию составляли студенты, как бы нанимавшие профессоров на службу. Задача – подготовка людей для гос. Службы. В конце XIV –папская булла санционировала создание теологического факультета – реорганизация по парижскому образцу ( корпорация профессоров, а не студентов) – подготовка духовенства.
XV – первая пол. XVI – расцвет уника. Позднее он начал отставать.
-- Школы – создавались при епископских кафедрах в городах. Науки тривиума (грамматика, диалектика и риторика) и квадривиума (арифметика, астрономия, геометрия и музыка).
--- Приходские школы – в XV веке около 3000. Элементарные навыки чтения и счета.
С XV века поездки за границу для образования – массовое явления – в Италию ( до этого в Прагу).
Благодаря образованию возникает своя интеллектуальная элита.
Язык – латинский. Польский – устный и для проповеди для широкой публики. Постепенно растет роль польского – преподавание латыни по-польски. Конец XIV – перевод на польский латинских сочинения. Первая половина XV – Якуб из Паршовиц – составление грамматики польского.
Последняя четверть XV – книгопечатание.
XV – складывание научных школ. Математика и астрология (Мартин Круль из Журваицы, Мартин Булиц из Олькуша, Ян из Глогова, Миколай Будка, учитель Коперника – Войцех из Брудзева). Открытия Коперника подготовлены польской ученой традицией.
В Кракове развивается юриспруденция, философия и теология – Матвей из Кракова – против спекулятивного подхода в этих науках – развивал принципы критического рационализма.
Ученый – Ян Длугош – создал крупнейшее произведение европейской историографии – «Хроника славного Польского к-ва» - 12 книг.
· Общественная мысль
XIII – XV – четыре волны ереси. В середине XIII – Силезия, Великая и Малая Польша – группы флагелантов– отражали распространение эсхатологических страхов и нарастания покаянных настроений в городе – самобичевание. Вторая половина XIII – после монголов.
XIII – вальденсы. С ними боролась инквизиция. Тогда же сложились общины бегардов и бегинов – сначала проповедовали францисканские идеалы, но потом стали отрицать необходимость существования духовенства. Их учение было подготовкой к реформации.
XV – сторонники гусизма – и в шляхетской среде. 1420 – принят эдикт о преследовании гуситов – но влияние их росло и сказалось в идеологии шляхетского антимагнатского движения 1430 х – Спытка из Мельштына.
В XV веке идет и реформаторское движение – концилиаризм. Центр – Краковский уник. Идея – превосходство церковного собора над папой. Деятели этого движения (Матвей из Кракова, Павел из Ворчина, Станислав из Скарбимежа, Павел Влодковиц, Ян из Людзиска, Бенедикс Гесса, Якуб из Парадижа) сыграли большую роль во внутрицерковных спорах и в развитии правовой мысли, философии, теологии. Подлинная церковь есть сообщество верующих, а не структура. Вера не может быть предметом церковно-административного контроля. Насильственная христианизация недопустима.
Особое внимание польских мыслителей – проблемы общественной справедливости и правовых гарантий. Защита крестьян от произвола господ и чрезмерной эксплуатации – Ян из Людзиска.
o Литература и искусство.
XIII – XIV - главный жанр – агиография – жития св. Станислова, св. Ядвиги, Кинги, Соломеи. Заметен рост индивидуализма.
XV – более разнообразно. Сборники проповедей, стихотворные легенды о святых, послания, религиозные песни, гимны. Проникают мотивы христианского фольклора и светские элементы. «История Польши» - Ян Длушош, хроника Винцента Кадлубка, Великопольская хроника, хроника Яна из Чарнкова.
Архитектура – XIV –XV – готика. «готический гуманизм» - статуи мадонны и святых и многофигурные композиции на евангельские сюжеты. Алтарь Мариацкого костела в Кракове – конец XV – выходец из Нюрнберга Вит Ствош. ( справа)
Живопись – иконография+ книжная миниатюра. Флорианская Псалтырь и градуал Ольбрахта.
Материальная к-ра – распространение водяных мельниц, появление сложных ремесленных производств – стеклодувное дело. Осваиваются сложные инженерные работы в горнодобыче. Высокий уровень строительства домов, храмов.