Попытки Европы подавить Чехию.
Пятый крестовый поход 1431 – армия крестоносцев сбежала, не вступив в бой (под г. Домажлицы) à гуситов пригласили на Базельский собор[55], 1433 – чешское посольство во главе с Прокопом Голым прибыло àприговоры ни к чему не привели à переговоры перенесены в Прагу àкатолич.+ гуситс. панство договорились ыместе против таборитства à 1434 – битва у деревни Липаны: поражение табористского войска из-за 1) предательство одного из гетманов, 2) противоречия внутри лагеря, 3) утомление народа от продолжит. войн, 4) стремление правых гуситов договориться с церковью и Сигизмундом. НЕСМОТРЯ НА РАЗГРОМ РАДИКАЛЬНОГО КРЫЛА, ГУСИТСТВО – РЕШАЮЩАЯ СИЛА В СТРАНЕ. УМЕРЕННЫЕ ГУСИТЫ ПРИ УСЛОВИИ ЗНАЧИТ. УСТУПОК СО СТОРОНЫ СИГИЗМУНДА СОГЛАСИЛИСЬ ПРИЗНАТЬ ЕГО ЧЕШСКИМ КОРОЛЁМ. 5 ИЮНЯ 1436 УМЕРЕННЫЕ ГУСИТЫ ДОСТИГЛИ СОГЛАШЕНИЯ С КАТОЛИЧ. ЦЕРКОВЬЮ – БАЗЕЛЬСКИЕ КОМПАКТАТЫ - соглашение умеренного крыла гуситского революционного движения (чашники) с католическим лагерем. Соглашение признавало в Чехии причащение под «двумя видами» для мирян, свободу церковной проповеди в духе гуситства, фактически предоставляло духовенству право владеть землями и управлять церковными имениями. Пражские компактаты не удовлетворили представителей радикального гуситства – таборитов и были ими отвергнуты. Отменены Римским Папой Пием II в 1462 году.
Новая фаза гуситской революции –борьба за закрепление завоеваний и за их признание Европой. Секуляризация церк. земель – основа программы панов-гуситов, гуситские города захват. церк. имущ-во в городах и окрестностях, превращаясь в сеньоров.
Перемены в сословном устройстве:
- пало влияние церковной иерархии
- возвысились некоторые непривилегированные слои и низшие слои привилег. класса (увелич. обществ. роль низшей шляхты)
- города получили представит-во в сейме и гос. учрежд.
- города избавились от политич. и администр. контроля со стороны кор. и феодалов, сами решали вопрос о выборах совета
- в полевых войсках среди командиров появились выходцы из крестьянства
- крестьяне избавились от чрезмерных поборов церкви
Характерные черты гуситского движения:
- сформулированная идеология, направленная против церкви, светских феодалов и власти
- борьба против соц. и нац. угнетения
- сотруднич-во городс. и деревенс. бедноты
- общенародность
- бóльшая продолжительность по сравнению с предшествующ. движениями
Политич. борьба в 1437-1471 гг.
23 авг. 1436 – Сигизмунд Люксембургский занял чешский престол и приступил к рекатолизации и реставрации старых порядков (насадил своих ставленников в городс. советы, изгнал из Праги главу гуситской церкви Яна из Рокицан) à после его смерти безвластие, кот. дало гуситской и католич. шляхте упрочить свои позиции.
1440 –документ, по кот. власть в стране разделялась между группами шляхты посредством ландфридов – политич. союзы панов, рыцарей и т.д.
Ольдрих из Рожмберка – глава католич. партии | Ян из Рокицан – глава гуситской церкви | Иржи из Подебрад[56] – гетман Восточно-Чешского союза |
- потерпел поражение, пытавшись оказать сопротивление Иржи из Подебрад | - римская курия в 1448 г. отказалась его признать архиепископом в Чехии | - в ночь ср 2 на 3 сент. 1448 г. неожиданно для католиков захватил Прагу и стал правителем всей страны - 1452 – офиц. земский губернатор при несовершен. принце Ладиславе Погробке |
После признания Иржи из Подебрад правителем страны чашники объединили силы, создав предпосылки для удержания рез-тов гуситс. революц. 1453 – Ладислав Габсбург коронован, регентство Иржи из Подебрада продлено на 6 лет, но в 1457 ладислав умер à 1458 – Иржи избран королём, обещал оставить панам-католикам захваченные коронные и церковные земли.
Обострение отношений между Иржи и новым папой Пием 2 à Пий 2 посчитал всех утраквистов еретиками и ликвидировал Базельские компактаты à Павел 2 отлучил Иржи от церкви.
Зеленогорский союз католических панов + Матьяш Хуньяди (венг. король)
VS
Иржи из Подебрад
Итог: 1470 - Матьяш (матвей Корвин) потерпел поражение. Март 1471 – Иржи из Подебрад умер. Подобойские сословия (то же самое, что утраквисты, чашники) и часть католич. партии избрали на престол Владислава 2 Ягеллона (сын польс. короля Казимира), с чьим приходом к власти закончился гуситский период в чешской истории.
Гуситские войны оказали огромное влияние на историческую судьбу чешского народа, объединив часть чешского общества, боровшуюся за реформу Церкви, способствовали формированию чешского национального самосознания. Проповеди Гуса пришлись на время подъёма чешского национального сознания, выступившего против власти Священной Римской империи в Чехии. Итогом Базельского собора стало урегулирование военного конфликта с гуситами, однако авторитет католической церкви упал, началась подготовка почвы для Реформации 16 в. Дальнейшее развитие ситуации привело к установлению в Чехии мирного сосуществования католиков и гуситов, которое было окончательно закреплено договором в Кутна Горе (1485). Проблема сосуществования католиков и гуситов в Чехии обострилась в XVII веке в связи с распространением в Чехии идей Реформации. Императоры из династии Габсбургов во второй половине XVII века стремились к отмене прав гуситов, что привело к Тридцатилетней войне (1618—1648). После поражения Чехии в войне церковные организации гуситов на долгое время прекратили своё существование.