Гуситское движение в Чехии и его место в истории средневековой Европы и средневекового западного христианства.
Элементы застоя, намечавшиеся в Чехии начиная с 60-х гг. 14 в., были отражением кризисных явлений, охвативших всю Европу. В Чехии кризисные явления приобрели особенно острый характер в конце 14 в., а в 15 в. переросли в гуситское движение.
Гуситское движение – многоплановое общественное явление:
- реформация церкви
- попытки изменить соц.-политич. строй
- движение национального характера против засилья немцев в стране
- получило название по имени одного из вождей – Яна Гуса, выступившего на первом (подготовит.) этапе – 1400-1419 гг.Это период церковной реформации.
Ян Гус - национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Был священником и некоторое время ректором Пражского университета. 6 июля 1415 года в Констанце был сожжён вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны.
- второй период (1419-1471) – гуситская революция
1. фаза наивысшего размаха революции и инициативы радикальных слоёв (1419-1421)
2. фаза борьбы внутри страны и перехода гуситов в наступление против Европы, попытка придать движению международный размах (1422-1437)
3. путь изменившегося чешского общества к внутренней организации отношений, к компромиссу с окр. миром, борьба за удержание достигнутых рубежей (сер. 30-х гг. – 1471)
Предпосылки гусизма.
Обострение соц. противоречий в чешском обществе вызвало недовольство существующими порядками. Протест облекался в религиозную форму.
- обнаруженные несоответствия служили оправданиями недовольства
- церковь была могущественной и безнравственной
- в адрес духовенства стала высказываться смелая критика
1) Конрад Вальдгаузер (представитель августинцев, немец). В 60-е гг. он выступил в одном из пражских храмов с разоблачением лицемерия нищенствующих орденов – францисканцев и доминиканцев. Он желал исправления катол. церкви в духе нравов первых веков христ-ва.
2) Ян Милич (1320-1374). Чех, проповедовавший на чешском языке. Считал, что всеобщая порча нравов – признак приближения конца света.
3) Матвей из Янова (1350-1394). Магистр, получивший образование в парижском университете, автор «Правил Старого и Нового Заветов» - сочинения, где доказывалась необходимость церковной реформы.
На рубеже 14 и 15 вв. антицерковная оппозиция резко усиливается, что связано со вступлением в общественную жизнь магистра Пражского университета Яна Гуса.
Ян Гус родился в 1371 г., окончил Пражский университет, получил степень магистра. Получил сан священника и начал свою деятельность в Вифлеемской часовне. К нач. 15 в. в Чехии распространились идеи английского реформатора Джона Виклифа.
Английский богослов, профессор Оксфордского университета, основатель учения виклифистов, впоследствии превратившегося в народное движение лоллардов, реформатор и предшественник протестантизма. Первый переводчик Библии на среднеанглийский язык. Автор ряда сочинений, посвящённых вопросам логики и философии. Теологические работы Уиклифа были сочтены еретическими в 1382 году.
- решительно критиковал церковь
- разоблачал тёмные стороны её жизни: жадность, алчность, противоречие её жизни с установлениями Библии
- проповедовал на чешском языке, воздействуя на широкие слои населения
- 1403 – пражский архиепископ получил от священников жалобу на Гуса (требовали наказать за еретические высказывания)
Пражский университет (спорящие партии разделились по нац. признаку) | |
Реформаторы (чехи) - чешские магистры, опиравшиеся на учение Виклифа Поддерживал Вацлав 4 + чехи 18 января 1409 – Кутногорский декрет Вацлава 4, по которому немцы лишились всех привилегий в университете à университет – центр Реформацииà среди них выделилась радикальная группа с Яном Гусом | Приверженцы старых порядков (немцы) - антивиклифиты (немецкие профессора и магистры) - немцы утверждали, что вся чешская нация впала в ересь 1408 – добились осуждения Виклифа и запрещения читать его сочинения в Пражском университете |
- существующий порядок должен быть изменён
- люди должны возвратиться к той жизни, которую завещал Христос, нормы кот. сформулированы в Библии
- в обществе не должно быть несправедливости и безнравственности
Пражский архиепископ признал высказывания Яна Гуса подстрекательскими и подлежащими суду инквизиции. Папа Римский издал буллу, налагавшую на него проклятие, но Гус продолжал проповеди, идея реформации овладела народом + массы возмущались по поводу продажи индульгенций представителями папы + папа собирал средства на ведение войны VS неаполитанского короля.
Гус: ПАПА НЕ БОГ, ПОЭТОМУ ОН НЕ МОЖЕТ ПРОЩАТЬ ГРЕХИ.
1412 (май) – волнения в Праге, Гус предан анафеме, покинул Прагу, т.к. городу угрожал интердикт.
1414 – 1418 – Констанцский собор – Констанц (Германия) – созван папой Иоанном XXIII (1410 – 1415) по настоянию германского императора Сигизмунда (1433 – 1437)
Постановления:
- принятие отречений римского папы Григория XII и пизанского папы Иоанна XXIII,
- отлучение от церкви папы Бенедикта XIII (отказывался отрекаться)
- избрание папой Оддоне Колонна, принявшего имя Мартин V.
- осуждение ересей Яна Гуса (Чехия) и Джона Уиклифа (Англия). Ян Гус был взят под стражу и после 8 месяцев заключения был осуждён как еретик и сожжён на костре 6 июля 1415 г.
- принятие двух документов, один из которых утверждал превосходство авторитета общецерковного собора над авторитетом любых церковных инстанций, включая папу в вопросах веры, церковного единства и реформирования церкви. Другое постановление учреждало контроль над папой и кардиналами.
Весть о гибели Гуса вызвала волнения:
- дворянство послало Констанцскому собору протест
- Пражский университет не признал справедливости решений собора
- народ стал отказываться от уплаты ренты и десятины в пользу церкви
- начались нападения на монастыри и представителей церковной иерархии
Гуситы разделились на два лагеря:
1. Утраквисты (чашники). Феодалы, бюргерство, университетские магистры (зажиточные слои населения) – умеренный лагерь. Главная задача – причащение «под двумя видами»:
- миряне (только хлебом, т.к. это плоть, а в плоти есть и кровь, стали экономить на вине)
- духовенство (хлеб и вино, плоть и кровь)
2. Табориты (центр – г. Табор). Народные массы, желавшие радикальной перестройки, установления общественного строя, основанного на Библии.
Смерть Яна Гуса стимулировала реформационные устремления общества:
- население захватывало церковные земли, изгоняло католич. священников à гуситские
Рубеж 1418/1419 – чешские католич. паны + римск. церковь+ герм. имп. Сигизмунд объединились для наступл. на гуситов, стали изгонять гуситс. священников à радик. гуситы стали готовить восстание.
30 июля 1419 –гуситы с оружием собрались на проповедь священника Яна Желивского и двинулись к ратуши Нового места с требованием освободить людей, заключённых за бунт против старых порядков à коншелы (член городского совета) отказались à толпа взяла ратушу приступом, выбросила из окон и добила представителей власти, началась революция (Прага – революц. центр).
Правые гуситы (паны, низшая шляхта, бюргерство) выработали требования, предлагавшие Сигизмунду Люксембургскому условия признания его чешс. королём – Четыре пражские статьи (радикалы были с этой программой не согласны!!!!!!)
1) гарантия причащения мирян из чаши
2) свобода богослужения
3) секуляризац. церк. имущ-ва
4) признание нового городского порядка
Но Сигизмунд решил подавить чешских еретиков и 17 марта 1420 г. начал крестовый поход против них à 30 июня он подошёл к Праге, табориты бросились ей на помощь à битва на горе Витков выиграна гуситами à но после этого начались распри между гуситами.
Толпы крестьян и плебеев были с радостью встречены пражской беднотой à католики захв. Малу Страну и Пражский Град, а Новоместские радикалы заняли Вышеград à началась война, радик. гуситы овладели Малой Страной, королева София бежала à заключено перемирие.
Возникли новые гуситские центры, среди народных масс оживились хилиастические представления[53] о втором пришествии Христа, проповедники стали организовывать паломничества в горы. В г. Сезимово-Усти гуситы создали общину.
1420 – битва у Судомержи: победа гуситов, где проявился талант рыцаря Яна Жижки (знаменитый вождь гуситов, полководец, национальный герой чешского народа), в Таборе возникла коммуна, общество братьев и сестёр, главный принцип – Божий закон. Во главе военных общин стояли 4 гетмана + большое влияние священников и проповедников + собственный епископ. Программа таборской коммуны:равенство, изгнание порочной церкви и органов феод. управления à скоро утопия столкнулась с реальностью, необходимость обеспечения Табора оружием, питанием и одеждой способствовало развитию производства + начались противоречия между таборитским проповедниками:
Микулаш из Пелгржимова | Мартинск Гуска |
менее радикальны | крайне радикальные позиции, были объявлены нарушителями порядка и дисциплины - весна 1421 – гетман Ян Жижка истребил самые радикальные элементы à ликвидация первонач. революц. коммуны |
Гуситские войны.
1)Это вооруж. борьба между чешскими гуситами и чешскими католическими панами.
2)Это борьба чехов-гуситов против международной реакции и иностранной интервенции.
После битвы на горе Витков между гуситами возобновились распри:
- умеренное крыло: монархия
- радикальное: против (табористы объявлены ересью, оставили Прагу)
1421 (июль) – в г. Часлав собрался сейм, провозгласивший четыре пражские статьи земским законом[54] и официально отклонивший кандидатуру Сигизмунда в кач-ве претендента на чешский престол à новый крестовый поход 1421-1422 г. à поражение Сигизмунда àснова разногласия среди гуситов: 1422– убийство Яна Желивского à окончание первого периода радикализма в Праге.
Новая фаза революции: отделение Яна Жижки от Табора в 1423 г. + война между гуситами и католиками. Жижка выходил победителем, но умер в 1424 г. à изменение расстановки революц. сил.
Объявление чехов еретиками означало угрозу их истребления à надо было мобилизовать все возможности. Гуситская армия: крестьяне, городская беднота + новая организация: пехота, конница, «боевые возы» + с/х оружия, дисциплина по уставу Жижки + огромное значение морального фактора и энтузиазма à гуситское войско непобедимо и смогло отразить 5 крестовых походов.
Прокоп Голый — радикальный гуситский вождь, политик и военачальник, с 1426 года — основной идеолог и политический деятель таборитов, глава гуситской Чехии.16 июня 1426 г. – саксонский курфюст начал третий поход против гуситов, но потерпел поражение + военные действия за пределами Чехии (1427 – гуситы в Австрии разбили австр. феодалов).
Четвёртый поход 1429:франконский курфюст Фридрих Гогенцоллерн начал готовить поход à таборист. войско вернулось в Чехию à войска курфюста сосредоточ. у г. Тахова, но разбежались à гуситы разгромили войска чешского панского союза à гегемония таборист. армии во всей Чехии.
1428 –табориты подошли к Вене à переговоры с Сигизмундом, кот. ни к чему не привели à 1429 – 5 гуситских армий вторглись в Германию, в Бамберге захватили власть, Нюрнберг откупился. В заграничных походах гуситы придавали огромное значение пропаганде своих идей + эти походы – средство удовлетворения насущных потребностей, т.к. католич. страны проводили блокаду à на первом этапе загранич. походы – вынужденная реквизиционная акция, далее – по мере разложения Табора принимали мародёрский хар-р à падение популярности гуситских бойцов + разложение внутри войск ослабляло мощь и вело к изоляции от народа.