Духовная культура средневековых славянских стран византийского культурного круга (до османского завоевания)
Очень большая роль византийского православного христианства!
1. Под знаком язычества:
Придя на Балканский п-в славяне уничтожили византийскую культуру. Господствовало язычество, о котором почти ничего не известно. Было почитание божества-громовержца, владыке небес и вод. Но нет сведений о пантеоне.
Духи стихий и тд. В ПБЦ в VII в. Было два варианта язычества, славянский – связанный с земледельческим хозяйстенно-бытовым укладом, и тюркско-протоболгарский, сопряженный с кочевым бытом. В IX в. еще прибавилось византийское х-во с пленными. Так было до второй половины IX в. – принятия х-ва.
2. Христианизация и конфенсиональное самоопределение.
В Болгарии единая церковь сложилась к IX в. 927 – каноническая самостоятельность. В Сербии – в 1219( сербская архиепископия). Но направление развития одно! Конечный результат – господство х-ва. Христианство византийское! Было неприятие католиков – латинская ересь. Изменились средства выражения .
3. Становление и развитие профессионального творчества.
Христианство принесло профессиональные творческие практики – технологические приемы и навыки. Обще-художественные принципы, система жанров и образцовых произведений, стилевые каноны, стандарты качества. Церковное богослужение -> наличие храмовых зданий нужно делать + книги писать, облачения шить , утварь. Это требовало квалифицированных архитекторов, строителей и тд. В Болгарии византийский обряд утвердился к IX в., в Сербии в 1219. Сначала происходил импорт готовых произведений – приглашение византийских мастеров и артелей (коллективов). Постепенно появлялись ученики -> становление собственного профессионального творчества. Вышли со временем на высокой уровень.
В Болгарии - при деятельность Симеона – город Преслав. . Выдающимся деятелем Преславской книжной школы времени Симеона был Константин Преславский. Автор «Учительского Евангелия». Под покровительством Симеона работал прославленный болгарский писатель и проповедник Иоанн Экзарх. Он перевел с греческого «Богословие». Шестоднев написал (по 6дневу Василия Вел.). Появление сочинения «О письменах» автор которого писал под псевдонимом Черноризец Храбр. Создание славяноязычного аналога византийской культуре – Преславская цивилизация. Македония – Охрид – Климент и Наум Охридские. Это предало культуре прочность -> сохранили самобытность. Новый подъем в Болгарии при создании ВБЦ. С именем Симеона связан ряд сборников, важнейшими из которых были Златоструй и Симеонов (или Святославов) Изборник 1073.
Сербия – вышли на высокий уровень позже – XII – XIII. Держава Неманичей.
Стефан Неманя – привлекал византийцев и выходцев из «латинской» Далмации. К XIV веку – притязания Сербии на церковно-политическое и культурное наследие Византии.
Византизация внешнего облика пространственной среды – характерные памятники и храмы.
Самая широкая группа- агиографические сочинения. Самому св. Савве, первому сербскому архиепископу, младшему сыну Стефана Немани, приписывается перевод правил монастырской и церковной жизни («Кормчая»). Монах Исайа (Хиландарский монастырь) осуществил перевод творений Дионисия Ареопагита. Переводилась также светская литература ( «Роман о Варлааме и Иоасафе») и рыцарские романы.Тристан и изолда.
В поздневековой Сербии были известны в переводах византийские исторические сочинения.
При Неманичах в монастырях Сербии и Святой Горы расцвела сербская агиография. «Житие св. Саввы» было создано хиландарским монахом Доментианом.
В начале 15 в. появляются первые сербские истории, созданные по приказу деспота Стефан Лазаревича.
Сербские песни- памятники народного творчества.
Литературоведы и историки в основном придерживается деления этих песен на циклы, восходящие к Вуку Стефановичу Караджичу. В них отражены Исторические реалии. Для песен средневекового происхождения характерны конфликты. В них отражено этическое воззрение Средневековья. В основном все героини-порочные. Женщины-зло. О Неверном вассале.
«Косовские песни»-выражение патриотических чувств сербского народа, особый цикл.
Первый взлет сербской архитектуры приходится на правление Стефана Немани и его переемников, когда начинается строительство церквей и монастырей в Рашке. Использовали материалы из раннехристианских церквей. В 13 в. в сербской архитектуре возникает свой собственный, рашский, стиль. В этом стиле-монастыри Жича, Милешева, Сопочаны и их фрески. После битвы на р. Марице возникает моравская школа, в которой гораздо больше единых приемов. Далее «послекосовские» циклы, т.е. после османского завоевания.