Христианское еретичество среди балканских славян.
Богомильское движение
В правление Петра (927-969) в Болгарии поднялось мощное еретическое движение, получившее название богомильского. Первое в Европе массовое еретическое движение, оказавшее сильное влияние на многие западноевропейские ереси.
Сказалось трудное социально-экономическое положение населения, резко ухудшившееся после непрерывных войн Симеона. Также сыграла свою роль молодость церковной организации Болгарии. Миновало всего лишь несколько десятилетий после принятия христианства в Болгарии. В стране помнили и о языческих временах, и о старых религиозных течениях, проникавших в Болгарию с Востока, - манихействе и павликианстве, для которых был характерен крайний дуализм (признание бесконечной борьбы доброго и злого начал).
Во главе движения стал поп Богомил, давший имя всей ереси. Им была создана своя организация. Первую ее группу составляли близкие последователи Богомила - теоретики движения (преимущественно духовные лица). Во вторую группу вошли сочувствующие новому учению. Сторонники еретиков появились как на селе, так и в городе. Критика богатства и восхваление бедности занимали центральное место в их проповедях. Православная церковь не могла принять развиваемого богомилами учения о происхождении вселенной и человека, а также об отношении к государственной системе. Особенно яростно нападали богомилы на представителей высшего клира - епископов и митрополитов.
Главным источником для изучения истории этого еретического движения в Болгарии является современное ему сочинение болгарского пресвитера Козьмы «Беседа против богомилов». Оно рисует живую панораму происходящих событий и позволяет пред ставить их характер. Козьма повествует, что богомилы считают все земное созданием дьявола. И не только земное, «небо, солнце, звезды, воз дух, землю, человека, церковь, кресты и все Божье отдают дьяволу. И вообще все, что находится на земле - одушевленное и неодушевленное, называют дьявольским». Ругают богатых и старейшин, учат не подчиняться господам своим, ненавидят царя, укоряют боляр, думают, что те неугодны Богу, когда работают на царя. И каждому слуге приказывают не работать на своих господ. Козьма весьма удачно определяет истоки еретического движения в стране: богомильство, по его мнению, вызвала и испорченность нравов Болгарской Церкви. «Откуда, - вопрошает он, - приходят эти волки, злые псы - еретические учения? Не от лености ли и невежества паствы? Пастырей? Как будет проповедовать слово Божье невежда, не знающий закона, часто поставленный законодателем за мзду? Священники пьют, грабят, тайно совершают другие плохие дела, и нет никого, кто бы воспрепятствовал этим плохим делам. Нередко живут в лености».
Распространение богомильства весьма беспокоило не только церковную, но и светскую власть. Дважды обращался царь Петр за советами по поводу появившейся ереси к Константинопольскому патриарху Феофилакту. Гонения на еретиков начались сразу же после возникновения движения в 20-е гг. Х в. Однако Православная церковь с трудом справлялась со своими духовными противниками. Притягательное для всех недовольных учение богомилов имело длительную судьбу - оно распространялось в Болгарии вплоть до XV в. Это еретическое движение встречается далеко за пределами страны - в Византии, в Сербии и особенно в Боснии.
Босния
Права и обязанности духовного попечения над населением Боснии формально принадлежали церковным центрам, связанным с западным, «латинским» христианством и
Римской церковной кафедрой. После перехода Боснии в вассальную зависимость от Венгерской короны здесь активизировались действия католического духовенства и монашеских орденов, которые стремились утвердить среди местного населения ортодоксальное католичество. Что, в свою очередь, деятельно поддерживали венгерские короли и отдельные представители местной знати. Тем не менее, в своем большинстве жители Боснии, включая знать и самих банов, формально соглашаясь признать себя католиками под внешним давлением, на деле следовали учению еретиков-богомилов (иначе патаренов) и были приверженцами т.н. Боснийской церкви.
Во главе «Боснийской церкви» стоял дед, а иерархию составляли гости и
крестьяне. Наличие в Боснии альтернативной, по сравнению с католичеством и православием, религиозной доктрины и практики, которая к тому же опиралась на славяноязычные религиозные тексты, должно было создавать для местного населения совершенно особый духовно-религиозный и даже психологический климат. (Лул при османском завоевании Боснии последовал массовый и преимущественно добровольный переход в ислам).
В 1459-1460 гг. - непосредственно накануне османского завоевания — еретическая «Боснийская церковь» вообще практически перестала существовать. Ибо тогда под давлением короля-католика Томаша Остоича (1443—1461) одна часть богомилов перешла в католичество, а другая бежала в земли более толерантного к ним боснийского владетеля Стефана Вукчича. При этом некоторые из богомилов, включая самого «деда», приняли православие, хотя и в том, и в другом случае искренность их обращения остается под вопросом.