Общая типологическая характеристика общественно-экономического строя в средневековых славянских странах Балкан.
Аграрное производство определяло совокупную социально-имущественную структуру и политическую организацию балканских государств.
Расселившись на Балканах, славяне долго оставались носителями племенного строя, позже появляются надплеменные, военно-территориальные объединения – «славинии».
Первое Болгарское царство и ранние сербские княжества.
Население по социально-имущественному облику было однородным. Крестьяне – большинство, землевладельческая знать только формируется (и племенная, и новая служилая), как и ремесленно-торговая прослойка. С утверждением христианства появляется слой духовенства.
Социально-политическая организация – со временем первичным звеном закреплялась малая семья. На высоком уровне на смену угасающим традициям племенного строя приходило подданство на территориальной основе, налагаемые крепнущей государственной властью и сопряженные с разного рода обязательствами в ее пользу.
В сербских землях государственная власть вырастала из самой славянской среды (результат развития местных славянских объединений), во владениях Первого Болгарского царства представлена преимущественно институтами протоболгарского происхождения, коренившимися в традициях древних тюрок и их кочевых держав.
Верховный правитель Болгарии – хан, опирался на кавхана (непосредственное руководство военной организации государства) и ичиргубоила (действия центральных органов власти в столице и ее ближайших окрестностях). Отказ от такой титулярной практики произошел в конце IX в. сын Бориса-Михаила Симеон принял титул князя. На менее высоком уровне болгарскую государственность представляли носители разных тюркско-протоболгарских титулов и должностей вплоть до византийского завоевания. Еще одним остатком не забытого племенного прошлого является конвент – собрание взрослых и полноправных мужчин воинов (первоначально только тюрок-протоболгар), которое могло созываться для обсуждения важнейших вопросов общегосударственного значения. Последний конвент был созван в 893 г. в связи с передачей высшей власти отозванному из Константинополя Симеону и его низложенного старшего брата Владимира-Расате.
Второе Болгарское царство и Сербия Неманичей и их приемников.
1. Выделились Средневековые группы:
· Светская землевладельческая знать
· Зависимые крестьяне (при сохранении слоя свободных крестьян-налогоплательщиков казны)
· Духовенство
· Прослойка торговцев и ремесленников
2. Освоение государственно-политического наследия Византии (неоднородно), полнее и точнее данную модель копировала Болгария, а пик византийского влияния в Сербии связан с Неманичами. Как и в Византии, главное место в военных силах перешло от ополчения к отрядам светской земледельческой знати, включая держателей проний, а также к наемникам.
· Государства представляли собой относительно централизованные монархии, военные, административно-сдебные и налоговые полномочия которых формально распространялись на всю подвластную им территорию и все постоянно проживающее здесь население. Система хор (= фем в Болгарии при Иване Асене II) и кефалий (Стефан Душан, подвластная территория делилась на множество сравнительно небольших по размеру административно-судебных округов во главе с «кефалиями»).
· Монархическая власть носила самодержавный византийский, наследственный характер.
· В Болгарии и Сербии не сложилась система сословно-территориального представительства как у «латинян». Во ВБ царстве конвенты уже не собирались, в Сербии существовали саборы с участием светской знати и высшего духовенства, но собирались от случаю к случаю. Вместо этого в этих государствах существовал совет при особе правителя (синклит) византийского образца. Не было и «латинской» иерархической, с несколькими уровнями соподчинения, системы вассально-ленных связей.
· Не стоит преувеличивать степень централизации в Сербии и Болгарии.
o Отчетливо обособленное положение было у албанских и влашских скотоводов-горцев, которые заведомо не поддавались такому же плотному контролю, какой был возможен к оседлому населению. Автономию имели «сасы»
o Правители щедро жаловали налоговые и административно-судебные привилегии крупным собственникам (передача от государства самим собственникам полномочий не только к имуществу, но и к зависимым людям)
o Прония
o Передача районов под управление родственников действующего правителя (апанаж).
=> Децентрализация, сепаратизм, приватизация политической власти, истощение местного населения, неизбежное отчуждение широких масс подданых - одна из причин османского завоевания.
3. Имперский характер государственности (по своему составу государства не были этнически однородными).
· Этническая разнородность населения. Большинство сербы в Сербии и болгары в Болгарии, но жили и греки, влахи, албанцы, общины армян и евреев, потомки печенегов и узов, куманы (половцы). Этническая разнородность не учитывала система провинциального управления, строившаяся строго по территориально-административному принципу. Неоднородной была и правящая элита.
· Этническое самоопределение оставалось частным делом самих подданных. Идеи национального государства не было, несмотря на существование политических институтов, чьи официальные наимоенования включали в себя эпитеты «болгарский», «сербский» должно было так или иначе поддерживать этническую идентичность самих болгар и сербов.
· Политическая ортодоксия. Специфически религиозный характер обоснования права государства на существование. В Болгарии проявлялось еще до принятия христианства, когда источниками сакральной санкции государственной власти выступали главные действующие силы тюрско-протоболгарской языческой мифологии. С принятие христианства идеологи стремились вписать свои государства и действия их правителей в общий план Божественного Промышления о мире и человеке (титулатура, придворный церемониал, официальные документы, invocatio). Каноны Православной Церкви имели силу государственных законов, ассимиляционное давление государства было направлено не на этнические меньшинства, но на иноверцев и христиански еретиков.
o Общее церковно-политическое пространство, где правители уступали роль верховного главы и арбитра православному византийскому императору.
o Единая византийско-православная эсхатология.
o Ветхозаветные проекции. Православные христиане – Новый Израиль, Константинополь – Новый Иерусалим, Велика Церковь (Св. София) – Новый Храм, император – Новый Соломон и Новый Константин. (f.e. Тырново – Новый Царьград).
· Данное восточно-христианское представление опиралось на реальный и едва ли не единственный опыт самых широких масс рядового болгарского и сербского населения, так как не только болгары и сербы являлись подданными Византии, но и византийцы оказывались среди подданных болгар и сербов. А перемена конкретного подданства воспринималась как просто переход из одной части общего церковно-политического пространства в другую.
Хорватия
Формирование сословной монархии началось в землях «Короны св. Стефана» с изданием «Золотой буллы» 1222 г. Параллельно шел процесс размежевания в среде свободного населения, из которого выделилась прослойка мелких землевладельцев, уравненных в политических правах с магнатами.
«Золотая булла» гарантировала особый правовой статус «сервиентам» - служилым людям короля. Единственной обязанностью сервиента отныне становилась личная военная служба, за которую следовало вознаграждение: имения сервиентов освобождались от денежных и натуральных платежей в казну, за участие в заграничных экспедициях полагалось жалованье, в случае же гибели сервиента король обязывался воз наградить (по своему усмотрению) его наследников. Главное же, сервиентам дозволялось ежегодно, в день св. Стефана, являться на собрания в г. Секешфехервар, где в присутствии короля или его наместника рассматривались судебные дела. Тем самым были заложены основы сословно-представительных органов, которые выполняли не только судебные, но и законодательные функции.
Спустя полвека после издания «Золотой буллы» состоялось первое заседание хорватского сабора, принявшего «законы королевства и баната», переданные на утверждение хорватскому бану (постановления из области процессуального и семейного права, налогообложения и др.). В заседании наряду с нобилями (крупные землевладельцы-иммунисты, занимавшие ответственные государственные должности) принимали участие служилые люди.
Решающим шагом на пути уравнения в правах этих двух сословий стало издание декрета 1351 Г., провозгласившего подтверждение «Золотой буллы» и дополнившего ее новыми статьями, в том числе утверждающими равноправие всех нобилей королевства, к которым отныне причислялись сервиенты.
Помимо сервиентов, несших гарнизонную службу при крепостях, в Хорватии существовала еще одна значительная категория населения, претендовавшая на сословные привилегии на том основании, что ее представители вели свое происхождение от тех древних родов, которые якобы предводительствовали хорватскими племенами со времен императора Ираклия, а в 1102 г. при заключении унии получили привилегии от короля Коломана (их хорватское название «племичи», «племенитые люди», ставшее впоследствии синонимом латинского термина «nobiles»).
Та часть населения, которая не вошла в разряд нобилейплемичей, оказалась лишенной важнейших прав. В основном это было крестьянское население - кметы(колоны), проживавшие в имениях короля и королевы, прелатов и баронов (иммунистов), а также прочих нобилей и свободных королевских городов. Основными признаками их неполноправного положения (не считая главного - отсутствия политических прав) было
· подчинение патримониальной юрисдикции
· обложение службами и платежами в пользу как собственных господ, так и государства в целом.
Формы и размеры этих обязанностей устанавливались сверху, без участия непосредственных производителей.
Процесс формирования сословной структуры общества, также связан с историей далматинских городов. Рассматриваемый период ознаменовался здесь оформлением патрициата, завладевшего монополией на политическую власть, в результате чего социальная структура городов в миниатюре обрела черты государства. Указанный процесс в основном завершился к середине XIV в. в период венецианского управления.
9. Принятие христианства, становление и развитие церковной жизни в средневековых славянских странах Балканского полуострова (до османского завоевания). (учебник+Лукин+Флоря)
Принятие христианства и становление постоянных церковных организаций в средневековых славянских странах Балкан.
I. Болгария
Причины принятия христианства: возможно, под влиянием военных неудач, а также благодаря предложению Византии вернуть в этом случае Болгарии ряд отторгнутых у нее областей в 855-856 гг. (Болгария потеряла область Загоры и Филиппополь). Возможно, возобладало желание вписаться в христианскую общность европейских народов. И устанавливать контакты с европейскими странами, тк другая религия была поводом для других стран не выполнять условия договора + для единения народа внутри страны (со славянами имеется ввиду)
В 864 г. хан Борис с ближайшими сановниками был тайно окрещен. (взял имя сына императрицы феодоры – михаила 3).
Народ не понимал и не принимал новую религию, Борису-Михаилу пришлось подавить антихристианское движение (были уничтожены 52 протоболгарских рода, связанных с мятежниками в 866 г.). В 889 г. Борис-Михаил, посчитав свою государственную миссию выполненной, уходит в монастырь. Его сын Владимир-Расате в течение пяти лет пытался вернуть Болгарию к язычеству. Борис-Михаил возвращается на трон и ослепляет его.
Другая цель для болгарского правителя - добиться самостоятельности церковной организации, так как прямое подчинение Константинопольскому патриархату грозило обернуться установлением политической зависимости. Чтобы избежать этого, Борис-Михаил вступил в изощренную игру с Римом и Константинополем. История с определением статуса Болгарской Церкви завершилась на Константинопольском Вселенском соборе 869-870 гг., где болгарская церковь была передана под верховенство Константинопольской патриархии. Ее возглавил рукоположенный Константинопольским патриархом архиепископ.
Кирилло-Мефодиевская традиция в Болгарской Церкви. Славянскую азбуку и старославянский книжно-богослужебный язык в 885-886 гг. принесли с собой Климент и Наум (Охридские), Константин и другими учениками Кирилла-Константина и Мефодия. В Болгарии славяноязычная письменность и книжность была введена в новообразованную Болгарскую Церковь и в местные государственные канцелярии. Сама Кирилло-Мефодиевская традиция на болгарской почве была дополнена второй славянской азбукой-кириллицей и чрезвычайно широким кругом новых переводных и оригинальных богослужебных текстов.
В конце IX в. политическая и церковная столица Болгарии была перенесена из Плиски в новый город Преслав, строившийся по образцу Константинополя.
В 1018 г. Болгария попала под власть Византии. Болгарская патриархия была уничтожена. Церковь возглавлял архиепископ с кафедрой в г. Охрид. Несмотря на то, что автокефалия БЦ была подтверждена, только первый архиепископ был болгарином (далее греки). Патриархию удалось восстановить в 1235 г. после окончательного разрыва с Римом и союзу с Никейской Империей. Признанная Тырновская патриархия просуществовала вплоть до османского завоевания.
II. Сербия
Христианство среди ранних сербов утвердилось в основном в 870-е гг., в правление византийского императора Василия I Македонянина (867—886). Случаи принятия новой веры представителями сербской верхушки, имели место еще в период расселения самих сербов на Балканах — при императоре Ираклии, в VII в. Не исключено, что принятие ранними сербами христианства вообще представляло собой не единовременный акт, но
долгий процесс, обусловленный контактами между самими сербами и христианским населением формально византийских городов Адриатического побережья — задолго до соответствующей инициативы из Константинополя.
Единая и тем более сколько-нибудь самостоятельная церковная организация в сербских землях так и не сложилась, а духовное попечение о местном христианском населении делили между собой сразу несколько епископских кафедр, связанных с византийским Востоком и «латинским» Западом.
Как следствие, после Великой схизмы 1054 г. сербские земли образовали своего рода промежуточную зону между византийским православием и римо-католичеством, где пересекались и долго не могли возобладать друг над другом влияния и того, и другого.
Однако это не помешало проникновению сюда Кирилло-Мефодиевской традиции, проводником и носителем которой выступало славяноязычное духовенство из соседней Болгарии, а позже из церковной области Охридской архиепископии.
III. Хорватия
Христианство утвердилось в оформляющейся Хорватии еще в первой половине IX в. — в условиях франкского верховенства, усилиями франкских миссионеров. Хотя хорватская верхушка впервые могла принять крещение еще в VII в. от миссионеров из Рима, которых направил к самим хорватам византийский император Ираклий вскоре после их переселения на Балканы. Также нельзя полностью сбрасывать со счетов и соответствующее влияние со стороны соседних городов византийской в то время Далмации: Задара, Сплита и др.
Очень важно, что хорватские христиане с самого начала оказались связаны с церковными и культурными традициями преимущественно западного, «латинского» христианства. Чему способствовало само географическое положение Хорватии. В Х в., после церковных соборов, состоявшихся в далматинском городе Сплит в 925 и 928 гг., над ней утвердилась духовная юрисдикция Римской церковной кафедры, которая была представлена здесь прежде всего Сплитским архиепископством. Как следствие, в XI в. Хорватия и ее население были окончательно вовлечены в русло западного христианства и стали неотъемлемой частью средневековой «латинско» католической церковно-политической и конфессионально культурной общности.
Это обстоятельство имело огромное значение для укрепления оформляющейся хорватской народности .Так, общая принадлежность к западному христианству и церковной власти папского Рима сблизила хорватов с изначально романскими по языку жителями городов соседней Далмации - несмотря на то, что они еще долго формально оставались под суверенитетом православной Византии. В то же время эта принадлежность резко отделила хорватов от родственного им в этноязыковом отношении но православного по вероисповеданию славянского (сербов) населения других областей Балканского полуострова.
Однако хорваты еще в конце IX — начале Х в. восприняли и удержали Кирилло-Мефодиевскую традицию, включая письменность посредством глаголической азбуки, славянский книжно-богослужебный язык, выполненные с их помощью тексты и навыки ведения церковной жизни на их основе. В хорватской среде все это было приспособлено к нуждам и требованиям именно западного христианства, включая римский богослужебный обряд. Но как бы то ни было, славяноязычные письменность, книжность и богослужение по глаголическим книгам в хорватских землях сохранялись на протяжении всего Средневековья и даже в Новое время — вплоть до XX в. Более того, начиная с XII-XIII вв. глаголица в хорватских землях использовалась не только в церковной, но и в других областях жизни. Так что с помощью глаголицы здесь создавались тексты и юридического, и даже делового характера — причем на языке, близком к живой, повседневной народной речи.
«Великая схизма» (1054) и ее последствия. Средневековые христианские церковные и конфессионально-культурные традиции как фактор этнокультурной консолидации/дифференциации славян на Балканах.
XI-XII века.
Болгария
На первый взгляд, ситуация выглядит достаточно простой. Иерархи, возглавлявшие во главе Болгарскую Церковь, не только безоговорочно стали на сторону Константинополя, но и активно участвовали в выработке той позиции (вели агитацию против «латинян»), которую заняла в разразившемся конфликте Византийская Церковь. Однако следует учитывать, что Болгария была завоеванной страной, в которую стоявшие во главе Болгарской Церкви иерархи присылались из Константинополя.
В тоже время источники показывают отсутствие враждебных отношений к «латинянам» у широких кругов болгарского общества. А в 1072 г. восставшие болгары пригласили на болгарский трон Константина Бодина, сына зетского князя Михаила. Владения Михаила Зетского входили в сферу юрисдикции Римской Церкви, а сам он в 1077 г. признал себя ленником папы Григория VII.
Антилатинская агитация византийских иерархов, по-видимому, потому не нашла для себя благоприятной почвы, что с латинянами местное население, по существу, не сталкивалось, а его главным врагом (помимо покорителей - греков) были постоянно вторгавшиеся из-за Дуная кочевые племена.
Сербия
Отношения между сербскими правителями и знатью разных конфессий отличались далеко заходящей взаимной терпимостью. Успенский собор Студеницкой Лавры, (1190 г.), в котором покоится гроб объединителя сербских земель (и православного святого) Стефана Немани, представляет собой обычное для византийского круга крестовокупольное здание, но украшенное скульптурным декором, характерным для романского мира. Евангелие, написанное в конце XII в. для брата Стефана Немани, Мирослава, также украшено изображениями и орнаментом, восходящим к романским образцам. Таким образом, взаимная терпимость создавала благоприятную обстановку для обмена культурными ценностями, выработанными культурами с разной конфессиональной ориентацией.
В тоже время известен пример двух крещений Стефана Немани. Согласно более подробному сообщению его сына, Стефана Первовенчанного, в детстве Неманя был окрещен в Зете по латинскому обряду, а затем «сподоби се вьторое крещение приети от рукы светителя и архиерея посреде срьпскые земли» Изучение биографии создателя Сербского государства привело исследователей к заключению, что повторное крещение Немани имело место в то время, когда он стал самостоятельным правителем, получив земли в управление от византийского императора Мануила. => Управление православными подданными требовало уже в то время подтверждения своей верности Православию от правителя, чья конфессиональная ориентация вызывала сомнения. Возможно, впрочем, что соответствующие требования исходили от византийского двора и не отражали настроений в сербском обществе.