Для древнеевропейской общности установлен ряд археологических соответствий эпохе бронзы.
1) Древнеямная культурно-историческая общность. Ареал: степи Нижнего Поволжья и Сев. Причерноморья в конце 4 – нач. 2 тыс. до н.э.
2) Среднеевропейская культурно-историческая общность полей погребений (погребальных урн).Ареал: территория средней полосы Зап., Центр. и Вост. Европы. Хронология: 13-8 вв. до н.э.
Праславянский язык оформился в качестве самостоятельного приблизительно в промежутке между серединой 1 тыс. до н.э. и серединой 1 тыс. н.э.Не исключено, что перед этим будущие праславяне образовали ещё одну промежуточную общность – балто-славянскую (это предмет научной дискуссии).
В древнейший период своего самостоятельного существования праславяне должны были проживать на равнинной территории с относительно умеренным климатом, лесами, реками и озёрами, удалённой от морей, так и от гор и степей. Выявленные в древнейшей праславянской лексике следы межъязыковых контактов позволили установить соседей праславян: германцы, предки западных балтов (пруссов, ятвягов), несколько позже на юго-востоке – ираноязычное население (сарматы, аланы, поздние скифы). Искомая территория славянской прародины должны располагаться в лесной зоне Центральной и Вост. Европы – к востоку от Вислы и к северу от Карпатских гор.
Археологи пытаются проследить выделение славян (праславян) из древнеевропейской общности методом археологической ретроспекции.[5] Самая ранняя по времени достоверно существовавшая археологич. культура, оставленная именно славянами, - пражско-корчакская (5-8 вв.н.э.)
Славянские культуры:
- пражско-корчакская (5-8 вв. н.э.)
1. жилище: полуземлянка с печью (очагом)
2. лепная керамика (горшки пражского типа)
3. погребения с бедным инвентарём
- культура длинных курганов (кривичи)
- культура сопок (ильменские словене)
Образуется некий временной археологический зазор: рубеж 8/7 вв. до н.э.(распад общности полей погребений, соответствующей древнеевропейской языковой общности) – конец 5 в. н.э. (формирование пражско-корчакской культуры, чья славянская принадлежность не вызывает сомнений). Заполнить этот зазор пытаются, привлекая другие культуры.
Дискуссионные:
- пшеворская (серьёзные сомнения, т.к. они пшеворы объединяли в своём составе множество языковых групп, в том числе и кельтов, германцев)
- зарубинецкая (присутствовал кельтский элемент)
- черняховская (синтез германских, иранских и варварских традиций)
У всех СВ и современных славянских этносов имелось и имеется этническое самосознание. В период существования праславянского языка общее самоназвание имело форму словене (понятие связано со словом и представлением о правильном и полноценном языке). В свете этнич. самосознания, выразившегося в самоназвании, славяне противопоставлялись чужакам-немцам[6] (т.е. немым, не владеющим словом).
Первые достоверные письменные известия о славянах (народ, чьё самоназвание должно звучать как словене) содержатся в передаче византийского историка Прокопия Кесарийского, которая содержится в его труде о войнах императора Юстиниана I (527-565).Также он пишет о части германского народа герулов (проживали к северу от Дуная), которые после неудачного столкновения с лангобардами решили переселиться на новое место жительства: они двинулись дальше в сторону от Дуная и прошли«поочередно все племена склавинов»[7] (5-6 вв.).Вероятное место жительства этого народа по географическому положению соответствует территориальному ареалу пражско-корчакской археологической культуры. В дальнейшем склавины перешли к вторжениям из-за Дуная в балканские провинции Ранней Византии и попали в поле зрения византийских авторов: Агафий Миринейский, Иоанн Малала, Иоанн Эфесский.Во втор. пол. 6 в. упоминания о склавах[8] появляются у западных авторов (Мартин Бракарский, Иоанн Бикларский), в конце века действия склавов на подступах к Италии обсуждает в своих письмах папа Григорий Великий (590-604).
ВЫВОД: в 6 в. носители праславянского языка и пражско-корчакской археологической культуры уже располагали славянским самосознанием и существовали как более или менее сложившаяся этническая общность. [9]
Первоначальный ареал проживания носителей праславянского языка (земли Центральной и Восточной Европы) учёным античного Средиземноморья был известен слабо. Эти земли именовались Скифией или Сарматией (позже). Недостаток реальных знаний о жителях этой огромной страны восполнялся за счёт книжной традиции, а сами знания подводились под е условные, архаичные категории.
Античные авторы первых веков нашей эры Плиний Старший, Тацит и Птолемей упоминают в связи с Вислой некий народ венетов (венедов), отличавшиеся по образу жизни от германцев (Тацит). Тем не менее, Тацит причисляет венетов именно к германцам, нежели к кочевникам-сарматам. В первой половине 19 в. положение о том, что за именем венедов (венетов) могли скрываться ранние славяне. Это предположение было принято многими авторитетными учёными-славистами и легло в основу целостной концепции славянского этногенеза.
Однако есть противники, указывающие слабые места этой концепции:
- славяне никогда не называли себя венетами (венедами), это их иноназвание, данное западными соседями
- термин «венеты» (венеды) в русле античной традиции носил условный, книжный характер и не имел конкретного этнич. содержания
- в своей первоначальной форме энетыслужили греческим и римским учёным для обозначения малоизвестного варварского населения на северной периферии привычного для их мира
- предполагаемое место жительства венетов (венедов) с течением времени отодвигалось всё дальше от Средиземноморья (венеты устойчиво ассоциировались у них с легендарной рекой Эридан, по которой, согласно традиционным представлениям, в Средиземноморье поступал янтарь с берегов Северного океана)
Главный аргумент сторонников венедской концепции - Иордан «О происхождении и деяниях народа готов».Иордан прямо возводит происхождение славян (он их именует их склавенами) к легендарным венетам. Однако не исключено, что в этом случае мы имеем дело лишь с умозрительной, сугубо книжной конструкцией, в рамках которой реальные знания в очередной раз оказываются подведены под архаизированные клише античной науки. Ибо современниками самого Иордана были только склавены,[10] венеты были известны ему по сообщениям других автором, живших задолго за него. Во всяком случае, Иордан ни разу прямо не утверждает, что венеты всегда назывались склавенами, а сами склавены называли себя венетами. Напротив, из его рассказа следует, что лишь в его время (только в 6 в.) из тех, в ком раньше греки и римляне видели венетов, только одна часть стала называться склавенами.
Разумнее всего будет проявить осторожность и признать, что при существующем состоянии источниковой базы возможность отождествления со славянами венетов (венедов) Плиия, Тацита, Птолемея полностью и безоговорочно нельзя ни принять, ни опровергнуть.