Происхождение славян и начало их истории.
Славяне в начале своей истории.
Незадолго до начала (или в первые века новой эры) в лесной зоне Центральной и Вост. Европы, к востоку от Вислы и к северу от Карпат, проживало некое варварское племенное население, отличное как от своих соседей-германцев на западе, так и от иранцев на юго-востоке. Это население могло обладать своеобразием в кач-ве носителя оформляющегося праславянского языка, но оно не имело отчётливого и устойчивого этнического самосознания для того, чтобы обособиться от балтов (с которыми они составляли балто-славянскую общность).
Что подтолкнуло балто-славянского население к взаимному этноязыковому размежеванию?
1)Миграции готов из Южной Прибалтики и Повисленья в Сев. Причерноморье в 3-4 вв. н.э.
2)С прекращением провинциально-римского импорта после того, как во второй половине 4 - первой пол. 5 в. в Сев. Причерноморье и Подунавье утвердились кочевники-гунны, отсекшие от римских провинций лесную зону Центральной и Вост. Европы.
3)Наметившиеся с конца 4 в. неблагоприятные перемены в состоянии местной природной среды (похолодание и повышение уровня рек, озёр и почвенных вод).
Не позднее 5 в. праславяне начинают обособляться от балтов и приходят в движение в пределах своей родины и за её пределами. Они стали двигаться в направлениях на северо-восток, восток – в сторону озёр Псковского и Ильмень, а также Верхнего и Среднего Поднепровья – там праславяне не встречают значимого сопротивления и расселяются среди сравнительно редкого тамошнего населения, преимущественно балтоязычного. На западном направлении (вплоть до Эльбы) праславяне относительно свободно занимают земли, оставленные незадолго до этого германцами (они переместились в пределы Зап. Римской Империи). На юге славяне столкнулись с преградой в виде Лимеса (укреплённой Дунайской границы Ранней Византии). Здесь (на подступах к Дунаю) праславяне оказываются в наиболее плотном окружении других варварских народов, вовлечённых в Великое переселение народов, и как никогда сталкиваются с необходимостью этнического самоопределения. Это приводит к возникновению среди них славянского самосознания и самоназвания, которые распространяются вглубь балто-славянской общности и стимулируют выделение из неё и славянизацию всё новых групп праславяноязычного населения.
С Дунаем начало славянской истории связывает и древнерусский летописец Нестор, приводя славян, рассказывая в категориях библейской традиции о расселении народов после вавилонского столпотворения. Ещё одним очагом ранней славянизации расселяющихся праславян могли стать окрестности озера Ильмень, где они столкнулись с изначально чуждыми им финно-уграми. По времени это примерно совпадает с возникновением первого письменного известия о «склавинах», переданного Прокопием Кесарийским, и первых памятников пражско-корчакской культуры (надёжный археологический маркёр ранних славян). В противоположность этому балты[11], от которых обособляются славяне, не порождают общей археологической культуры и общего самоназвания.
Применительно к 6 в. существование славян как особой этнической общности не вызывает сомнений (в сочинениях византийских и не только авторов появляются известия о склавинах). Завершение славянского этногенеза связывается только с формированием отдельных, самостоятельных средневековых славянских народностей. Только рамках народностей славянское этническое самосознание приобрело устойчивый характер, соединившись с сознанием гос. подданства, церковно-конфессиональной принадлежности и языковой индивидуальности.[12] Формирование средневековых славянских народностей и их выделение из древнеславянского (ранне; -обще-) этнического массива имели место уже в рамках более широкого территориального ареала, нежели исконная славянская прародина (+ земли Балканского п-ова, подвергшиеся во втор. пол. 6 – нач. 7 в. славянской колонизации и ставшие родиной болгар, сербов, хорватов, СВ боснийцев).
Ещё один дискуссионный вопрос, связанный с проблемой славянского этногенеза: могут ли быть отождествлены со славянами те анты, которых в 6 в. Иордан наряду со склавенами возвёл к легендарным венетам (венедам) античной традиции.
По словам Иордана, те, кого знали под именем венетов, стали называться разными именами в зависимости от мест обитания, но преимущественно славянами и антами. Об антах, которые вторгались из-за Дуная в балканские владения Ранней Византии, рассказывал и Прокопий Кесарийский (он сообщает, что у склавинов и антов):
- единый язык
- одинаковый внешний облик
- образ жизни и нравы
- религиозные верования и обряды
- общественное и военное устройство
- иногда и общее имя – споры
НО! Между собой склавинов и антов Прокопий последовательно различает, считая их отдельными и самостоятельными народами, несмотря на их сходство и общее прошлое.
Сведения об антах содержатся и у других византийских авторов 6 в., причём они последовательно отличают склавинов от антов. В последний раз анты употребляются в титулатуре императора Ираклия (610-641), относящейся к 612 году. Кроме того, для антов установлено точное археологическое соответствие в виде пеньковской археологической культуры, существовавшей в 5-7 вв. в лесостепной зоне от Приднестровья до Среднего Поднепровья, включая его левобережную часть вплоть до Северского Донца.
В распоряжении совр. науки нет буквально ни одного свидетельства о том, что сами анты[13] называли и считали себя славянами. Судя по всему, они отличали себя от склавинов так же отчетливо, как их византийские современники. Вывод:
- прямое и безоговорочное отождествление антов и ранних славян вызывает большие сомнения
- анты – некое полиэтнич. и разноязыкое военно-политич. объединение, большую (бóльшую) часть которого составляли носители праслав. языка, родственные со склавинами (славянами)
- процесс утверждения у праславяноязычных антов славянского самосозн. оказался заторможен или прерван, что могло быть связано с влиянием со стороны позднеантичного ираноязычного населения Сев. Причерноморья (сарматы, аланы)
- с нач. 7 в. в силу каких-то перемен во внутреннем и внешнем положении процесс утверждения у антов славянского самосозн. мог ускориться или возобновиться: и тогда прежние анты смогли осознать себя в полной мере славянами, принять самоназвание и с точки зрения византийцев стать неотличимыми от изначально близких к ним склавинов (следовательно, после этого имя антов должно исчезнуть из византийских и иных письменных источников)
В таком виде земли Балканского п-ова увидели военные отряды паннонских и дакийских славян, когда в нач. 6 в. они стали переходить через Дунай и совершать нападения на визант. владения, лежащие на его правом (балканском, южном) берегу.
Славяне на Балканах: от набегов к расселению.
Вторгаясь на терр. балк. владений Ранней Византии, славяне подвергали разгрому неукреплённые поселения, а захват городов и крепостей оставались для них довольно долго непосильной задачей. Однако с теч. времени их действия становились более уверенными, а нападения всё более частыми и разрушительными.
Места проникновения славян на Балканы.
Славяне Паннонии | Славяне Дакии |
Район города Сингидун (совр. Белград) и устье реки Марг (совр. Морава) | Район т.н. Железных ворот или Катаракт[16] и устья реки Тимак (совр. Тимок) |
Переправившись через Дунай и проникнув в долины его балканских притоков Марга и Тимака, славяне достигли района города Наисс (совр. Ниш), а затем и обл. Македония. Отсюда по долинам рек Аксий для славян открывались пути для продвижения ещё дальше на юг и юго-восток – в сторону Эгейского моря и ещё более отдалённых областей Сев., Центр. и Южной Греции.
В сер. 6 в. славяне от грабительских набегов перешли к массовому переселению на Балканы вместе с семьями и движимым имуществом. К концу века славяне проникли далеко вглубь полуострова, выйдя к побережью Эгейского и Адриатического морей ворвавшись в Южную Грецию – на Пелопоннес.
Стремление славян переселиться усилилось, как в начале второй половины 6 в. они столкнулись с аварами (объединение преимущественно тюркоязычных воинственных кочевников). Авары, утвердившись в 560-х гг. в Среднем Подунавье, включая бывшую римскую Паннонию, подчинили своей власти местное оседлое земледельческое население, состоявшее из паннонских славян, остатков романизированных автохтонов и осколков различных германских племён. Здесь во главе с хаганом возник Аварский хаганат с центром в бассейне реки Тиса, который рухнул в рез-те ударов Карла Великого (768-814), а также из-за внутренних неурядиц и восстаний подвластных народов.
Одна из первых жертв аварской агрессии – балканские владения Византии, куда авары вторглись в 570-е гг. Также они пытались закрепить и расширить своё господство в Паннонии и в Дакии, что подталкивало славян к переселению на Балканы.
На нижнем Дунае всё ещё продолжала действовать византийская армия, отстаивая почти прорванную Дунайскую границу империи (Лимес) и хотя бы отчасти сдерживая переселение на Балканы славянских «варваров». Однако в рез-те мятежа солдатского императора Фоки в 602 году (имп. в 602-610) был убит император Маврикий, а византийская оборона на Дунае рухнула окончательно и бесповоротно.
ВЫВОД: Балканские владения Византии оказались совершенно открытыми для аварских вторжений и нарастающей славянской колонизации. Теперь этот процесс окончательно принял необратимый хар-р, а его масштабы и скорость стали определяться не столько противодействием со стороны имперских властей, сколько военным и демографическим потенциалом славян. Также убийством имп. Маврикий воспользовался Сасанидский Иран и на востоке начал войну против империи. В первые десятилетия 7 в. власть Византии пала почти на всей территории Балканского п-ова (особенно в его внутренних районах, удалённых как от столичного КП, так и от морского побережья).
Хозяйственно-бытовой уклад.
К сер. 7 в. приток слав. переселенцев на Балканы из-за Дуная стал постепенно сходить на нет, а на п-ове и в общем положении славян наметились перемены. Чем дальше, тем заметнее ослабевали натиски славян на Балканах. Закрепление на занятых землях и их полноценное хозяйственное освоение было возможно с помощью учёта специфич. особенностей местной природной среды à мощный стимул к установлению мирных контактов с выжившими автохтонами и заимствование у них бытовых навыков и опыта àвскоре после своего утверждения на Балканах славяне, утратив многие важнейшие составляющие своей исконной материальной культуры, стали в археологическом отношении практически неотличимы от своих соседей по п-ову[23]
Социальная организация.
К началу расселения на п-ове славяне уже достигли того этапа племенного строя, который называют военной демократией. В условиях длительных и ожесточённых военных действий прежние племенные связи у славян должны были быть временно ослаблены. Одновременно с этим в их среде должно было произойти возвышение наиболее сильных, удачливых и потому авторитетных вождей, которые окружали себя личными дружинами, брали на себя руководство военными действиями и присваивали себе значит. часть добычи и с опорой на это закрепляли власть над соплеменниками, становясь всё более независимыми от племенных старейшин, народных собраний и других ограничений. Затем они старались распространить эту власть на другие славянские группы (иной, чем их собственная, племенной принадлежности). ВЫВОД: В 7 в. под властью таких «новых князей» у славян на Балканах складываются относительно устойчивые военно-территориальные, надплеменные объединения, которые византийские авторы называют славиниями. Казалось бы, в рамках балканских славиний процесс ослабления и распада племенных порядков со временем должен был бы достигнуть своего логического завершения, а сами славинии должны были превратиться в настоящие ранние гос-ва. В кач-ве важнейших признаков, позволяющих квалифицировать то или иное объединение варваров раннесредневековой Европы как возникающее гос-во, можно выделить следующее:
- наличие во главе объединения наследственного верховного правителя, происходящего из одного и того же рода
- наличие в распоряжении такого правителя постоянной личной дружины, играющей роль военно-административного и судебного аппарата
- наличие системы постоянных даней и трудовых повинностей, наложенной на подвластное население в интересах материального обеспечения самого правителя и его дружины
В действительности судьба многих балканских славиний оказалась иной, т.к. на Балканах процесс их естественного развития в сторону собственной государственности был прерван в рез-те Византийской реконкисты (контрнаступление Византии, организованное во второй половине 7 в.).
Византийская Реконкиста.
Огромное значение имеют события 626 г. – беспрецедентное положение, которое потерпело под стенами КП разноплеменное и разноязыковое войско, приведённое для осады византийской столицы аварским хаганом и состоявшее из аваром, подвластных им славян и других варваров àослабление власти хагана над его владениями в Среднем Подунавье и падение аварского влияния в соседних областях на Балканах (их население должно было считаться с существованием империи). Своё торжество над варварами-язычниками византийцы объясняли чудесным вмешательством самой Богоматери (после этих событий её стали считать главной заступницей КП).
658 - начало Византийской Реконкистыбыло положено успешным походом против славян во Фракии императора Константом II (641-668).
За этим последовал целый ряд военных действий разного рода:от полномасштабных военных кампаний до дипломатических акций, посредством которых Византия сумела добиться реванша над славянами во многих из своих прежних владений.
Сер. 9 в. – прямое имперское правление было восстановлено или подтверждено над Южной Фракией и Южной Македонией, Сев., Центр. и Южной Греции, также на побережье Адриатического моря – в Далмации.
Развитие византийского контрнаступления:
658 -начало Византийской Реконкисты было положено успешным походом против славян во Фракии императора Константом II (641-668).
688 – поход императора Юстиниана II против славян Южной Фракии и Южной Македонии, восстановивший прерванное раннее сухопутное сообщение КП и Фессалоникой
Реорганизация провинциального управления в подконтрольных империи балканских землях на принципах фемного строя и образование здесь в 680-690-е гг. отдельных фем (военно-административных округов Фракия и Эллада).
783 – поход Ставракия (военачальника империи) против славян Македонии и Греции à образование фем Македония и Пелопоннес
805-807 - действия императора Никифора I на Пелопоннесе à окончательное подчинение местных славян и полномасштабному восстановлению здесь византийской провинциальной администрации
Вывод: Во всех землях, кроме Далмации, восстановление византийской власти укрепило положение уцелевшего грекоязычного населения à официальным языком империи стал уже греческий.
Христианизация сербов.
Крещение свершилось при императоре Ираклии (первая пол. 7 в.), а епископы и пресвитеры были приглашены из Рима. В основном христианство среди ранних сербов утвердилось в 870-е гг. в правление византийского императора Василия Македонянина. Единая и сколько-нибудь самостоятельная церковная организация в сербских землях так и не сложилась. Этот процесс был длительным, во всяком случае последствия великой схизмы 1054 г. не ознаменовались столь драматичными событиями, как в других регионах Европы. Сербские земли после схизмы образовали своего рода промежуточную зону между католичеством и православием, что не помешало распространению сюда Кирилло-Мефодиевской традиции из соседней Болгарии.
Возвышение Неманичей.
1) Конец 60 – нач. 70-х гг. 12 в.Неманя занял великожупанский трон вопреки воле византийского императора, сместив старшего брата. Однако в 1172 г. он смог помириться с Византией.
2) Нач. 1180-х гг. Спустя 10 лет (1182) жупан выступает против императора, присоединяя с венгерской помощью земли в районе городов Ниш (совр. Сербия) и Средец[32], а также Зету (там стал правителем его старший сын Вукан, унаследовавший королевский титул). 1186 – неудача при попытке овладеть Дубровником.
3) Конец 1180-1190-е гг.Кульминация политического возвышения и удаления Стефана в монастырь под именем Симеон. Особая активность Немани вызвана затруднительным положением Византии в связи с 3 крестовым походом (Стефан пытался вступить в союз с Фридрихом 1)[33] à крупный политический успех – завоевание независимости.
1196 – Стефан Неманя отрёкся от престола в пользу среднего сына Стефана и отправился на Афон, в русскую обитель св. Пантелеймона (там его сын Савва) à возникновение первого сербского монастыря на Св. Горе – Хиландар.
Урош I Великий (1243—1273).
- новый политический подъём
- сумел восстановить независимость гос-ва
- его наследники Драгутин и Милутин (1276-1321) добились расширения
- Драгутин в кач-ве венгерского ленника приобрёл область Белграда
- Милутин (женат на Византийской принцессе) – македонские земли с гор. Призрен и Скопье
- совместные усилия Драгутина и Милутина – захват Браничевской области (восток совр. Сербии), раннее входившую в состав Болгарского царства
- утрата Захумья, захваченного боснийским баном Степаном Котроманичем à венгерский король Карл 2 Роберт
Законник Стефана Душана.
Период с 13 по сер. 14 в. ознаменовался в Сербии ростом числа юридических памятников.
Хрисовулы[37]- содержали пожалование привилегий духовенству и светской знати.
Старейшие датируются концом 12 – нач. 13 в.
- составлен в 1349-1354 гг.
- первая часть утверждена сабором в Скопье: в кач-ве его участников названы представители духовенства во главе с патриархом + «властела малая и великая» (одна из обязанностей властелина – военная служба) во главе с царём
- к сер. 14 в. в Сербии сложилась сословная монархия: царь – первый среди равных по отношению к властеле
- положение духовенства и властелы: налоговые льготы + властела обладал широкими наследственными правами на владения, пожалованные царём (в кач-ве основного объекта пожалования фигурирует жупа – основная административно-терр. единица гос-ва)
- низший слой – люди
- влахи – потомки романизированного дославянского населения, занимались кочевым скотоводством
Категории собственности в Сербии:
- баштина властельская (наследственная, свободно отчуждаемая, те, кто владел ею, были обязаны нести военную службу и уплачивать царский доход денежного или натурального характера). Налог обязан был платить каждый человек (крестьянин), ответственность за его поступление возлагалась на властелина. В кач-ве баштины царь жаловал сёла или целые жупы. В вечной баштине господина существовали отроки.
- баштина людей-землян: земельные участки, обложенные повинностями в пользу царской казны и властелина.
ВОЗНИКШЕЕ ПОД ВЛАСТЬЮ СТЕФАНА ДУШАНА ОБШИРНОЕ И РАЗНОРОДНОЕ ЦАРСТВО «СЕРБОВ И ГРЕКОВ» ОКАЗАЛОСЬ НЕДОЛГОВЕЧНЫМ. ПОЧТИ СРАЗУ ПОСЛЕ СМЕРТИ В 1355 Г. ЦАРЯ ОНО НАЧАЛО РАСПАДАТЬСЯ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ГЛАВЕ С БЫВШИМИ СОРАТНИКАМИ И РОДСТВЕННИКАМИ ДУШАНА, СОПЕРНИЧАВШИМИ МЕЖДУ СОБОЙ.
Век Эпоха РОманского стиля.
I. Болгария
Причины принятия христианства: возможно, под влиянием военных неудач, а также благодаря предложению Византии вернуть в этом случае Болгарии ряд отторгнутых у нее областей в 855-856 гг. (Болгария потеряла область Загоры и Филиппополь). Возможно, возобладало желание вписаться в христианскую общность европейских народов. И устанавливать контакты с европейскими странами, тк другая религия была поводом для других стран не выполнять условия договора + для единения народа внутри страны (со славянами имеется ввиду)
В 864 г. хан Борис с ближайшими сановниками был тайно окрещен. (взял имя сына императрицы феодоры – михаила 3).
Народ не понимал и не принимал новую религию, Борису-Михаилу пришлось подавить антихристианское движение (были уничтожены 52 протоболгарских рода, связанных с мятежниками в 866 г.). В 889 г. Борис-Михаил, посчитав свою государственную миссию выполненной, уходит в монастырь. Его сын Владимир-Расате в течение пяти лет пытался вернуть Болгарию к язычеству. Борис-Михаил возвращается на трон и ослепляет его.
Другая цель для болгарского правителя - добиться самостоятельности церковной организации, так как прямое подчинение Константинопольскому патриархату грозило обернуться установлением политической зависимости. Чтобы избежать этого, Борис-Михаил вступил в изощренную игру с Римом и Константинополем. История с определением статуса Болгарской Церкви завершилась на Константинопольском Вселенском соборе 869-870 гг., где болгарская церковь была передана под верховенство Константинопольской патриархии. Ее возглавил рукоположенный Константинопольским патриархом архиепископ.
Кирилло-Мефодиевская традиция в Болгарской Церкви. Славянскую азбуку и старославянский книжно-богослужебный язык в 885-886 гг. принесли с собой Климент и Наум (Охридские), Константин и другими учениками Кирилла-Константина и Мефодия. В Болгарии славяноязычная письменность и книжность была введена в новообразованную Болгарскую Церковь и в местные государственные канцелярии. Сама Кирилло-Мефодиевская традиция на болгарской почве была дополнена второй славянской азбукой-кириллицей и чрезвычайно широким кругом новых переводных и оригинальных богослужебных текстов.
В конце IX в. политическая и церковная столица Болгарии была перенесена из Плиски в новый город Преслав, строившийся по образцу Константинополя.
В 1018 г. Болгария попала под власть Византии. Болгарская патриархия была уничтожена. Церковь возглавлял архиепископ с кафедрой в г. Охрид. Несмотря на то, что автокефалия БЦ была подтверждена, только первый архиепископ был болгарином (далее греки). Патриархию удалось восстановить в 1235 г. после окончательного разрыва с Римом и союзу с Никейской Империей. Признанная Тырновская патриархия просуществовала вплоть до османского завоевания.
II. Сербия
Христианство среди ранних сербов утвердилось в основном в 870-е гг., в правление византийского императора Василия I Македонянина (867—886). Случаи принятия новой веры представителями сербской верхушки, имели место еще в период расселения самих сербов на Балканах — при императоре Ираклии, в VII в. Не исключено, что принятие ранними сербами христианства вообще представляло собой не единовременный акт, но
долгий процесс, обусловленный контактами между самими сербами и христианским населением формально византийских городов Адриатического побережья — задолго до соответствующей инициативы из Константинополя.
Единая и тем более сколько-нибудь самостоятельная церковная организация в сербских землях так и не сложилась, а духовное попечение о местном христианском населении делили между собой сразу несколько епископских кафедр, связанных с византийским Востоком и «латинским» Западом.
Как следствие, после Великой схизмы 1054 г. сербские земли образовали своего рода промежуточную зону между византийским православием и римо-католичеством, где пересекались и долго не могли возобладать друг над другом влияния и того, и другого.
Однако это не помешало проникновению сюда Кирилло-Мефодиевской традиции, проводником и носителем которой выступало славяноязычное духовенство из соседней Болгарии, а позже из церковной области Охридской архиепископии.
III. Хорватия
Христианство утвердилось в оформляющейся Хорватии еще в первой половине IX в. — в условиях франкского верховенства, усилиями франкских миссионеров. Хотя хорватская верхушка впервые могла принять крещение еще в VII в. от миссионеров из Рима, которых направил к самим хорватам византийский император Ираклий вскоре после их переселения на Балканы. Также нельзя полностью сбрасывать со счетов и соответствующее влияние со стороны соседних городов византийской в то время Далмации: Задара, Сплита и др.
Очень важно, что хорватские христиане с самого начала оказались связаны с церковными и культурными традициями преимущественно западного, «латинского» христианства. Чему способствовало само географическое положение Хорватии. В Х в., после церковных соборов, состоявшихся в далматинском городе Сплит в 925 и 928 гг., над ней утвердилась духовная юрисдикция Римской церковной кафедры, которая была представлена здесь прежде всего Сплитским архиепископством. Как следствие, в XI в. Хорватия и ее население были окончательно вовлечены в русло западного христианства и стали неотъемлемой частью средневековой «латинско» католической церковно-политической и конфессионально культурной общности.
Это обстоятельство имело огромное значение для укрепления оформляющейся хорватской народности .Так, общая принадлежность к западному христианству и церковной власти папского Рима сблизила хорватов с изначально романскими по языку жителями городов соседней Далмации - несмотря на то, что они еще долго формально оставались под суверенитетом православной Византии. В то же время эта принадлежность резко отделила хорватов от родственного им в этноязыковом отношении но православного по вероисповеданию славянского (сербов) населения других областей Балканского полуострова.
Однако хорваты еще в конце IX — начале Х в. восприняли и удержали Кирилло-Мефодиевскую традицию, включая письменность посредством глаголической азбуки, славянский книжно-богослужебный язык, выполненные с их помощью тексты и навыки ведения церковной жизни на их основе. В хорватской среде все это было приспособлено к нуждам и требованиям именно западного христианства, включая римский богослужебный обряд. Но как бы то ни было, славяноязычные письменность, книжность и богослужение по глаголическим книгам в хорватских землях сохранялись на протяжении всего Средневековья и даже в Новое время — вплоть до XX в. Более того, начиная с XII-XIII вв. глаголица в хорватских землях использовалась не только в церковной, но и в других областях жизни. Так что с помощью глаголицы здесь создавались тексты и юридического, и даже делового характера — причем на языке, близком к живой, повседневной народной речи.
«Великая схизма» (1054) и ее последствия. Средневековые христианские церковные и конфессионально-культурные традиции как фактор этнокультурной консолидации/дифференциации славян на Балканах.
XI-XII века.
Болгария
На первый взгляд, ситуация выглядит достаточно простой. Иерархи, возглавлявшие во главе Болгарскую Церковь, не только безоговорочно стали на сторону Константинополя, но и активно участвовали в выработке той позиции (вели агитацию против «латинян»), которую заняла в разразившемся конфликте Византийская Церковь. Однако следует учитывать, что Болгария была завоеванной страной, в которую стоявшие во главе Болгарской Церкви иерархи присылались из Константинополя.
В тоже время источники показывают отсутствие враждебных отношений к «латинянам» у широких кругов болгарского общества. А в 1072 г. восставшие болгары пригласили на болгарский трон Константина Бодина, сына зетского князя Михаила. Владения Михаила Зетского входили в сферу юрисдикции Римской Церкви, а сам он в 1077 г. признал себя ленником папы Григория VII.
Антилатинская агитация византийских иерархов, по-видимому, потому не нашла для себя благоприятной почвы, что с латинянами местное население, по существу, не сталкивалось, а его главным врагом (помимо покорителей - греков) были постоянно вторгавшиеся из-за Дуная кочевые племена.
Сербия
Отношения между сербскими правителями и знатью разных конфессий отличались далеко заходящей взаимной терпимостью. Успенский собор Студеницкой Лавры, (1190 г.), в котором покоится гроб объединителя сербских земель (и православного святого) Стефана Немани, представляет собой обычное для византийского круга крестовокупольное здание, но украшенное скульптурным декором, характерным для романского мира. Евангелие, написанное в конце XII в. для брата Стефана Немани, Мирослава, также украшено изображениями и орнаментом, восходящим к романским образцам. Таким образом, взаимная терпимость создавала благоприятную обстановку для обмена культурными ценностями, выработанными культурами с разной конфессиональной ориентацией.
В тоже время известен пример двух крещений Стефана Немани. Согласно более подробному сообщению его сына, Стефана Первовенчанного, в детстве Неманя был окрещен в Зете по латинскому обряду, а затем «сподоби се вьторое крещение приети от рукы светителя и архиерея посреде срьпскые земли» Изучение биографии создателя Сербского государства привело исследователей к заключению, что повторное крещение Немани имело место в то время, когда он стал самостоятельным правителем, получив земли в управление от византийского императора Мануила. => Управление православными подданными требовало уже в то время подтверждения своей верности Православию от правителя, чья конфессиональная ориентация вызывала сомнения. Возможно, впрочем, что соответствующие требования исходили от византийского двора и не отражали настроений в сербском обществе.
Сербия
1. Переговоры Стефана Немани и Иннокентия III о коронации. Такая коронация означала бы окончательное утверждение суверенитета Сербского государства и обеспечила ему прочное признанное место среди государств Христианской Церкви, чего не могла уже обеспечить окончательно ослабевшая Византийская империя. Ради достижения этой цели жупан, по-видимому, был готов принять католицизм и побудить к этому своих православных подданных. Не случайно такому шагу предшествовал разрыв его брака с византийской принцессой. Опека престола святого Петра позволила бы сербскому правителю успешно решать и спорные вопросы в отношениях с католическими соседями. Однако венгерский король Имре изгнал из Рашки Стефана, возведя на трон великого жупана Вукана, правителя Зеты. После низложения Стефана переговоры с Римом продолжались, но в существенно иных условиях.
2. Новые свидетельства о контакте между великим жупаном и Римом относятся к середине второго десятилетия XIII в. Стефан Неманич направил послов к преемнику Иннокентия, папе Гонорию III, с просьбой прислать ему королевскую корону. В ответ на его просьбу папа отправил в Сербию своего легата, который и возложил на сербского правителя королевский венец. Речь идет прежде всего о королевской короне - новый поворот великого жупана в сторону Рима также преследовал в первую очередь политические цели, так как Сербия подвергалась нападениям со стороны своих соседей - Попытка в этих условиях поставить свою страну под покровительство Римского престола, оградив себя от враждебных выступлений, по крайней мере католических соседей, представляется вполне естественной.
3. После того как Латинская империя ослабела и угрожавшая Сербии коалиция распалась, сербский краль резко изменил свою политику, вступив в сношения с главным противником и Латинской империи, и папства на Ближнем Востоке — никейским императором Феодором Ласкарем. После поездки в Никею брата Стефана Неманича — Саввы Неманича в 1219 г. было принято решение о создании в Сербии автокефального архиепископства, во главе которого встал Савва. Такой шаг означал разрыв с Римом, поскольку признание авторитета православного патриарха, сидевшего в Никее, означало отрицание законности власти находившегося в Константинополе латинского патриарха, зависимого от папы. Однако По каким-то соображениям сербский краль старался скрыть перемены в своей политике. В марте 1220 г. он обращался к Гонорию III как покорный сын Римской Церкви, уверяя папу в своей верности и прося благословения, но сути дела это уже переменить не могло.
Болгария
История средневековой Болгарии вообще знает факт церковной унии с Римом, заключенной в 1204 г., после нескольких лет переговоров, царем Калояном и папой Иннокентием III. Правда, эта уния носила формально-дипломатический характер и не привела к сколько-нибудь существенным переменам ни в богословской доктрине, ни в богослужебной и дисциплинарной практике болгарской Тырновской церкви. Для самого Калояна заключение унии было элементом изощренной дипломатической игры, посредством которой он рассчитывал получить от папского Рима то, чего не мог добиться от императорского и патриаршего Константинополя. Речь идет о признании за Тырновской церковью, самопровозглашенной еще при Асене и Петре, достоинства независимой патриархии, а за самим болгарским правителем — заветного царского титула, в глазах самих болгар равного императорскому. На деле же вышло, что папа признал Тырновского архиепископа лишь своим примасом (лат. primas), но не самостоятельным патриархом, а самого Калояна — лишь королем (лат. rex), но не императором. Как следствие, уния, заключенная Калояном, уже очень скоро оказалась фиктивной и была окончательно разорвана в 1234—1235 гг. Иваном Асенем II при установлении союзных отношений с православной Никейской империей.
Е гг. XIII – начало XIV в.
Разрыв церковных связей между южнославянскими странами и Римом не мог не вызвать обострения их отношений с папским престолом, а в перспективе и со всем латинским миром. Хотя разрыв между Римом и Сербией привел к последствиям, которые нанесли прямой ущерб позициям Католической Церкви в сербском Приморье, мы практически ничего не знаем о реакции папской курии на учреждение по соглашению с Никеей автокефального Сербского архиепископства. Нарушение связей с Болгарией Католической Церкви непосредственного ущерба не принесло, но реакция курии оказалась весьма острой. Дело объяснялось тем, что создание самостоятельного Болгарского патриархата скрепило союз Второго Болгарского царства с Никейской империей, направленный против латинян в Константинополе.
Болгария
Папа Григорий IX пригрозил болгарскому царю Ивану Асеню II отлучением от Церкви, а когда после некоторых колебаний болгарский правитель остался верен союзу с Никеей, объявил в январе 1238 г. крестовый поход против «еретиков» и схизматиков, живущих в «земле» Ивана Асеня II. Правда, до выступления крестоносцев против Болгарии дело не дошло, а в 1239 г. Иван Асень II даже пропустил через свои земли войска, идущие на помощь латинскому Константинополю, но церковные связи между Болгарией и Римом так и не были восстановлены.
Несмотря на проявленную курией в середине XIII в. дипломатическую инициа