В случае бденного святого в неделю в период пред- или попразднства
В этом случае воскресная служба соединяется со службой пред- или попразднства двунадесятого праздника и бденной службой святого. Хотя устав службы бденному святому в период пред- или попразднства двунадесятого праздника в неделю нигде не излагается «в чистом виде», все же особенности такого богослужения можно вывести на основании Марковых глав двунадесятых праздников (см. 8 сентября, 15 сентября, 21 ноября и др.). Особое внимание следует обратить на Маркову главу 16 августа «Аще случится попразднство Успения Богородицы и Нерукотвореннаго Образа в неделю, кроме храма». Также к этой категории можно отнести богослужение в Неделю 7-ю по Пасхе, в которую воскресная служба 6-го гласа соединяется со службой святых отцов I Вселенского Собора и попразднством Вознесения (хотя этот день имеет особый устав богослужения и потому не может служить образцом).
Малая вечерня
Так как на воскресной малой вечерне в период предпразднства или попразднства не поются песнопения праздника (см. Марковы главы 8, 15 сентября, 2 февраля и др.), то можно заключить, что воскресная малая вечерня в случае бденного святого в данный период должна иметь те же особенности, что и малая вечерня в случае бденного святого в неделю в «обычный» период (когда нет предпразднства или попразднства)[430].
На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Октоиха («малый догматик») настоящего гласа.
На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры святого, которые берутся из великой вечерни, с их припевами (а так как у нас для трех стихир всего 2 припева, то первый припев поется 2 раза). «Слава»: стихира святого (из малой вечерни); «И ныне»: Богородичен по гласу стихиры «Славы»:
— если в Минее есть Богородичен, то поется этот Богородичен;
— если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то следует искать полный текст этого Богородична во 2-м приложении Минеи;
— если в Минее нет Богородична, то поется Богородичен из Октоиха из воскресной малой вечерни соответствующего гласа.
По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава»: тропарь святого; «И ныне»: Богородичен воскресный (3-е приложение) по гласу тропаря святого.
Великая вечерня
Стихиры на «Господи, воззвах...»на 10: стихиры воскресные на 3, праздника — 3, святого — 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа.
Паремиисвятого — 3.
Стихиры на литии:стихиры праздника (со стиховни вечерни данного дня) и стихиры святого; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника.
Стихиры на стиховне:стихиры воскресные Октоиха 4 с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника.
По «Ныне отпущаеши...»:тропарь праздника (дважды) и тропарь святого (единожды) (см. Маркову главу 16 августа).
Утреня
По «Бог Господь...»:тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника.
Седальны по кафисмам: воскресные из Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа.
Величание и избранный псалом святого.
Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих), седален святого по 1-й кафисме, седален святого по 2-й кафисме, «Слава»: седален святого по полиелеи, «И ныне»: седален праздника. Если в службе святого нет праздничного седальна по полиелеи на «И ныне», то можно взять седален праздника из данного дня по любой из кафисм.
Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные.
Канон: воскресный на 4, праздника на 4 и святого на 6.
Катавасия рядовая по Уставу.
По 3-й песни: кондак и икос праздника, кондак и икос святого, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: седален праздника.
По 6-й песни: кондак и икос воскресные.
По 9-й песни:«Свят Господь Бог наш»,эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: светилен праздника.
Стихиры на «Хвалите...»:стихиры Октоиха — 4; стихиры святого со стихирой «Славы» на 4, причем последние две стихиры поются с припевами со стиховни великой вечерни святого; «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: «Преблагословенна еси…».
По славословии:тропарь воскресный конечный.
Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием только празднуемого святого.
На часах
На 1-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь праздника, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак праздника.
На 3-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак воскресный.
На 6-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь праздника, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак святого.
На 9-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак праздника.
Литургия
«Блаженны»на 12:Октоиха на 4,рядовая песнь канона праздника (в предпразднство — 3-я песнь канона) на 4 и 6-я песнь святого на 4.
По входе:
— в храме Господском: тропари: воскресный, праздника и святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника.
— в храме Богородичном:а) в пред- или попразднство Господского праздника: тропари: воскресный, праздника, храма и святого; кондаки воскресный и храма, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника. б) в пред- или попразднство Богородичного праздника: тропари: воскресный, праздника, святого Минеи; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
— в храме святого:тропари: воскресный, праздника, святого Минеи; кондак воскресный; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника.
Прокимен, Аллилуиаипричастен—воскресные и святого.
Апостоли Евангелие — рядовые и святого.
Задостойникпраздника (только в попразднство).
Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием только празднуемого святого.