Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого в седмичный день в период пред- или попразднства
Каждый двунадесятый праздник имеет как период предпразднства (период приготовления к празднику, который для большинства праздников состоит из одного дня — но Рождество Христово — 5 дней, Богоявление — 4 дня), так и период попразднства, который длится от 1 дня (Благовещение Пресвятой Богородицы) до 8 дней (Успение, Богоявление, Вознесение). В этот период песнопения праздника поются вместе с песнопениями в честь святого.
В принципе, особенности богослужения в предпразднство почти полностью сходны с особенностями периода попразднства, за исключением литургии. Потому мы в данной главе и далее в тех случаях, когда особенности богослужения в пред- и попразднство совпадают, будем обозначать соответствующие песнопения как «праздника» (тропарь праздника, стихира праздника, канон праздника и так далее). В тех же случаях, когда устав богослужения на предпразднство отличается от устава в попразднство, мы будем различать песнопения предпразднства и праздника.
Устав службы бденному святому в период пред- или попразднства представлен в 11-й главе Общей Минеи («О святем, имущем бдение или полиелей, в предпразднствах или попразднствах, кроме недели»). Также особенности можно найти в Типиконе в последованиях 23 апреля (великомученику Георгию Победоносцу) и 8 мая (апостолу Иоанну Богослову). Хотя в Типиконе почти нет памятей бденных святых в период пред- или попразднства, все же такой вариант возможен, если случится престольный праздник (этот вариант рассматривается в 22-й храмовой главе) или по изволению настоятеля совершается бдение в честь святого полиелейного. Также подобный устав имеют бденные праздники, случившиеся в период пения Цветной Триоди (см. 23 апреля и 8 мая).
Малая вечерня
На «Господи, воззвах…»: стихиры святого на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника[356].
На стиховне: 3 стихиры святого с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника.
По «Ныне отпущаеши…»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника.
Великая вечерня
«Блажен муж…»(1-й антифон 1-й кафисмы).
Стихиры на «Господи, воззвах...»на 8:стихиры праздника[357] — 3;стихиры святого — 5; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. В субботу на «И ныне» поется воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа[358].
Паремиисвятого — 3.
Стихиры на литии: стихира храма[359], стихиры святого; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника.
Стихиры на стиховне: стихиры святого с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника.
По «Ныне отпущаеши...»:тропарь святого (дважды), тропарь праздника (единожды)[360].
Утреня
По «Бог Господь...»:тропарь праздника (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника.
Седальны по кафисмам: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: седален праздника[361].
Величание и избранный псалом святого.
Седальны по полиелеи: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: седален праздника (если в чинопоследовании службы святому праздничный седален отсутствует, его можно заменить седальном по одной из кафисм или (в попразднство) прочитать седален самого праздника).
Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме святого.
Канон: праздника на 6 и канон святого (один или два канона) на 8.
Катавасия рядовая по Уставу (в попразднства большинства праздников, кроме Рождества Богородицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы, поются на катавасию те же самые ирмосы канона праздника).
По 3-й песни: кондак и икос праздника, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: седален праздника.
По 6-й песни: кондак и икос святого.
По 9-й песни:светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: светилен праздника.
Стихиры на «Хвалите...»на 6:стихиры праздника[362] — 3;стихиры святого — 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника.
По славословии:тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника.
Отпуст краткий праздничный с поминанием только празднуемого святого (в попразднства Господских праздников отпуст начинается с вводной фразы).
На часах
На 1-м и 6-м часе: тропарь праздника; «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак праздника[363].
На 3-м и 9-м часе: тропарь праздника; «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак святого.
Литургия
а) в период предпразднства
«Блаженны»на 8: 3-я песнь канона предпразднства на 4 и 6-я песнь святого на 4.
Вх!одный стих: «Приидите, поклонимся… спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: Аллилуиа».
По входе:
— в храме Господском: а) в предпразднство Господского праздника: тропари предпразднства и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства; б) в предпразднство Богородичного праздника: тропари: храма, предпразднства, святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства;
— в храме Богородичном:а) в предпразднство Господского праздника: тропари: предпразднства, храма и святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства; б) в предпразднство Богородичного праздника: тропари: предпразднства, святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак предпразднства;
— в храме святого:тропари: предпразднства, святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак предпразднства.
Прокимен, Аллилуиаипричастен—святого.
АпостолиЕвангелие — святого (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий день).
Отпуст краткий праздничный с поминанием только празднуемого святого.
б) в период попразднства
«Блаженны»на 8:рядовая[364] песнь канона праздника на 4 и 6-я песнь святого на 4.
Вх!одный стих:«Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий… (в попразднство Господского праздника вставляется припев 2-го антифона праздника, а Богородичного — «во святых Дивен сый») поющия Ти: Аллилуиа».
По входе:
— в храме Господском: а) в попразднство Господского праздника: тропари праздника и святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника; б) в попразднство Богородичного праздника: тропари: храма, праздника, святого; кондак храма, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника;
— в храме Богородичном:а) в попразднство Господского праздника: тропари: праздника, храма и святого Минеи; кондак храма, «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника; б) в попразднство Богородичного праздника: тропари: праздника, святого Минеи; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак праздника:
— в храме святого:тропари праздника, святого Минеи; «Слава»: кондак святого Минеи, «И ныне»: кондак праздника.
Прокимен, Аллилуиаипричастен—праздника и святого.
АпостолиЕвангелие — рядовые[365] и святого.
Задостойникпраздника.
Отпуст краткий праздничный с поминанием только празднуемого святого (в попразднства Господских праздников отпуст начинается с вводной фразы).
§3. ПОЛИЕЛЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ
В древних списках Устава полиелейных праздников весьма немного, святитель Афанасий (Сахаров) насчитывает всего 8 древнейших полиелейных праздников: это праздники Архистратига Михаила (8 ноября), великомученика Димитрия Солунского (26 октября), 40 мучеников Севастийских (9 марта), равноапостольных Константина и Елены (21 мая), вселенских святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста (25 и 27 января), основоположников монашества преподобных Харитона Исповедника и Феодосия Великого (28 сентября и 11 января)[366]. Такое малое количество праздников с полиелеем объясняется тем, что полиелейная служба является торжественной, праздничной, тогда как «переобременение богослужения праздничными службами не полезно, ибо праздничную службу низводит до повседневной»[367]. В то же время в нашем русском Типиконе встречается большое количество праздников в честь святых, которые обозначаются в Месяцеслове красным крестом ( ) и на которые положено петь полиелей: 28 сентября, 6, 9 и 18 октября, 14 и 16 ноября и другие. Очевидно, что многие такие праздники приобрели статус полиелейных в позднее время, после XVI века[368].
В праздник полиелейному святому совершается великая вечерня и полиелейная утреня. В целом богослужение на полиелейные праздники по своим особенностям имеет много общего с богослужением на бденные праздники святых, разве что нет малой вечерни и на великой вечерне не положено литии и благословения хлебов. Также Устав назначает служить в эти дни малое повечерие и полунощницу, но в приходских храмах эти службы обычно опускаются. Есть еще некоторые отличия, которые мы отметим далее.