В случае великого недвунадесятого праздника в честь святого
В Уставе всего три великих праздника в честь святых: Рождество Иоанна Предтечи (24 июня), святых апостолов Петра и Павла (29 июня) и Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа). В целом богослужение на эти праздники имеет те же особенности, что и богослужение в случае бденного святого, однако есть два существенных отличия: 1) на великие праздники на утрене каноны поются только празднуемым святым, тогда как на бденные праздники добавляется канон Богородице; 2) на великие праздники на вечерне на литии не поется стихира храма.
Малая вечерня
На «Господи, воззвах…»: стихиры святого на 4, «Слава»: стихира святого; «И ныне»: рядовой Богородичен Минеи по гласу стихиры «Славы» (если в Минее указаны только начальные слова Богородична, то следует искать текст этого Богородична во 2-м приложении Минеи, см. 24 июня).
На стиховне: 3 стихиры святого с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: рядовой Богородичен Минеи по гласу стихиры «Славы» (на праздники Предтечи 24 июня и 29 августа поется сразу «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи).
По «Ныне отпущаеши…»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный (3-е приложение Минеи) по гласу тропаря святого.
Великая вечерня
«Блажен муж…»(1-й антифон 1-й кафисмы).
Стихиры на «Господи, воззвах...»:стихиры святого на 8; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик по гласу стихиры «Славы»[344]. В субботу поется догматик настоящего (уходящего) гласа.
Паремиисвятого — 3.
Стихиры на литии:стихиры святого. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа, что и стихира «Славы»)[345].
Стихиры на стиховне:3стихиры святого с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (того же гласа). 29 июня и 29 августа в Минее указаны лишь начальные слова воскресного стиховного Богородична, полный текст которого находится в 1-м приложении Минеи.
По «Ныне отпущаеши...»:тропарь святого дважды и «Богородице Дево…» единожды.
Утреня
По «Бог Господь...»:тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря.
Седальны по кафисмам: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее по одной кафисме положены два седальна, то читаются они следующим образом: 1-й седален (единожды), «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен Минеи; см. 29 июня).
Величание и избранный псалом святого.
Седальны по полиелеи: седален святого (дважды), «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи.
Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме святого.
Канон: 1-й канон святого на 8 и 2-й канон святого на 6.
Катавасия рядовая по Уставу.
По 3-й песни: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи[346].
По 6-й песни: кондак и икос святого.
По 9-й песни:светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два светильна, то 1-й светилен, «Слава»: 2-й светилен, «И ныне»: Богородичен Минеи; см. 29 августа).
Стихиры на «Хвалите…»:стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен Минеи на ряду (во всех трех случаях это одно и то же песнопение: «Богородице, Ты еси Лоза истинная…»[347]).
По славословии:тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря.
Отпуст краткий праздничный с поминанием только празднуемого святого.
На часах
Тропарь и кондак святого (на каждом часе).
Литургия
«Блаженны»на 8: 3-я песнь 1-го канона святого на 4 и 6-я песнь 2-го канона на 4.
По входе:
— в храме Господском или Богородичном:тропарь храма, тропарь святого;«Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма;
—в храме святого:тропарь святого;«Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…».
Прокимен, Апостол, Аллилуиа, Евангелиеипричастен—святого (рядовые Апостол и Евангелие переносятся на предыдущий или грядущий[348] день).
Отпуст краткий праздничный с поминанием только празднуемого святого.
§2. ПРАЗДНИКИ СО БДЕНИЕМ
В Типиконе всего 11 праздников в честь святых имеют статус бденных: 26 сентября, 13 ноября, 5 и 6 декабря, 17, 20 и 30 января, 23 апреля, 9 и 11 мая, 15 июля[349]. Все они обозначаются в Месяцеслове красным крестом, вписанным в полукружие,— . Также к этой категории относятся праздники в честь храмовых святых, то есть святых, в честь которых освящен данный храм, или святых, мощи которых покоятся в данном храме и обители. Наконец, Типикон дает право настоятелям в случае некоторых полиелейных праздников «повышать» службу до всенощного бдения («Аще хощет настоятель, творим бдение»; см., например, 26 октября).
Как можно догадаться из самого названия, на бденные праздники непременно полагается совершать всенощное бдение. В целом богослужение на бденные праздники сходно по своим особенностям с богослужением на великие праздники святых. Принципиальная особенность этих праздников в том, что в седмичные дни на утрене праздников бденным святым поется канон Богородице. Кроме того, на литии добавляется стихира храма.