В понедельник, среду и пятницу 4-й седмицы Великого поста
Так как 4-я седмица — Крестопоклонная, то в понедельник, среду и пятницу этой седмицы на изобразительных читается кондак Кресту, а в пятницу после отпуста изобразительных Крест уносится в алтарь.
«Блаженны» поются с поклонами по обычаю.
По «Отче наш…»: кондак Кресту «Не ктому пламенное оружие…».
Отпуст вседневный с добавлением фразы «…силою Честнаго и Животворящаго Креста».
В пятницу после отпуста открываются царские врата и духовенство исходит на середину храма. Хор поет трижды тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя…», в это время священник кадит трижды Крест на аналое, ему предшествует диакон со свечой. Затем священник поет трижды «Кресту Твоему…» с поклонами, после хор повторяет трижды «Кресту Твоему…» (без поклонов). Затем хор поет «Слава, и ныне»: кондак Кресту («Не ктому пламенное оружие…»). В это время священник поднимает Крест на главу и относит его в алтарь через царские врата.
В случае полиелейного святого в седмичный день Великого поста
Особенности данного богослужения содержатся в Типиконе в Марковой главе 24 февраля («Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов»).
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов).
По «Отче наш…» кондаки читается следующим образом:
— в храме Господском и Богородичном: кондак святого; «Слава, и ныне»: кондак храма;
— в храме святого: кондак храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан непостыдное...».
После «Боже, ущедри ны…» священник говорит молитву преподобного Ефрема Сирина с 3 поклонами, затем чтец: «Аминь», «Всесвятая Троице…».
Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма и празднуемого святого.
В случае Благовещения Пресвятой Богородицы
В седмичный день Великого поста
Особенности данного богослужения содержатся в Типиконе (25 марта).
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов).
Символ веры не читается («И ныне»: сразу «Ослаби, остави…»), так как затем следует вечерня в соединении с полной литургией, где поется Символ веры.
По «Отче наш…»: кондак праздника.
После «Боже, ущедри ны…» священник говорит молитву преподобного Ефрема Сирина с 3 поклонами, затем чтец: «Аминь», «Всесвятая Троице…».
Отпуст краткий праздничный: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
В четверг 5-й седмицы Великого поста
Типикон умалчивает об особенностях данного богослужения, лишь содержит замечание, что «всю службу поем поскору, труда ради бденнаго». Поскольку такое же замечание содержится в Типиконе и относительно совершения часов в праздники Благовещения и полиелейные в седмичные дни поста, то можно вывести следующие особенности.
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов).
По «Отче наш…»:кондак Великого канона «Душе моя…».
После «Боже, ущедри ны…»священник говорит молитву преподобного Ефрема Сирина с 3 поклонами, затем чтец: «Аминь», «Всесвятая Троице…».
Отпуствседневный.
В Великий Понедельник и Великий Вторник
«Блаженны» поются с поклонами по обычаю.
По «Отче наш…»:кондак Триоди.
Отпусткраткий праздничный с вводной фразой «Грядый Господь на вольную страсть…».
В Великую Среду
«Блаженны» поются с поклонами по обычаю.
По «Отче наш…» кондаки читаются следующим образом:
— в храме Господском: кондак Триоди; «Слава»: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Предстательство христиан непостыдное...»;
— в храме Богородичном: кондак Триоди; «Слава»: «Со святыми упокой...»; «И ныне»: кондак храма;
— в храме святого: кондак Триоди и кондак храма; «Слава»: «Со святыми упокой...»; «И ныне»: «Предстательство христиан непостыдное...».
Отпуст: молитва «Владыко многомилостиве…» (вместо отпуста), затем сразу следует особый чин прощения, где священник и братия (в монастыре, на приходах — только священник) испрашивают прощения за грехи, совершенные в период Святой Четыредесятницы.
В Великий Четверг
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов).
Символ веры на практике не читается, на «И ныне»: сразу «Ослаби, остави…», так как затем следует вечерня в соединении с литургией Василия Великого, где поется Символ веры (по аналогии с навечериями Рождества Христова и Богоявления, а также праздником Благовещения). Однако Типикон все же указывает читать Символ веры.
По «Отче наш…»: кондак Триоди, «Господи, помилуй» (40 раз) и молитва «Всесвятая Троице…».
Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Иже за превосходящую благость…».
В Великую Пятницу
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов).
По «Отче наш…»: кондак Триоди, «Господи, помилуй» (40 раз) и молитва «Всесвятая Троице…», «Буди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й.
Отпуст краткий праздничный с вводной фразой «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения Страшныя Страсти…».
В Великую Субботу
«Блаженны» читаются без пения, «Слава, и ныне»: «Помяни нас, Господи...» (читается без поклонов).
Символ веры на практике не читается, на «И ныне»: сразу «Ослаби, остави…», так как затем следует вечерня в соединении с литургией Василия Великого, где поется Символ веры (по аналогии с навечериями Рождества Христова и Богоявления, а также праздником Благовещения). Однако Типикон все же указывает читать Символ веры.
По «Отче наш…»: кондак Триоди, «Господи, помилуй» (12 раз)[249](!) и молитва «Всесвятая Троице…».
Отпуст краткий праздничный без вводной фразы: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».