Великий Вторник и Великую Среду

Кафисмы читаются на 3-м и 6-м часах по обычаю (на 1-м и 9-м кафисм нет).

Тропари великопостные поются по обычаю с поклонами.

После Богородична (на 3-м и 9-м) или после второго прокимена (на 6-м) читается Евангелие. По Уставу в первые три дня Страстной седмицы на часах (кроме 1-го) прочитывается все Четвероевангелие до Ин. 13, 31.

По «Отче наш…»:кондак Триоди.

Молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю поклонами (на 9-м часе — с тремя).

§5. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ЧАСА

Великие часы, как мы уже отмечали, совершаются три раза в году: в навечерие Рождества Христова, в навечерие Богоявления и в Великую Пятницу. Однако если Рождество Христово или Богоявление случится в воскресенье или понедельник, то Великие часы совершаются в пятницу (перед навечерием). Это самый торжественный вид часов; Великие часы совершаются при открытых царских вратах, и на каждом часе полагается каждение. Наиболее полное последование Великих часов дается в Типиконе, 24 декабря (см.: «Последование часов, певаемых в навечерии Рождества Христова»). Назовем сначала отличительные черты Великого часа в сравнении с обычным часом.

1. Все четыре Великих часа (1-й, 3-й, 6-й и 9-й) совершаются вместе (исключение имеет место только в том случае, если Благовещение случится в Великую Пятницу; в этом случае 1-й час присоединяется к утрене, а 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе с изобразительными).

2. В начале 1-го часа отверзаются царские врата и священник и диакон выходят на середину храма, где и находятся вплоть до окончания чтения Евангелия на 9-м часе (см. 24 декабря). После Евангелия на 9-м часе священнослужители уходят в алтарь, закрывают царские врата.

3. Читаются особые псалмы, подобранные в соответствии с содержанием праздника (из трех псалмов на каждом часе читается один постоянный для данного часа (час 1-й — Пс. 5; час 3-й — Пс. 50; час 6-й — Пс. 90; час 9-й — Пс. 85), тогда как два других — особые).

4. Во время чтения псалмов совершается каждение: на 1-м и 9-м — каждение священником всего храма, на 3-м и 6-м — малое каждение, совершаемое диаконом (см. 24 декабря).

5. После Богородична часа полагается особая пространная вставная часть: поются стихиры, прокимен, читаются паремия, Апостол, Евангелие.

Теперь перейдем к подробному изложению последования Великого часа.

Перед началом часов открываются царские врата, священник в епитрахили и фелоне целует Евангелие и престол (диакон — только престол), затем священник с Евангелием в руках (ему предшествуют свещеносцы и диакон с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата и идет к аналою, поставленному в центре храма прямо против царских врат. Положив Евангелие на аналой, иерей произносит начальный возглас: «Благословен Бог наш...».

Затем сразу следует обычное начало (только в начале 1-го часа):

Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш…».

Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...».

Чтец: «Аминь». «Господи, помилуй»(12 раз). «Слава, и ныне».

Далее общее последование для всех часов.

Чтец: «Приидите, поклонимся…» и псалмы часа по чину. Читаются три псалма, из которых один является постоянным для данного часа, а два других — особые, подобранные в соответствии с содержанием праздника.

Во время чтения псалмов совершается каждение. На 1-м и 9-м часах священник вместе с диаконом, идущим впереди со свечой, совершают каждение всего храма: сначала священник кадит Евангелие на аналое с четырех сторон, затем кадит спереди икону на центральном аналое и поднимается на амвон, входит в алтарь царскими вратами и кадит весь храм по чину (подобно каждению на полиелее). Но на 3-м и 6-м полагается малое каждение, которое совершает только диакон: Евангелие на аналое с четырех сторон, икону на центральном аналое, царские врата, иконостас, священнослужителей, хор, народ и вновь царские врата и местные иконы, Евангелие спереди, настоятеля.

Чтец продолжает: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже»(трижды),«Господи, помилуй»(трижды).«Слава».

Хорпоеттропарь предпразднства или Триоди (в Великую Пятницу).

Чтец:«И ныне»:Богородичен часа.

Хор поет праздничные стихиры (называемые в богослужебных книгах тропарями) со стихами подобно пению стихир на стиховне. Всего три стихиры и два стиха, которые поются следующим образом: 1-я стихира поется дважды без стиха, затем 1-й стих, 2-я стихира, 2-й стих, 2-я стихира еще раз. «Слава»:3-я стихира[237], «И ныне»:3-я стихира еще раз.

Диакон:«Вонмем».

Чтец: «Прокимен, глас… (называет глас и возглашает прокимен)».

Хор поет прокимен.

Чтец говорит стих прокимена.

Хор поет прокимен.

Чтец говорит половину прокимена.

Хор допевает оставшуюся часть прокимена.

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «…чтение»(объявляет надписание паремии).

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает паремию.

Диакон: «Премудрость».

Чтец[238]: «…чтение»(объявляет надписание Апостола).

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает Апостол.

Диакон: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия».

Священник: «Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Священник: «От…(называет имя евангелиста)Святаго Евангелия чтение».

Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Диакон: «Вонмем».

Священник читает Евангелие.

Хор (по окончании чтения): «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». На 9-м часе в это время священник берет в руки Евангелие и уносит его в алтарь, в предшествии свещеносцев и диакона с кадилом и свечой. Евангелие полагают на престоле, затем священник целует Евангелие и престол, диакон целует престол и закрывает царские врата. Завеса остается открытой.

Чтец: библейские стихи часа.

Чтец: Трисвятое по «Отче наш…».

Священник(возглас): «Яко Твое есть Царство и сила и слава…».

Хор: «Аминь». Кондак предпразднства (в Великую Пятницу — кондак Триоди).

Чтец: «Господи, помилуй»(40раз). Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час...». «Господи, помилуй»(трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...».

Священник: на 1-м и 9-м часах — «Боже, ущедри ны...»,на 3-м и 6-м часах — «Молитвами святых отец наших...».

Чтец: «Аминь»и читает молитву часа.

§6. ПОСЛЕДОВАНИЕ ПАСХАЛЬНОГО ЧАСА

Пасхальный час — краткое богослужение, которое совершается на Пасху и во все дни Светлой седмицы не только вместо часов, но и вместо повечерия, полунощницы, утренних и вечерних молитв. Вследствие особой торжественности пасхального богослужения все молитвословия пасхального часа поются.

Священник: «Благословен Бог наш...».

Хор: «Аминь». «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). «Воскресение Христово видевше…» (трижды). «Предварившыя утро яже о Марии…», «Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне…», «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог…»; «Слава»: «Яко Живоносец, яко рая краснейший…», «И ныне»: «Вышняго освященное Божественное селение радуйся…». «Господи, помилуй»(40раз). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...».

Священник: «Молитвами святых отец наших...».

Хор: «Аминь». «Христос воскресе из мертвых…» (трижды).

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...».

Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй»(трижды). «Благослови».

Священник (с амвона): «Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Че­ловеколюбец»(воскресный малый отпуст).

Хор: «Аминь». «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), «конечное» (поется особым быстрым распевом).

Следует особо рассмотреть вопрос, на каких пасхальных часах произносится начальный возглас «Благословен Бог наш…» и на каких совершается отпуст. Дело в том, что в Типиконе и Цветной Триоди этому вопросу не уделяется должного внимания, но дается только общее полное последование пасхального часа с начальным возгласом и отпустом. Однако, основываясь на принципах совершения других видов часов, можно сделать вывод, что вряд ли правильным будет буквальное употребление начального возгласа и отпуста на каждом пасхальном часе, особенно при совершении 3-го и 6-го часов. Потому по аналогии с обычными часами можно предложить следующие практические замечания относительно совершения пасхальных часов.

На 1-м часе, который присоединяется к утрене, начального возгласа нет (сразу следует пение «Христос воскресе…», о чем ясно говорится в 50-й главе Типикона), тогда как малый отпуст обязателен. 3-й час обязательно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», но отпуста не имеет (по аналогии с другими видами часов). В этом случае после возгласа священника «Молитвами святых отец наших…» сразу поется «Христос воскресе…» и последование 6-го часа. На 6-м часе, который всегда следует сразу за 3-м часом, начального возгласа никогда не бывает, но отпуст на практике творится[239]. В пользу этого говорит то обстоятельство, что после вседневного 6-го часа также уместен отпуст (хотя на практике не совершается), так как литургия, совершаемая после 6-го часа, занимает исключительное место среди служб суточного круга[240]. Еще один аргумент в пользу отпуста на 6-м часе (любом, не только пасхальном) можно увидеть в 49-й главе Типикона в последовании понедельника 1-й седмицы, где предписывается творить отпуст на 6-м великопостном часе (хотя далее в тексте Типикона допускается и совершение 6-го великопостного часа без отпуста). Наконец, 9-й час обязательно начинается возгласом «Благословен Бог наш…» и совершается на практике с отпустом[241] (хотя вседневный 9-й час, совершаемый в храме, а не в притворе, отпуста не имеет). Для наглядности представим наши выводы в виде таблицы.

Наши рекомендации