Особенности воскресной утрени в случае шестеричного или славословного святого

Особенности этой службы отражены в 5-й главе Типикона.

По «Бог Господь...»:тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря святого.

Седальны по кафисмам: седальны воскресные Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Однако если этот Богородичен был пропет на «И ныне» по «Бог Господь…» (при совпадении гласов воскресного тропаря и тропаря святого), то необходимо в данном месте прочитать рядовой Богородичен Октоиха (см. Типикон, 52-ю главу, «В неделю на утрени на Бог Господь»).

Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих).

Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные.

Канон: воскресный на 4, крестовоскресный на 2, Богородице из Октоиха на 2, святого на 6.

Катавасия — рядовая по Уставу.

По 3-й песни: кондак и икос святого, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи.

По 6-й песни: кондак и икос воскресные.

По 9-й песни:«Свят Господь Бог наш»,эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен воскресного эксапостилария.

Стихиры на «Хвалите…»:

— если в службе святого есть хвалитные стихиры:стихиры Октоиха — 4; стихиры святого со стихирой «Славы» на 4, причем последние два припева — не воскресные, а святого (со стиховни вечерни или, в случае шестеричного святого, из Общей Минеи); «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: «Преблагословенна еси…»;

— если святой не имеет хвалитных стихир: стихиры Октоиха 8 (последние две стихиры с припевами «Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя…» и «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим…»); «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: «Преблагословенна еси…».

По славословии:тропарь воскресный конечный.

Особенности воскресной утрени

В случае бденного или полиелейного святого

Особенности этой службы отражены в 3-й и 4-й главах Типикона.

По «Бог Господь...»:тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен воскресный по гласу тропаря святого.

Седальны по кафисмам: седальны воскресные Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Однако если этот Богородичен был пропет на «И ныне» по «Бог Господь…» (при совпадении гласов воскресного тропаря и тропаря святого), то необходимо в данном месте прочитать рядовой Богородичен Октоиха (см. Типикон, 52-ю главу, «В неделю на утрени на Бог Господь»).

Величание и избранный псалом святого.

Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих), седален святого по 1-й кафисме, седален святого по 2-й кафисме, «Слава»: седален святого по полиелеи, «И ныне»: Богородичен седальна по полиелеи.

Прокимен, Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные.

Канон:

— в случае бденного святого или полиелейного, имеющего два канона: канон воскресный на 4, Богородице из Октоиха на 2 и святого на 8;

— в случае полиелейного святого, имеющего один канон: канон воскресный на 4, крестовоскресный на 2, Богородице из Октоиха на 2, святого на 6.

Катавасия — рядовая по Уставу.

По 3-й песни: кондак и икос святого, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен Минеи (если в Минее два седальна, то после икоса читается 1-й седален, «Слава»: 2-й седален, «И ныне»: Богородичен Минеи).

По 6-й песни: кондак и икос воскресные.

По 9-й песни:«Свят Господь Бог наш»,эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен воскресного эксапостилария.

Стихиры на «Хвалите…»:стихиры Октоиха — 4; стихиры святого со стихирой «Славы» на 4, причем последние два припева — не воскресные, а со стиховни великой вечерни святого; «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: «Преблагословенна еси…».

По славословии:тропарь воскресный конечный.

Особенности воскресной утрени в случае двунадесятого

Богородичного праздника

Устав такой службы находится в Марковых главах всех Богородичных двунадесятых праздников (см. 8 сентября, 21 ноября и др.). По схеме богослужение подобно службе бденному святому в неделю, однако есть две принципиальные особенности: читается Евангелие праздника (а не воскресное) и стихира евангельская поется не на «хвалитех», а после отпуста утрени.

По «Бог Господь...»:тропарь воскресный (дважды); «Слава, и ныне»: тропарь праздника.

Седальны по кафисмам: воскресные из Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа.

Величание и избранный псалом праздника.

Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих), седален праздника по 1-й кафисме, седален праздника по 2-й кафисме, «Слава»: седален праздника по полиелеи, «И ныне»: другой (или тот же) седален праздника по полиелеи.

Прокимен, Евангелие праздника.

По 50-м псалмепоются только стихиры праздника.

Канон: воскресный на 4, Богородице из Октоиха на 2 и праздника на 8.

Катавасия — рядовая по Уставу.

По 3-й песни: кондак и икос воскресные, седален праздника; «Слава, и ныне»: седален праздника.

По 6-й песни: кондак и икос праздника.

На 9-й песнипоется«Честнейшую…».

По 9-й песни:«Свят Господь Бог наш»,эксапостиларий евангельский; «Слава, и ныне»: светилен праздника.

Стихиры на «Хвалите…»:стихиры Октоиха — 4; стихиры праздника на 4, причем последние два припева — не воскресные, а праздника (со стиховни великой вечерни); «Слава»: стихира праздника; «И ныне»: «Преблагословенна еси…».

По славословии:тропарь воскресный конечный.

По отпусте «Слава, и ныне»: евангельская стихира.

Наши рекомендации