Особенности вседневной утрени

В случае святого без знака (малого святого)

Устав такой службы находится в 10-й уставной главе Общей Минеи и в Месяцеслове (48-я глава Типикона) впоследованиях служб святым без знака (25 сентября, 27 сентября, 2 ноября и т.д.).

По «Бог Господь...»:тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря.

Кафисмыпо Уставу (2 — в период летнего расписа­ния, 3 — в период зимнего расписания; см. 17-ю главу Типикона).

Седальны по кафисмам — из Октоиха.

Канон:1-й канон Октоиха на 6, 2-й канон Октоиха на 4; канон святого из Минеи на 4.

Катавасия — ирмос канона Минеи; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни.

По 3-й песни: седален святого; «Слава, и ныне»: Богородичен (в среду или пятницу — Крестобогородичен) Минеи.

По 6-й песни: кондак и икос святого (иногда икос в Минее отсутствует; в таких случаях читается только кондак святого).

По 9-й песни:

— если светилен в Минее отсутствует, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха;

— если светилен в Минее указан, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен Минеи (в среду и пятницу — Крестобогородичен Октоиха: «У Креста предстоящи...»).

«Всякое дыхание...»и стихиры на «Хвалите…» не поются.

Стихиры на стиховне:стихиры Октоиха со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость Господа Бога нашего на нас...»)[216]; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу «Славы»; в среду или пятницу — Крестобогородичен Минеи на ряду.

Если же в Минее нет стихиры на «Слава», то на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха.

По «Благо есть...»:тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи по гласу тропаря, обозначенный «в конец утрени».

В случае святого, «поемого на 6» (шестеричного святого)

Устав службы шестеричному святому в седмичный день можно найти в 9-й уставной главе Общей Минеи. Некоторые указания находятся также в последованиях служб шестеричным святым в 48-й главе Типикона (например, 5 сентября, 6 сентября, 24 сентября и т.д.).

По «Бог Господь...»:тропарь святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря.

Седальны по кафисмам — из Октоиха.

Канон: 1-й канон Октоиха на 4, 2-й канон Октоиха на 4; канон святого на 6.

Катавасия — ирмос канона Минеи; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни.

По 3-й песни: седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: Богородичен (в среду и пятницу — Крестобогородичен) Минеи.

По 6-й песни: кондак и икос святого.

По 9-й песни:эксапостиларий Октоиха; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен Минеи (в среду и пятницу читается Крестобогородичен Октоиха «У Креста предстоящи...»).

Стихиры на «Хвалите…» (если есть):стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения по гласу «Славы»; в среду же или пятницу поется Крестобогородичен Минеи на ряду.

Стихиры на стиховне:стихиры Октоиха со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...»и «И буди светлость...»); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу «Славы»; в среду же или пятницу поется Крестобогородичен из Минеи на ряду.

По «Благо есть...»:тропарь святого; «Слава, и ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря, обозначенный «вконец утрени».

В случае двух святых

Устав такой службы находится в 10-й уставной гла­ве Общей Минеи и в Месяцеслове (48-я глава Типикона) впоследованиях служб двум святым без знака (2 сентября, 3 сентября и т.д.).

По «Бог Господь...»:тропарь 1-го святого (дважды); «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря 2-го святого.

Седальны по кафисмам — из Октоиха.

Канон: 1-й канон Октоиха на 6, канон 1-го святого из Минеи на 4, канон 2-го святого из Минеи на 4 (второй канон Октоиха не поется).

Катавасия — ирмос канона 2-го святого; поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни.

По 3-й песни:кондак и икос (если есть) 2-го святого; седален 1-го святого; «Слава»: седален 2-го святого; «И ныне»: Богородичен (в среду или пятницу — Крестобогородичен) Минеи.

По 6-й песни:кондак и икос 1-го святого[217].

По 9-й песни:

— если светильны в Минее отсутствуют, то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава, и ныне»: Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха;

— если в Минее находится только один светилен (одному из святых), то читается эксапостиларий Октоиха; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: Богородичен Минеи (в среду и пятницу — Крестобогородичен Октоиха «У Креста предстоящи...»);

— если в Минее приводятся два светильна, то следует читать эксапостиларий Октоиха, светилен 1-го святого; «Слава»: светилен 2-го святого; «И ныне»: Богородичен Минеи (в среду или пятницу — Крестобогородичен Октоиха «У Креста предстоящи...»).

Стихиры на стиховне:стихиры Октоиха со вседневными припевами утрени («Исполнихомся заутра...»и «И буди светлость...»); «Слава»: стихира святого; «И ныне»: Богородичен 2-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу стихиры «Славы»; в среду или пятницу — Крестобогородичен Минеи на ряду.

Если же в Минее нет стихиры на «Слава», то после стихир Октоиха сразу на «Слава, и ныне» поется Богородичен (Крестобогородичен) Октоиха.

По «Благо есть...»:тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: Богородичен 4-го приложения Минеи (Ирмология) по гласу тропаря 2-го святого, обозначенный «в конец утрени».

Наши рекомендации